План – конспект занятия кружка «Юный психолог»
Занятие № 16
Форма работы: информационный час
Тема занятия: «Обоснование факторов, влияющих на формирование «фильтров»: убеждений, интересов, воспоминаний»
Убеждение - это направленное воздействие на человека посредством аргументов.
Обычные средства убеждения - это показ, рассказ и обоснование (аргументация).
Как вид психологического воздействия, убеждение - это воздействие прямое и обращенное к сознанию.
В целом убеждение относится к мягким формам влияний (в сравнении с физическим воздействием и другими средствами принуждения), однако в исполнении разных людей убеждение может звучить очень различно.
Убеждения влияют на поведение, хотя и не прямым образом. Можно сказать, что убеждение - это внутреннее побуждение или принуждение к действию через обращение к разуму.
Факторы, влияющие на действенность убеждения
Анализируя факторы, влияющие на действенность сообщения, Эллиот Аронсон и Энтони Пратканис выделили четыре стратагемы влияния: предубеждение, доверие к источнику, послание и эмоции.
Если нас собеседник может и хочет обдумывать то, что мы ему говорим, для убедительности мы должны приводить аргументы. Если человек слушает нас "в пол уха", невнимательно, более убедительными оказываются не аргументы, а что-то привычное и понятное, кажущееся разумным.
Для типовых ситуаций общения можно сформулировать следующие правила убеждения:
- Правило Гомера: наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.
- Используйте метод Сократа: для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да».
- Чем статуснее человек, тем сильнее кажутся его аргументы.
- Тот, кто понравился, кажется более убедительным.
- Начинайте с того, что вас сближает.
- Аппелируйте к интересам и потребностям людей.
- К своим словам добавьте душу и тело.
- Наглядность!
- Больше обращайтесь к эмоциям!
Интересы выражают специальную направленность личности на познание определенных явлений окружающей жизни и вместе с тем более или менее постоянную склонность человека к определенным видам деятельности.
|
Особенностью интересов является:
1) сосредоточенность личности на довольно узком круге областей знания и видов деятельности; например, интерес к медицине вообще и к ее специальной отрасли — хирургии в частности; интерес к технике вообще и к электронике или автоматике в частности и т. д.;
2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности, которые интересуют человека;
3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
4) активизация не только познавательных процессов, но и творческих усилий человека в данной области.
Интересы всегда характеризуются своеобразным эмоциональным удовлетворением, побуждающим человека к длительному занятию соответствующей деятельностью. Вместе с тем в большинстве случаев интересы связаны с развитием и совершенствованием знаний и навыков, с продвижением человека вперед в интересующей его области.
|
Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, к любопытству. Между тем всякий действительный интерес обязательно содержит в себе следующие три стороны:
1. знания, которыми человек обладает в интересующей его области,
2. практическую деятельность в этой области и
3. эмоциональное удовлетворение, которое человек испытывает в связи с этими знаниями и этой деятельностью.
Чувство удовлетворения обязательно присутствует во всяком истинном интересе, но не само по себе, а как органически связанное с данной областью знаний и практики.
Педагогически важно начинать воспитание интересов с предварительного сообщения необходимых начальных знаний в данной области и с организации соответствующей практической деятельности, умело соединяя их с чувством удовольствия, вызываемого успехом в овладении соответствующими знаниями и навыками.
При этом необходимо содействовать формированию у воспитанников разносторонних общественно значимых интересов. Ведь интересы у одного человека могут проявиться в виде страсти к простому коллекционированию каких-либо предметов, у другого наблюдается наличие интересов, имеющих большое общественное значение, когда деятельность в интересующей человека области помогает продвигаться вперед всему обществу. Таковы, например, интересы в области науки, техники, искусства.
Для характеристики личности большое значение имеют:
1. Содержание и характер интересов. Различают интересы глубокие и поверхностные, сильные, целиком захватывающие человека и побуждающие его к серьезной деятельности, к преодолению препятствий на его пути, и слабые, связанные с пробуждением инициативы и творческой активности человека; «созерцательные», в которых человек больше удовлетворяет свою любознательность, пользуясь достижениями других людей.
|
2. Устойчивость или, наоборот, легкая переключаемость интересов иногда на прямо противоположные виды деятельности.
3. Узость или многогранность интересов, когда у одного человека интересы сосредоточены в какой-либо небольшой специальной области, а у другого, наоборот, обнимают разнообразные отрасли знании и виды деятельности.
Воспоминания – связующая нить между прошлым и настоящим. Какие-то едва возможно вспомнить, а некоторые поражают своей детализацией. Так чем же они являются, и как работает этот механизм? Почему воспоминания бывают ложными? Как избавиться от неприятных и чем полезны приятные?
Воспоминания — это способность мозга восстанавливать образы и ситуации, прожитые в прошлом. Лучше всего запоминаются моменты жизни, которые вызывают большее количество эмоций. Их гораздо проще вспомнить даже в мельчайших подробностях. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными.
- Произвольными называют те, которые мы пытаемся вызвать собственными силами. Например, имена, даты, адреса, номера телефонов и т.д.
- Непроизвольные являются спонтанными и появляются в момент, когда мы сталкиваемся с образами или запахами, которые наблюдали в прошлом. Непроизвольные связаны с эмоциями и поэтому дольше сохраняются в сознании.
Главное отличие произвольных заключается в том, что они составляют сознательную память, а непроизвольные – бессознательную, неумышленную.
Воспоминания бывают:
- ностальгические;
- приятные;
- тягостные;
- радостные;
- обрывочные;
- печальные;
- кошмарные;
- романтические и т.д.
Формируясь в нашем подсознании, они обязательно проходят сквозь осведомленные эмоции, а значит, несут в себе их отпечаток.