Факторы, влияющие на действенность убеждения




План – конспект занятия кружка «Юный психолог»

Занятие № 16

Форма работы: информационный час

Тема занятия: «Обоснование факторов, влияющих на формирование «фильтров»: убеждений, интересов, воспоминаний»

Убеждение - это направленное воздействие на человека посредством аргументов.

Обычные средства убеждения - это показ, рассказ и обоснование (аргументация).

Как вид психологического воздействия, убеждение - это воздействие прямое и обращенное к сознанию.

В целом убеждение относится к мягким формам влияний (в сравнении с физическим воздействием и другими средствами принуждения), однако в исполнении разных людей убеждение может звучить очень различно.

Убеждения влияют на поведение, хотя и не прямым образом. Можно сказать, что убеждение - это внутреннее побуждение или принуждение к действию через обращение к разуму.

Факторы, влияющие на действенность убеждения

Анализируя факторы, влияющие на действенность сообщения, Эллиот Аронсон и Энтони Пратканис выделили четыре стратагемы влияния: предубеждение, доверие к источнику, послание и эмоции.

Если нас собеседник может и хочет обдумывать то, что мы ему говорим, для убедительности мы должны приводить аргументы. Если человек слушает нас "в пол уха", невнимательно, более убедительными оказываются не аргументы, а что-то привычное и понятное, кажущееся разумным.

Для типовых ситуаций общения можно сформулировать следующие правила убеждения​:

  • Правило Гомера: наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.
  • Используйте метод Сократа: для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да».
  • Чем статуснее человек, тем сильнее кажутся его аргументы.
  • Тот, кто понравился, кажется более убедительным.
  • Начинайте с того, что вас сближает.
  • Аппелируйте к интересам и потребностям людей.
  • К своим словам добавьте душу и тело.
  • Наглядность!
  • Больше обращайтесь к эмоциям!

Интересы выражают специальную направленность личности на познание определенных явлений окружающей жизни и вместе с тем более или менее постоянную склонность человека к определенным видам деятельности.

Особенностью интересов является:

1) сосредоточенность личности на довольно узком круге областей знания и видов деятельности; например, интерес к медицине вообще и к ее специальной отрасли — хирургии в частности; интерес к технике вообще и к электронике или автоматике в частности и т. д.;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности, которые интересуют человека;

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4) активизация не только познавательных процессов, но и творческих усилий человека в данной области.

Интересы всегда характеризуются своеобразным эмоциональным удовлетворением, побуждающим человека к длительному занятию соответствующей деятельностью. Вместе с тем в большинстве случаев интересы связаны с развитием и совершенствованием знаний и навыков, с продвижением человека вперед в интересующей его области.

Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, к любопытству. Между тем всякий действительный интерес обязательно содержит в себе следующие три стороны:

1. знания, которыми человек обладает в интересующей его области,

2. практическую деятельность в этой области и

3. эмоциональное удовлетворение, которое человек испытывает в связи с этими знаниями и этой деятельностью.

Чувство удовлетворения обязательно присутствует во всяком истинном интересе, но не само по себе, а как органически связанное с данной областью знаний и практики.

Педагогически важно начинать воспитание интересов с предварительного сообщения необходимых начальных знаний в данной области и с организации соответствующей практической деятельности, умело соединяя их с чувством удовольствия, вызываемого успехом в овладении соответствующими знаниями и навыками.

При этом необходимо содействовать формированию у воспитанников разносторонних общественно значимых интересов. Ведь интересы у одного человека могут проявиться в виде страсти к простому коллекционированию каких-либо предметов, у другого наблюдается наличие интересов, имеющих большое общественное значение, когда деятельность в интересующей человека области помогает продвигаться вперед всему обществу. Таковы, например, интересы в области науки, техники, искусства.

Для характеристики личности большое значение имеют:

1. Содержание и характер интересов. Различают интересы глубокие и поверхностные, сильные, целиком захватывающие человека и побуждающие его к серьезной деятельности, к преодолению препятствий на его пути, и слабые, связанные с пробуждением инициативы и творческой активности человека; «созерцательные», в которых человек больше удовлетворяет свою любознательность, пользуясь достижениями других людей.

2. Устойчивость или, наоборот, легкая переключаемость интересов иногда на прямо противоположные виды деятельности.

3. Узость или многогранность интересов, когда у одного человека интересы сосредоточены в какой-либо небольшой специальной области, а у другого, наоборот, обнимают разнообразные отрасли знании и виды деятельности.

Воспоминания – связующая нить между прошлым и настоящим. Какие-то едва возможно вспомнить, а некоторые поражают своей детализацией. Так чем же они являются, и как работает этот механизм? Почему воспоминания бывают ложными? Как избавиться от неприятных и чем полезны приятные?

Воспоминания — это способность мозга восстанавливать образы и ситуации, прожитые в прошлом. Лучше всего запоминаются моменты жизни, которые вызывают большее количество эмоций. Их гораздо проще вспомнить даже в мельчайших подробностях. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными.

  • Произвольными называют те, которые мы пытаемся вызвать собственными силами. Например, имена, даты, адреса, номера телефонов и т.д.
  • Непроизвольные являются спонтанными и появляются в момент, когда мы сталкиваемся с образами или запахами, которые наблюдали в прошлом. Непроизвольные связаны с эмоциями и поэтому дольше сохраняются в сознании.

Главное отличие произвольных заключается в том, что они составляют сознательную память, а непроизвольные – бессознательную, неумышленную.

Воспоминания бывают:

  • ностальгические;
  • приятные;
  • тягостные;
  • радостные;
  • обрывочные;
  • печальные;
  • кошмарные;
  • романтические и т.д.

Формируясь в нашем подсознании, они обязательно проходят сквозь осведомленные эмоции, а значит, несут в себе их отпечаток.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: