Традиционные праздники Чехии.




Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………...3

 

Традиционные праздники Чехии……………………………………………………………4

 

Песенная культура Чехии……………………………………………………………………..8

 

Танцевальная культура Чехии…………………………………………………….………....11

 

Заключение……………………………………………………………………………………….17

 

Литература

 

Приложение

 

 

Введение

 

Традиционная культура Чехии, в которой наиболее ярко проявляется своеобразие народа, с течением времени сильно изменилась, однако полностью не забыта. Ее развитие стимулировалось еще начиная с середины XIX в., когда деятели национального возрождения, стремясь сохранить народную культуру, быстро исчезавшую под влиянием урбанизации, обращались к фольклору.

Традиции Чехии в первую очередь связаны с музыкой: каждый из своих праздников - будь то свадебное торжество или религиозный обряд – чехи наполняют веселыми танцами, песнями и другими народными ритуалами.

Однако, несмотря на такие шумные гуляния, гостеприимных и радушных чехов принято считать спокойными и не вспыльчивыми людьми, ценящими порядок и практичный подход ко всему.

 

 

Традиционные праздники Чехии.

 

 

Рождество, пожалуй, считается самым главным религиозным праздником в любой европейской стране, и чехи относятся к нему не с меньшим трепетом.

Его отмечают в домашнем кругу — наряжают рождественское дерево, кладут под него подарки для всех членов семьи.

Подготовка к застолью охватывает всю семью: мама и дети обычно заняты выпечкой рождественского печения, а отец – поисками на рынке карпов для ужина. Кстати, с этим связана еще одна интересная чешская традиция: 24 декабря, в так называемый «Щедрый вечер», семья не сядет за стол, пока не прогуляется до берега Влтавы. Там у торговцев живой рыбой принято покупать несколько карпов и тут же выпускать их в реку. Совершив этот трогательный обряд, чехи возвращаются домой к рождественскому ужину, на который не принято есть мясо.

В январе у чехов наступает масленница. Этот праздник сопровождается бурным весельем, маскарадами, песнями. Во время коледования исполнялись обрядовые танцы, носящие следы магии плодородия. – прыжки "на лен и коноплю", танцы с мечами.

У чехов на масленницу пели песню" Это будет на коноплю, это будет на лен ", исполнители ее старались подпрыгнуть как можно выше, чтобы лен и конопля выросли большими. Танцевали даже старухи. Важно было протанцевать этот танец с "медведем", каждая хозяйка пыталась это сделать, так как медведь был символом плодовитости и силы.

Боевые танцы с саблями также характерны для масленичного каледования. Танцевали взявшись за руки,длинной цепочкой бежали "мочить коноплю" к ближайшей реке и там разрывали цепь. Толкая друг друга в воду.

В смертное воскресенье (предпоследнее воскресенье перед пасхой) или следующее за ней кветное воскресенье чехи совершали обряд выноса смерти – символа зимы.

С обычаем выноса смерти у чехов был связан и обряд – ношение символа весны. Его приносила группа девушек – подростков. Девушки с "летом" ходили по домам с коледами, танцевали, водили хороводы и пели:

Смертное воскресенье,

Куда ты пропало,

Я была, была

 

У св. Юрия.

Св. Юрий едет к нам

Отпереть землю.

Чтобы трава росла,

Трава зеленая, фиалка синяя.

 

В день св. Юрия (24 апреля), по народным преданиям, открывалась земля и выпускала змей и все растения, которые зимовали в ней.

Для отпугивания нечистой силы служили юрские костры. Молодежь встречала лето у этих огней пела:

Св. Юрий идет, лето нам несет.

Лето, лето нам, достойным девушкам.

Св. Юричко, мое сердечко,

Приди, приди к нам. Принеси нам теплое лето.

 

Спустя десять дней после вознесения, чехи праздновали летнице. Цикл этих обрядов был связан с христианским праздником св. духа. Это был зеленый праздник, все дома украшались ветками деревьев, молодежь продолжала веселится под маем. Праздник кончался танцами и обильным угощением.

Неделя после дня св. духа пред троицей у чехов называлась королевкой, ходили с колядой ряженые король и королева со свитой – взрослая молодежь села.

С колядами ходили и девочки 7- 13 лет с деревцем маем, ряженые королевнами. Девочки танцевали, пели хороводные песни:

Мое милое лето, что ты нам принесло?

Все хорошее, цветы синие,

Чтобы трава росла, трава зеленая,

Розоча красная.

 

Обычаи и обряды второго этапа солярного культа - летнего солнцестояния – группируются вокруг праздника св. Яна (24 июня), совпадаюшего с самым длинным днем года.

Праздники летнего солнцестояния славили природу. Песни янской ночи говорят о любви, будущих свадьбах.

Следующие летние месяцы заполнены тяжелыми сельскохозяйственными работами и календарными праздниками очень бедны.

В конце июня у чехов обычно начинался сенокос, а затем сбор урожая. Во время сенокоса обязательно пели протяжные луговые песни-травницы. Известны и многочисленные песни периода жатвы. Пелись они без музыкального сопровождения, ритм их определялся самим характером работы, они очень близки сенокосным песням-травницам.

Сохранились многочисленные записи чешских жатвенных песен:

Жните, девушки, жните,

Но головы не поднимайте;

Так, кто голову поднимет,

Останется на козе.

(" Останется на козе" – отстанет от других.)

Особое место в обрядовом фольклоре чехов занимали исполнявшиеся во время этого праздника дожинковые песни.

Песни-дожинки пели после уборки урожая по дороге с поля, когда шли с венцом, при чествовании хозяина, во время угощения. Они имели много общего с жатвенными песнями, но по сравнению с ними имели свои особенности. Прежде всего напев их был не протяжный, а танцевальный. Дожинковые песни были ближе всего к песням свадебным и по своему содержанию.

Очень древнего происхождения и другой праздник, содержанием которого были благодарность духам и языческим богам за богатый урожай и мольба об урожае будущего года. Называется этот храмовый праздник освящение, его старое название – годы.

В Южной Моравии молодежь с музыкой обходила все дома, танцуя и выпивая с хозяевами и получая подарки, как во время масленницы. Музыка и танцы длились до утра. Типичная песня периода храмовых праздников:

Когда я шел на год, Эй, шел я с перышком (на шляпе),

Моя милая смотрела,

Эй, на меня в окошечко.

Когда я шел домой с годов,

Эй, голова порублена,

Завяжи ее мне, моя милая,

Эй, чтобы не болела.

Для восточной Моравии во время храмовых праздников были характерны многие элементы свадебной обрядности. В частности, молодежь танцевала архаичный обрядовый танец – жабий.

Храмовые праздники заканчивают осенний цикл календарных праздников, начинаются пост и переход к зимнему периоду.

 

 

Песенная культура Чехии.

 

Веселье непременно сопровождается песнями и танцами. Чешские народные песни по своему типу сдержанны и строги, для них характерен мажорный лад, правильный ритм. С той или иной песней связан определенный танец. Наиболее распространены чешская полька, соуседка (вальс с хороводом), седлацка (кружение пары). Самодеятельные ансамбли народных инструментов существуют в каждой деревне или маленьком городе. Еще совсем недавно были распространены ансамбли из двух скрипок, контрабаса, кларнета, флейты, постепенно вытесняемые духовыми инструментами. Пропаганда сохранения народного творчества получила в Чехии большой размах. Работают кружки народной музыки, художественных промыслов, кройки и шитья традиционной одежды. Огромной популярностью пользуются фестивали народной музыки, танцев, песни, устраиваемые во многих городах.

Каких-либо нотных записей чешских народных песен этого древнего периода не сохранилось. Лишь косвенные и весьма общие предположения можно было бы сделать по материалам старинных песенных сборников – так называемых "Канционалов". Песни "Канционалов" записаны лишь в ХVI столетии, а самые напевы их относятся, вероятно, ко времени ХV или ХIV веков. Более древние литературные памятники не раз упоминают о земледельческих, охотничьих, военных, религиозных и других чешских песнях. Можно предположить, что некоторые черты их характера и склада сохранились и были воспроизведены в позднейших, уже записанных образцах.

Старинная чешская песенность диатонична (хроматическая интонация совершенно не свойственна ей), имеет склонность к переменным ладам и четным размерам. Мелодика ее сравнительно короткого дыхания (частные цезуры), ярко-выразительная, с четким, ровным контуром и довольно редким мелизматическим орнаментом. Ритмы чаще плясовые, моторные (многие - с характерными акцентами на слабых долях). Вот образец чешской песенности, записанный в ХIV веке:

 

 

 

Древнейший вид чешской народной песенности – крестьянская. С ростом городов и городской культуры получил развитие и городской фальклор – ремесленные песни (до того бытовавшие в деревне). Повсюду давали представления с музыкой и танцами странствующие музыканты. Это были не только одаренные, но и вольнолюбивые люди из глубочайших народных низов – разорившихся крестьян и ремесленников, расстриженного духовенства, беглых солдат, а в последствии – и беднейшей части студенчества. Их искусство было жизненно-правдивым, злободневным и нередко заостренным против сильных мира – светских и духовных князей.

Главным образом из литературных источников и по живописным изображениям можно судить о чешском инструментальном фальклоре. Там фигурировали волынки и флейты. Бубны и барабаны, кобзы (цитры) и лиры.

Уже тогда определились национальные особенности их музыки: подвижный склад, связь с танцем, распевность, сочетающаяся с остротой ритмики. Характерно сочетание двухдольных и трехдольных ритмов либо чередование двутактов, трехтактов или пятитактов, отсутствие метрической квадратности". Указанные особенности типичны для семейно-бытовых, любовных, отчасти обрядовых песен.

 

Эпос появился в Чехии сравнительно поздно; гуситские войны послужили поводом к его созданию. Песня стала " опорой "народной борьбы за вольную свободу. Наступила героическая пора чешской песни.

Мелодиям гуситских песен присуща тяжелая маршевая поступь, суровая монолитность образа. Таков, например, боевой гимн таборитов " Кто вы, божьи воины":

 

 

Звучание этого гимна в устах чешских патриотов устрашало и наемные войска немецких князей, пытавшиеся подавить гуситское движение, и турецкие полчища, вторгшиеся в 20-х годах ХVI века в Европу.

Новый важный этап в развитии чешской песенности связан с периодом " национального возрождения", возглавленного будителями. Особое значение приобретает танец как выражение чувства оптимизма, уверенности в своих силах, неукротимости духа. Именно теперь происходит более живой обмен культурным опытом между городом и деревней, и тем самым новые черты вносятся в бытовые танцы. Очень интенсивно эти процессы развиваются в первой четверти ХIХ века.

 

 

Танцевальная культура Чехии.

 

Сохранились память о плясках военных, торжественно поминальных, обрядовых. Традиции последних восходят к языческим временам. Встречаются пляски игровые и хороводные ("коло"); содержание и форма их весьма разнообразны.

В обряде старинной чешской свадьбы пляски, сопровождаемые пением, играют ведущую роль. Торжественно справляется, как и ряда других славянских народностей, время зимнего равноденствия - "мясопуст", то есть масленница, в дни которой исполняются игровые танцы карнавальных шествий, ряженья и молодечества (их названия: "медведь", " дятел", "трубочист" и т. п.).

Богаты подобными танцами и весенние обряды. Таковы "майские пляски" – вокруг "майки" (украшенного дерева) или "фидловачка" – славление весны в песенно-танцевальной театрализованной форме. С давних пор "фидловачка " являлась праздником сапожного цеха, на что указывает само название танца ("фидловачка" по-чешски значит "лощило"- этот сапожный инструмент служил эмблемой цеха). Известны и осенние обрядовые танцы, именуемые "сламник".

В отличие от обрядовых плясок, семейно-бытовые танцы сильнее подверглись изменениям, обусловленным развитием народной жизни. Но еще и поныне в Чехии очень популярны круговые танцы, именуемые "до колечка":

 

Нескончаемым потоком здесь льется одна песня за другой на основе неизменной ритмической фигуры, в то время как круг танцующих все более ширится…

Одновременно развивалась городская танцевальная культура, и к 30-40-м годам прошлого века в Чехии не было существенных различий между тем, что и как танцевалось в деревенском или городском демократическом быту. Это также одна из отличительных особенностей национальной чешской культуры.

Сословные балы, на которые не допускались народная музыка, ныне уступают место общедоступным танцевальным вечерам. Последние проводятся с большим патриотическим воодушевлением и именуются "чешскими балами". Показателен также интерес крупнейших деятелей национальной культуры к отечественному танцу. В произведениях Божены Немцовой есть не мало поэтичных страниц, посвященных описанию плясок в чешской деревне.

Одним из наиболее ярких национальных достижений в обновленной чешской танцевальной культуре ХIХ века является полька. Полька (чеш. Polka) – один из наиболее популярных национальных чешских танцев. З. Неедлы предполагает, что слово "polka" означает "польская"; по его мнению, название этого танца связано с возросшим интересом к Польше во время Национального польского восстания 1830-31. Согласно другой точке зрения, название происходит от чешского pulka - "полшага". Полька обобщила типичные черты танцевальной культуры Чехии. Ее танцевальные движения сложились под влиянием экосеза, контраданса и кадрили. Полька – двудольный танец, родственный по ритму другим чешским народным танцам (обкрчак, рейдовачка, вртак). Образное содержание жанровых и лирических образов до героических. Мелодический склад польки включает интонации как двудольных чешских танцев типа "скочны" (подвижный танец с подскоками), так и трехдольных лирических. Во второй половине 19 в. полька как бальный танец приобрела популярности во всей Европе, утратив в значительной мере национальные черты. Мелодико-ритмические истоки польки встречаются в разных народных танцах (например, "нимра", "мадера"):

Мадера

 

 

Но ее популярность возрастает с середины 30-х годов ХIХ века. Отныне польку называют выражением национального духа чехов и ее музыке придают исключительное многообразие оттенков и содержания – от героики до лирики.

Известно пристрастие чешского народа к танцевальным движениям быстрого стремительного характера. Двухдольный размер хорошо этому соответствует. Наиболее показательна в данном отношении "скочна", в которой подскок еще более подчеркивал бодрость, живость танца:

 

 


Скочна

220 Vivace

 

К ней примыкают "обкрочак", "дупак", "крапивник" (то есть галоп) и другие.

Трехдольные танцы менее популярны в Чехии. Выделяется лишь "соуседка". В противовес быстрым, молодежным, этот танец "соседский"- солидных, пожилых людей (хотя исполняет молодежь). По своему характеру он близок баварскому "дрейеру" или австрийскому "лендлеру":

 

221 Modorato Соуседска

 

Своеобразную группу образуют танцы, именуемые "матениками" (возникли в ХVII- ХVIII веках). Наименование это произошло от чешского слова "mateni", что значит "путаница, беспорядок". Эти танцы, в которых вольно и затейливо совмещаются четные и нечетные размеры, нередко создавая сложные переменные ритмы с прихотливо выделенными акцентами. Самый популярный матеник- "фуриант"(в переводе - "гордец").

Cначала танец имел юмористический оттенок – служил пародией на зажиточного крестьянина, позднее стал выражением удальства, молодечества.

Юноша, пародируя расхваставшегося толстого, надутого седлака, танцует, упирая руки в боки и топая ногами, скидывает во время танца кафтан, чтобы показать свою дорогую полотняную рубаху, и устремляется за девушкой, кружащейся в легком танце и старающейся упорхнуть от назойливого кавалера; но юноша настиг девушку, обнял ее за талию, и они танцуют соуседску. А крестьяне, стоящие вокруг, поют веселую песню, популярный и знаменитый “Седлак”:

Седлак, седлак, седлак,

Еще разок седлак.

Седлак, седлак, седлак,

Он знатный пан.

Он такой пузатый,

Пояс на кожухе...

Тули-тули-тули -

Ту-тули-пан.

 

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие. Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловестные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца.

Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый "обкрочак", исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки – на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка – правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки.

Для танца "вртак" также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец "соуседска" – плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях. Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее.

Для чешских танцев характерны движения польки, причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и т.д. Некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша высоко подняв девушку, вращается вместе с ней. Держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше.

Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальные и танцевальные фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце сочетаются различные музыкальные размеры.

В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение и волынку.

Очень живописны и своеобразны чешские национальные костюмы, имеющие в каждой области свои особенности. Для женских костюмов характерны: белые кофточки с пышными рукавами, отделанные рюшем или кружевами; красные бамбетки; большое количество нижних юбок, верхняя юбка может быть ярко-красной или васильковой. Шею украшает ниточка бус. На голове – белая наколка с большим бантом сзади (Приложение).

Чешские танцы исполняются под маленький оркестр, в который входят цимбалы, скрипки, контрабас.

 

Заключение

 

 

Чехи отмечают многие календарные праздники. Веселье непременно сопровождается песнями и танцами. Чешские народные песни по своему типу сдержанны и строги, для них характерен мажорный лад, правильный ритм. С той или иной песней связан определенный танец.Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие.

 

 

Тржасак —парный или парно-массовый танец, исполняется любым количеством пар, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. В танце две фигуры.

Исходное положение. Исполнители в парах стоят лицом друг к другу: девушка пра­вым плечом по направлению движения, юноша— левым. Правой рукой юноша держит девушку за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Левой рукой юноша держит правую руку девушки. Соединенные руки подняты по направлению движения. Ноги — по 6-н позиции. Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.


1-я фигура. 8 тактов. Музыка А (проигрывается два раза).

Исполнители парами, полькой с трамплином двигаются по кругу против хода часовой стрел­ки, вращаясь по ходу часовой стрелки.

1-й такт Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки, вращаясь в парах на пол­круга вправо, то есть по ходу часовой стрелки, выполняя польку с трамплином (дв. № 8): девушка с правой ноги, юноша — с левой.

3-й4-й такты 5-й—8-й такты

2-й такт Исполнители продолжают в парах вращаться (дв. Л° 8): девушка левым плечом по направ­лению движения, выполняя польку с левой ноги, юноша — правым плечом, с правой ноги. К концу такта пары заканчивают поворот на полный круг. Повторение 1—2-го тактов.

Повторение 1—4-го тактов.

Исполнители в парах вращаются по ходу часовой стрелки, двигаясь по кругу против хода

часовой стрелки (дв. № 8).




 


2-я фигура. 8 тактов. Музыка Б.

Исполнители каждой пары друг перед другом выполняют подскоки по 4-й параллельной

позиции, затем вращаются в парах простыми шагами. 1-й такт Исполнители в паре друг перед другом выполняют подскоки по 4-й параллельной позиции

(дв. Х° 5), выдвигая на счет «раз» левую ногу вперед, правую назад. Корпус прямой.

Руки соединены и скрещены перед исполнителями, то есть правой рукой исполнители

держатся за правую руку, левой за левую. Правые руки находятся под левыми руками.

Головы направлены лицом друг к другу. 2-й такт Исполнители, продолжая движение № 5, выдвигают правую ногу вперед, левую назад.

Kopпус, руки и голозэ в том же положении. 3-й такт Повторение 1-го такта. 4-й такт Повторение 2-го такта.

5-й8-й Исполнители в парах, соединив правые руки в локтях, вращаются простыми шагами по такты ходу часозой стрелки, делая первый шаг правой ногой. Шаги выполняются на каждую

четверть такта. Левые руки лежат ладонями сбоку на талии. Голова в том же положении-

Исполнители, улыбаясь, смотрят друг на друга. Танец повторяется сначала, с 1-й фигуры, и может исполняться несколько раз подряд.


Дупак — парный или парно-массовый танец, исполняется любым количеством пар, двига­ясь по кругу против хода часовой стрелки. Пары вращаются движением польки, за­тем поочередно выполняют притопы одной и другой ногой. В танце две фигуры. Исходное положение. Исполнители в парах стоят лицом друг к другу: юноши левым плечом, девушки правым плечом по направлению движения. Юноша правой рукой дер­жит девушку за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Левой рукой юноша держит правую руку девушки. Соединенные руки подняты по направле­нию движения. Ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.


1-я фигура. 8 тактов. Музыка А.

1-й такт Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки, вращаясь в парах по ходу часовой стрелки полькой с подскоком (дв. № 9): девушка с правой ноги, юноша с ле­вой. У девушки корпус слегка наклоняется вправо, у юноши — влево. К концу такта каждая пара повернулась на полкруга.

2-й такт Исполнители продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки, вращаясь в парах по ходу часовой стрелки. Девушка выполняет польку с подскоком с левой ноги, двигаясь левым плечом по направлению движения; юноша — с правой ноги, правым плечом по направлению движения. Корпус у девушки слегка наклоняется влево, у юноши — вправо. Руки в том же положении. За второй такт исполнители, вращаясь в парах, закончи­ли поворот на полный круг.

3-й такт Повторение 1-го такта.

Девушка выполняет польку с подскоком с правой ноги, юноша — с левой. Пары вращаются на полкруга вправо. Корпус и руки в том же положении.

На последнюю восьмую исполнители останавливаются по 6-й позиции.

4-й такт Исполнители в парах поочередно выполняют по два притопа.

На счет «раз» юноша делает притоп по 6-й позиции левой ногой, на счет «и» — правой. Во время притопов юноши девушка стоит по 6-й позиции. Затем, как бы отвечая, девушка делает притопы на счет «два» правой ногой, на счет «и» — левой ногой по 6-й позиции. Корпус прямой, руки в том же положении. Во время притопов девушки юноша стоит по 6-й позиции.

5-й—6-й Повторение 1—2-го тактов.

такты Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки, вращаясь в парах по

ходу часовой стрелки (дв. 9).

7-й такт Повторение 3-го такта.

К концу такта исполнители останавливаются по 6-й позиции.

8-й такт Повторение 4-го такта.

2-я фигура. 8 тактов. Музыка Б.

В каждой паре юноша правой рукой берет правую руку
девушки, соединенные руки поднимают вверх. Левую ру­
ку юноша кладет ладонью себе сбоку на талию. Левая
рука девушки сбоку опущена и придерживает юбочку.
1-й8-й Каждая девушка, вращаясь под поднятыми вверх правыми
такты руками вправо, то есть по ходу часовой стрелки, обходит

юношу своей пары против хода часовой стрелки (дв. 9), начиная с правой ноги. Юноша выполняет это же дви­жение на месте без вращений. За восемь тактов девуш­ка делает четыре поворота на полный круг. К концу 8-го такта девушка возвращается на свое место и испол­нители переходят в исходное положение 1-й фигуры. Танец повторяется сначала, с 1-й фигуры, и может выполняться не­сколько раз подряд.


Литература

 

1. Друскин М. История зарубежной музыки вт. Пол. ХIХ в. Вып.4. М.,1976

 

2.Календарные обычаи и обряды в странах Западной Европы. Конец ХIХ – нач. ХХ в. Весенние праздники. М., 1977

 

3.Календарные обычаи и обряды в странах Западной Европы. Конец ХIХ – нач. ХХв. Зимние праздники. М., 1973

 

4.Календарные обычаи и обряды в странах Западной Европы. Конец ХIХ – нач. ХХв. Летне-осенние праздники. М., 1978

 

5.Народы мира. Историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю. В. Бромлей. М., 1988

 

6.Ткаченко Т. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие. М.,1975

 

7.Розеншильд К. История зарубежной музыки до сер. ХVIII в. Вып. 1 М., 1978

 

 


 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: