Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 47- 51.




Февраля

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Лк., 7 зач., II, 22–40.

 

Перевод РБО:

22. Когда закончилось время очищения, предписанное Законом Моисея, Мария и Иосиф понесли Младенца в Иерусалим, чтобы посвятить Его Господу, 23. потому что в Законе Господа написано: «Каждый первенец мужского пола должен быть посвящен Господу». 24. Они должны были также по Закону Господа принести в жертву пару горлиц или двух молодых голубей.

25. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеоном. Он был праведен и благочестив, и с надеждой ожидал Того, Кто принесет утешение для Израиля, и на нем был Святой Дух. 26. Святой Дух открыл ему, что он не умрет, пока не увидит Господнего Христа. 27. Святым Духом, Симеон пришел в храм, и когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним то, что было установлено Законом, 28. Симеон взял Его на руки и благословил Бога, сказав:

29. – Владыка! Как Ты и обещал,

теперь Ты отпускаешь Своего слугу с миром,

30. потому что мои глаза увидели спасение Твое,

31. которое Ты приготовил перед лицом всех народов,

32. свет откровения язычникам

и славу народа Твоего Израиля!

33. Отец и мать удивлялись тому, что было сказано о Нем. 34. Потом Симеон благословил их и сказал Марии, матери Его:

– Он будет причиной падения и возвышения для многих в Израиле и станет знамением, которое будет многими отвергаемо, – 35. да и тебе самой меч пронзит душу. Через все это откроются тайные мысли многих людей.

36. Там находилась также пророчица Анна, дочь Фануила, из рода Асира. Она была в глубокой старости. Анна прожила семь лет со своим мужем, 37. а всю остальную жизнь она жила вдовой. Ей было восемьдесят четыре года. Она никогда не покидала храма, день и ночь служа Богу постами и молитвами. 38. Подойдя в этот момент к тем, кто принес Его, она возблагодарила Бога и говорила о Ребенке всем ожидавшим избавления для Иерусалима. 39. Когда родители Иисуса сделали все, что предписывал Закон Господа, они возвратились в Галилею, в свой родной город Назарет. 40. Ребенок рос и набирался сил и мудрости, и милость Божья была на Нем.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 47- 51.

Освящение, или очищение первенца. Согласно Закону[1], каждый перворожденный мужского пола был посвящен, то есть отдан Богу. Это посвящение заменялось древним обрядом «выкупа за первородного» [2]. В Законе установлено, что за сумму в пять сиклей серебра родители могли выкупить у Бога своего сына. Деньги эти уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения.

Очищение матери после рождения ребенка. Женщина считалась нечистой в течение сорока дней после рождения мальчика, и в течение восьмидесяти дней после рождения девочки. Она могла выполнять свою домашнюю работу, но не могла посещать храм или принимать участие в любом религиозном обряде[3]. По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех. Это было довольно дорого, и поэтому Закон допускал, если женщина не могла купить агнца, принести в жертву вместо него второго голубя. Принесение в жертву двух голубей вместо ягненка и голубя называлось «жертвоприношением бедных». Именно такое жертвоприношение принесла Мария. И мы снова видим, что Иисус родился в небогатой семье, в которой нужно было трудиться и считать каждую копейку.

В то время не было иудея, который не считал бы свой народ избранным народом. Но в чем состояло это избранничество? В мировом величии? Однако иудеи прекрасно сознавали, что чисто человеческими усилиями они никогда не смогут достичь этого величия. Конечно, большинство иудеев верило, что, раз уж они являются избранным народом, они однажды завладеют всеми народами земли. Но как? Одни полагали, что в свое время какой-то великий небесный герой сойдет с небес на землю. Другие верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля. Третьи же верили, что сам Бог каким-то необъяснимым, непредсказуемым и сверхъестественным образом вмешается в ход истории. Но, наряду со всеми этими иудеями, была среди них еще одна небольшая группа людей, так называемые «кроткие в стране». Эти не мечтали о насилии и власти, об армиях и знамениях; они просто проводили жизнь в молитве и спокойном созерцании, ожидая пришествия Бога. Симеон был одним из них; в молитве, в благоговейном почитании, в преданной надежде ожидал он того дня, когда Бог утешит свой народ. Бог обещал Симеону чрез Святого Духа, что он не умрет до того дня, пока не увидит Мессию, помазанного Богом Царя. В Младенце Иисусе Симеон узнал Его и был утешен. Он сознал, что Бог отпускает его с миром, а слова его стали одним из самых любимых гимнов церкви.

И вот, праведный и благочестивый Симеон, движимый Святым Духом, пришел в храм. Он встретил Иисуса и Его родителей, взял Младенца на руки и благословил Бога за то, что исполнилось Его обетование. В пророческом гимне Симеон обращается к Богу как к Владыке, который уготовал спасение «перед лицом всех народов». В этом гимне подчеркнут мотив универсализма: спасение принесет «свет к просвещению язычников». Это напоминает нам пророчества Исаии: «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божье]» (Ис 40:5); «и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис 52:10). В гимне Симеона в качестве спасительных средств еще не упоминаются крест и воскресение Иисуса. Спасение мира усматривается в Его вочеловечении, в воплощении. Важно заметить при этом намек на высказывания пророка Исаии о страдающем «рабе Господнем», который прольет спасительный свет от Израиля на все народы земли:

– Я, Господь, призвал Тебя в праведности;

Я буду держать Тебя за руку.

Я буду хранить Тебя, и через Тебя

Я заключу завет с народом

и принесу свет язычникам,

(Ис 42:6);

Он говорит:

«Слишком мало для Тебя

быть Моим Слугой,

восстановить роды Иакова

и возвратить уцелевших Израиля.

Я сделаю Тебя светом для язычников,

чтобы спасение Мое достигло концов земли».

(Ис 49:6).

Свидетельство Симеона о мессианстве Младенца Иисуса удивило Его родителей. Симеон благословил их и сделал предсказание Марии: ее Сын, Мессия Иисус, вызовет разделение в Израиле: многие соблазнятся, им Иисус будет на «падение», они споткнутся и упадут. Но многим - на «восстание». Следует заметить, что слово «восстание» (άνάστασις) у нас переводится обычно как «воскресение». Он станет «предметом пререкания», буквально «знамением, которое будут отрицать». Все это указывает на страсти и крест, но также на последователей Христа и на Церковь. Отвержение Иисуса Израилем пройдет через душу Его матери Марии как «оружие» (буквально - «меч»). Возможно, евангелист здесь снова понимает Марию как образ верующей Церкви. Ведь и в самой церкви борьба за Христа и страдания со Христом действуют как болезненный меч, проникающий в ее душу.

В рассказе появляется пророчица Анна, которая тоже принадлежала к «кротким в стране». Об этой Анне мы знаем только то, что здесь кратко сказано евангелистом. Анна была вдовой. Ей было восемьдесят четыре года. Она, как и Симеон, состарилась, но никогда не переставала надеяться, потому что не отходила от храма, постилась и не переставала молиться днем и ночью. Она поддержала пророчество Симеона, говоря всем о Младенце и о Его спасительной миссии. Своим свидетельством она подтверждала, что мессианские ожидания Иерусалима исполнились в Иисусе.


[1] Исх 13:2.

[2] Чис 18:15-16.

[3] Лев 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: