В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27 января 2015 г. № 98-р, обеспечено размещение на официальном сайте
ФТС России и ежеквартальная актуализация информации о неотнесении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, к товарам, в отношении которых применяются запреты и ограничения.
В 2015 году таможенными органами был обеспечен высокий уровень проведения в Российской Федерации выставочных мероприятий, наиболее крупными из которых являлись Международный военно-морской салон
«МВМС-2015» (Санкт-Петербург), Международный авиационно-космический салон «МАКС – 2015» (г. Жуковский), Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения.
Нижний Тагил – 2015» (г. Нижний Тагил).
Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности
Одним из важных инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
(далее – таможенный реестр), который ведется ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав.
На конец 2015 года в таможенном реестре содержатся 3 860 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 3 824 товарных знака, 31 объект авторского права, 5 наименований мест происхождения товаров.
Динамика процесса внесения объектов интеллектуальной собственности
в таможенный реестр в 2004 – 2015 годах
В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.
|
Таможенными органами в 2015 году было возбуждено 1 040 дел об АП
(в 2014 году – 1 270 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Из них 1 011 дел об АП (в 2014 году – 1 234 дела об АП) –
по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (незаконное использование
товарного знака) и 29 дел об АП (в 2014 году – 36 дел об АП) по части 1
статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
В 2015 году таможенными органами выявлено более 18,1 млн. единиц контрафактной продукции (в 2014 году – более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции).
В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами
в 2015 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 3,9 млрд. рублей
(в 2014 году – более 2,4 млрд. рублей).
Предметами правонарушений чаще всего являются укупорочные изделия, одежда, обувь, алкогольная продукция, минеральные воды и соки, автозапчасти.
Валютный контроль
Важным направлением деятельности ФТС России в 2015 году оставалась работа по противодействию незаконному выводу денежных средств за рубеж,
а также по исполнению требований 32-й Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
За 2015 год таможенными органами проведено около 4,5 тысяч проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено и передано на рассмотрение в Росфиннадзор более 5 тысяч дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) на сумму
180 млрд. рублей. Значительную часть выявленных таможенными органами нарушений по статье 15.25 КоАП РФ (63%) составляют нарушения проведения валютных операций (части 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ).
|
В целях противодействия схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации путем оплаты ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, не облагаемых таможенными пошлинами и налогами, по намеренно завышенным ценам (наибольшее распространение получила в регионе деятельности Калининградской областной таможни) ФТС России подготовлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, направленные на противодействие валютным операциям по мнимым (притворным) сделкам.
До законодательного урегулирования проблемы ФТС России совместно с Банком России создана автоматизированная технология взаимодействия, предусматривающая передачу ФТС России на регулярной основе Банку России информации о таможенном декларировании товаров с признаками завышения контрактных цен. Данная технология применяется в целях противодействия переводу соответствующих денежных средств в пользу нерезидентов на основании полномочий уполномоченных банков об отказе резиденту в осуществлении соответствующих финансовых операций, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
|
За 2015 год в Банк России направлено около 70 писем ФТС России с информацией о более 600 ДТ с признаками завышения цены. В ДТ содержатся сведения о более чем 250 резидентах, ввозивших на территорию Российской Федерации товары с признаками завышения цены.
По информации Банка России, предпринятый комплекс мер позволил кредитным организациям предотвратить перевод денежных средств за товары, ввезенные в Российскую Федерацию по искусственно завышенным ценам,
на сумму более 2,5 млрд. долларов США, а также значительно сократить случаи в 2015 году использования указанной схемы (с 679 ДТ с признаками завышения стоимости до 37 к концу 2015 года).
ФТС России разработан и подписан план межведомственного взаимодействия ФТС России, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и Банка России, предусматривающий выполнение комплекса мер, направленных на противодействие деятельности лиц, проводящих сомнительные финансовые операции.
Продолжена работа таможенных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при трансграничном перемещении физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
В целях пресечения теневого оборота денежных средств и возможной легализации крупных сумм наличной валюты, полученной преступным путем, перемещаемых так называемыми «курьерами наличных», в проект таможенного кодекса ЕАЭС включена норма, предусматривающая введение требования о представлении физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение денежных средств, в случаях, определяемых ЕЭК.
Подписано Соглашение между Федеральной таможенной службой
и Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан
от 4 июня 2015 года, реализация которого позволила оперативно осуществлять сопоставительный анализ перемещения физическими лицами крупных сумм наличных денежных средств через границы указанных государств, а также более эффективно выявлять случаи их перемещения «курьерами наличных».
ФТС России совместно с Росфинмониторингом 19 октября 2015 года подписан Протокол к Соглашению об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20 апреля 2007 г. № 01-08/12/01-1-13/1, расширяющий перечень информации о перемещении через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, передаваемой ФТС России в Росфинмониторинг. Расширение перечня передаваемой информации позволило усилить контроль за перемещением через таможенную границу ЕАЭС указанных ценностей физическими лицами.
Организация работы по ведению и практическому применению единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза,
контроль страны происхождения товаров
По результатам деятельности таможенных органов в части контроля правильности классификации товаров в 2015 году принято 36 615 решений
по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (на 17% меньше по сравнению
с 2014 годом (44 136 решений), доначислено таможенных платежей на сумму 5 779,5 млн. рублей (на 16,4% больше по сравнению с 2014 годом
(4 963,6 млн. рублей), довзыскано 4 970,2 млн. рублей (на 38% больше по сравнению с 2014 годом (3 603,3 млн. рублей). Увеличение сумм доначисленных и взысканных таможенных платежей при одновременном снижении общего количества принятых решений по классификации товаров свидетельствует о более эффективном выборе объектов контроля.
Сформирован 8 671 целевой профиль риска по направлению классификации товаров (в 1,8 раза больше, чем в 2014 году (4 726 профилей рисков), заведено 1 967 дел об АП (на 10% больше по сравнению с 2014 годом (1 784 дела об АП), доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму
113,5 млн. рублей (на 16% больше по сравнению с 2014 годом (97,9 млн. рублей), взыскано – 82,8 млн. рублей (на 48% больше по сравнению с 2014 годом
(56,1 млн. рублей).
Количество принятых решений по классификации товаров, целевых профилей рисков и дел об административных правонарушениях по направлению контроля правильности классификации товаров
в 2014 и 2015 годах
Сумма доначисленных и довзысканных таможенных платежей
по направлению контроля правильности классификации товаров
В 2014 и 2015 годах
Порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по
ТН ВЭД ЕАЭС (далее – государственная услуга) определяется Административным регламентом Федеральной таможенной службы и уполномоченных ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденным приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г.
№ 760 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 19 декабря 2014 г. № 2513) (далее – административный регламент).
В 2015 году в целом по ФТС России принято 1 556 предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в 2014 году –
2 746 предварительных решений). Из общего количества принятых предварительных решений 57% приходилось на Центральное таможенное управление, 16% – на Северо-Западное таможенное управление,
11% – на Приволжское таможенное управление и 7% – на Южное таможенное управление.
В 2015 году средний срок принятия таможенным органов предварительного решения составил 26 дней и сократился по сравнению с 2014 годом в 1,5 раза
(в 2014 году – 40 дней) при установленном административным регламентом сроке принятия предварительного решения – в течение 90 календарных дней.
В 2015 году принято 317 решений по классификации оборудования, поставляемого в несобранном или разобранном виде (в 2014 году – 719 решений). Данное высокотехнологичное оборудование предназначено для оснащения и модернизации ключевых отраслей промышленности страны (оборудование для переработки нефти и газа для ОАО «ЯМАЛ СПГ», ООО «Иркутская нефтяная компания», технологическая линия упаковки целлюлозного полотна для
ООО «ЦПК Полярная», комплексное оборудование для содержания и выращивания свиней для ООО «Хог Слэт РУС», комплектное птицеводческое оборудование, предназначенное для содержания и выращивания бройлеров, для ООО «Воловский бройлер»).
В 2015 году средний срок принятия решения по классификации товаров, поставляемых в виде компонентов, сохранился на уровне 45 дней.
Издан приказ ФТС России от 23 июня 2015 г. № 1232 «Об утверждении форм документов при принятии решений по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также порядка заполнения решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени». В декабре 2015 года проведены приемочные испытания комплекса программных средств «Тарифы-Компоненты», который позволит таможенным органам принимать решения по классификации товаров, перемещаемых в виде компонентов, в электронной форме по заявлениям, поданным через «личный кабинет» участника ВЭД на Портале ФТС России.
В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 312-ФЗ
«О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС взимается государственная пошлина – 5 тыс. рублей. В 2015 году в федеральный бюджет перечислено 10 млн. рублей государственной пошлины.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с продлением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 24 июня 2015 г. № 320 действия специальных экономических мер в отношении товаров, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению (США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн), подготовлены предложения по актуализации перечня товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации. Актуализирован также перечень «товаров прикрытия», то есть товаров, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
В 2015 году в судебном производстве находилось 1 290 дел по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (в 2014 году – 1 328 дел), из них рассмотрены 723 дела (в 2014 году – 696 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 401 делу, что составляет 55,5% от общего количества рассмотренных дел (в 2014 году – 332 дела или 46,4% от общего количества рассмотренных дел).
Также в производстве судов в 2015 году находились 72 дела по стране происхождения товаров (в 2014 году – 82 дела), из них рассмотрено 45 дел
(в 2014 году – 57 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 24 делам, что составляет 53,3% от общего количества рассмотренных дел (в 2014 году –
36 дел или 63,1% от общего количества рассмотренных дел).
В целях урегулирования сложных случаев классификации товаров
в 2015 году внесено на рассмотрение ЕЭК 14 проектов решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, из них принято
9 решений Коллегии ЕЭК по классификации следующих товаров: «светодиодная лампа», «электрические тележки с рукоятью управления», «детские санки», «биметаллический радиатор», «насос – дозатор», «алюминиевый радиатор», «светодиодная лента», «импланты», «пистолет для профессиональной пены».
В течение 2015 года в рамках работы Всемирной таможенной организации должностные лица ФТС России принимали участие в работе 30-й сессии Научного подкомитета, 55-й и 56-й сессий Комитета поГармонизированной системе, 48-й и 49-й сессий Подкомитета по пересмотру Гармонизированной системы.
В 2015 году ФТС России были внесены на рассмотрение рабочих органов Всемирной таможенной организации вопросы по классификации ароматизатора «краб» и о толковании примечания 2 к группе 27 Гармонизированной системы описания и кодирования товаровв отношении нефти и нефтепродуктов. Продолжалось рассмотрение вопросов об определении терминов «нефть сырая», «нефтепродукт сырой», «отбензиненная нефть», классификации таких товаров, как природные сульфаты натрия, жидкий мальтит, надувные мячи, соки, клеи. При рассмотрении вопроса о классификации природных сульфатов натрия подавляющее большинство делегаций в Комитете по Гармонизированной системе поддержало позицию ФТС России. ФТС России на основании информации Росрыболовства удалось отстоять позицию российской стороны против предложения США об изменении названия вида рыбы «минтай» и отнесении ее
к тресковым видам.
Важным мероприятием 2015 года стало принятие на заседании Совета руководителей таможенных служб государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СРТС СНГ), состоявшемся 10 декабря
2015 года, русскоязычной версии 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, вступающей в силу с 1 января 2017 года.
При подготовке Пояснений к 6-му изданию Гармонизированной системы описания и кодирования товаровбыли поддержаны предложения ФТС России о включении в текст пояснений иллюстраций с примерами шин для сельскохозяйственной техники и машин, используемых в строительстве. Наличие данной информации в пояснениях к товарной позиции 4011 будет способствовать установлению более четкого разграничения между товарами соответствующих категорий и обеспечению единообразия подходов к их классификации.
В соответствии с тарифными обязательствами Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией ежегодно вносятся изменения в
ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС (далее – ЕТТ ЕАЭС). Проведена работа по исключению из ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС 271 кода и включению 178 новых кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в 2014 году было исключено 18 кодов и включено 38 новых кодов товаров).
По 23 решениям ЕЭК, вносящим изменения в ТН ВЭД ЕАЭС в целях введения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования применительно к отдельным товарам в интересах государств – членов ЕЭС, было подготовлено и направлено в ЕЭК 18 эталонных экземпляров ТН ВЭД ЕАЭС.
В 2015 году ФТС России подготовлено 5 проектов постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в соответствии с решениями ЕЭК, из которых издано 3 постановления Правительства Российской Федерации
(от 17 ноября 2015 г. № 1245 и от 2 декабря 2015 г. № 1302 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и
от 21 января 2016 г. № 22 «О внесении изменений в перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля»). Подготовлены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. № 1047-р об утверждении перечня видов древесины, определяемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза,
на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 67-р).
Одним из направлений деятельности таможенных органов являлся контроль страны происхождения товаров, а также выявление и пресечение необоснованного предоставления тарифных преференций.
В 2015 году таможенными органами принято 2 896 решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров или на 20% больше по сравнению с 2014 годом (2 416 решений). Сумма доначисленных таможенных платежей составила 12,9 млн. рублей, что в 2 раза больше по сравнению
с 2014 годом (6 млн. рублей).
Общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2015 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила 41,7 млрд. рублей, что
на 21% меньше по сравнению с 2014 годом (53 млрд. рублей). При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2015 году было принято 6 121 решение об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций на сумму
478,7 млн. рублей (в 2014 году было принято 5 806 решений на сумму
258,7 млн. рублей).