Защита прав местного самоуправления




Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на защиту нарушенных прав местного самоуправления, и на предупреждение подобных нарушений.

1. Конституционное право местного самоуправления на судебную защиту заключается в том, что в правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в России призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством. В соответствии со ст. 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:[7]

а) органов государственной власти и государственных должностных лиц;

б) органов местного самоуправления и их должностных лиц;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений.

С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. А в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан — жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом “О защите прав потребителей” органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.

Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта РФ может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и т.п.

2. Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Ст. 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом предусматривается ответственность в соответствии с законодательством, которая наступает за неисполнение / ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.[8]

3. Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения. В целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство РФ приняло постановление “О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления” от 27 июня 1996 года. Такое взаимодействие служит повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на уже действующие подразделения.[9]

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения. В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами РФ разнообразных вопросов регионального и местного значения Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 45) наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

4. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества. Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура РФ. Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов РФ, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов РФ, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ (и по вопросам местного самоуправления). В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ. Совет является консультативным органом при Президенте РФ. Его возглавляет Председатель Правительства РФ. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления. К основным задачам Совета относятся, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.[10]

5. Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Например, постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 года была утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, причем задачами Программы являлись: обеспечение разработки правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающей условия для выполнения функций; создание необходимых условий для формирования развитой системы местного самоуправления; обеспечение постепенного перехода от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения; отработка форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение правовых, финансовых и ресурсных гарантии прав местного самоуправления.[11]

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса- Палате местных властей.

Таким образом, защита прав местного самоуправления осуществляется достаточно широко, но может не всегда правильно и не всегда до конца?


Заключение

 

В представленной работе была исследована тема - «Гарантии и защита прав местного самоуправления» с точки зрения современного российского законодательства. В процессе изучения были решены следующие задачи:

▬ исследовано понятие и сущность основных гарантий местного самоуправления с точки зрения современного законодательства РФ;

▬ рассмотрена классификация гарантий местного самоуправления, описаны виды указанных гарантий и раскрыто их основное содержание;

▬ изучено понятие и сущность защиты прав местного самоуправления в свете последних изменений российского законодательства;

▬ проанализировано возможные методы защиты прав местного самоуправления на современном этапе развития российского государства.

По итогам проведенных исследований можно сказать следующее.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций. Необходимым условием полного и эффективного осуществления функций местного самоуправления в России является обеспечение реализации и защиты прав местного самоуправления, и создание гарантий независимости и самостоятельности местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления делят на экономические, организационные и правовые, политические, духовные, юридические и т.п.

В Российской Федерации устанавливается система правовых мер, направленных на защиту нарушенных прав местного самоуправления, и на предупреждение подобных нарушений. К таким мерам относятся – судебная защита местного самоуправления, обращение органов и должностных лиц местного самоуправления в органы госвласти, и к государственным должностным лицам, программами развития местного самоуправления и т.п.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Http://www.rg.ru/.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов вузов/ М.В. Баглай.– М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006.– 365с.

4. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебное пособие. / В.А. Баранчиков. – М.: Юриспруденция, 2007. – 305 с.

5. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации. / Ю.А. Дмитриев. – М.: Издательство Юристъ, 2005. – 340 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова. – СПб.: Издательство Питер, 2007. – 426 с.

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. / О.Е. Кутафин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 294 с.

8. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. / Н.В. Постовой. – М.: Юриспруденция, 2006. – 132 с.

9. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Н.В. Постовой. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 315 с.


[1] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

[2] Дмитриев Ю.А. Муниципальное право РФ / Ю.А. Дмитриев. – М.: Издательство Юристъ, 2005. – с. 115

[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, ст. 113

[4] Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебное пособие. / В.А. Баранчиков. – М., 2007. –с.139-140

[5] Дмитриев Ю.А. Муниципальное право РФ. / Ю.А. Дмитриев. – М.: Издательство Юристъ, 2005. – с. 118.

[6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. / О.Е. Кутафин. – М.: Юнити, 2006. – с.135

[7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова. – СПб., 2007. – с.211

[8] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. / Н.В. Постовой. – М., 2006. – с.61

[9] Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации/ Ю.А. Дмитриев.– М.: Юристъ, 2005.– с. 118

[10] Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебное пособие. / В.А. Баранчиков. – М., 2007. –с.141-142

[11] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник/ Н.В. Постовой– М: НОРМА-ИНФРА-М, 2006–с.96



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: