Примерные игры для слепых детей по развитию остаточного зрения
Большой и маленький
Цель: Учить сравнивать кубики по величине приемами приложения и наложения, сортировать на большие и маленькие; координировать движения рук.
Подготовка к игре: родитель предварительно готовит две коробки одного цвета (красные, зеленые или синие); кубики большие и маленькие того же цвета (длина ребра маленького кубика 5 см, большого – 10 см, или 4 и 20 см).
Содержание игры: Взрослый предлагает ребенку взять два кубика, поставить один на другой и ответить на вопрос: «Какого цвета кубики перед тобой. Одинаковые по размеру кубики или разные? Как узнал? Чтобы узнать большой кубик или маленький можно поставить один кубик рядом с другим. Положи большой кубик в коробку справа от себя, маленький в коробку слева от себя».
Указания к игре:
ü Сравнивать предметы по размеру надо постоянно. Это могут быть ведерки, лопаты, пасочки, игрушки и др.
Выше – ниже
Цель: Учить сравнивать предметы мебели по величине: высокий и низкий.
Подготовка к игре: родитель предварительно знакомит ребенка с предметами мебели в квартире и приобретает (изготавливает) то, что можно было бы сравнить (стул для взрослого – стульчик для ребенка, стол для взрослых – столик для ребенка и т.п.).
Содержание игры: Взрослый рассказывает ребенку, что вокруг него много предметов. Есть предметы, которыми удобно пользоваться взрослым, а есть те, которые созданы для детей. Отличаются они друг от друга по размету. Предлагает ребенку обследовать стул для взрослых. Что это? Как догадался? Какие части есть у стула? Попробуй забраться и сесть на него. Тебе удобно? Рассмотреть стул для ребенка. Какие части есть у стула? Сядь на него, тебе удобно? Поставь два стула рядом. Чем отличаются? Стул у родителей выше, чем у тебя. Посмотри внимательно, есть у нас в доме вещи, о которых мы можем сказать: выше – ниже.
|
Указания к игре:
ü Игру можно проводить с предметами посуды, например, можно сравнивать кастрюли, чашки, тарелки, блюдца.
Найди такой же цвет
Цель: Учить находить предметы основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) в квартире и на улице.
Подготовка к игре: родитель предварительно готовит магниты или большие пуговицы основных цветов диаметром не меньше 5 см; подбирает и расставляет в комнате предметы такого же цвета.
Содержание игры: Взрослый предлагает ребенку найти в комнате предметы красного, синего и других цветов. Если ребенок затрудняется, он накладывает магнит на предмет и смотрит, подходит он по цвету или нет. Нужно рассказать, где находятся, найденные предметы: желтая ваза на подоконнике, красная книга на столе, синий ковер на полу, желтая подушка на диване т.п.
Указания к игре:
ü Такую же игру можно провести с предметами одежды.
ü На улице можно рассматривать цвет машин, вывесок на домах, заборов, объектов на детских площадках, например, горок, песочниц.
ü Для уточнения соответствия цвета надо прикладывать магниты или пуговицы к предмету.
Примерные игры на развитие слухового восприятия
Слепых детей
Узнай по голосу
Цель: Развивать умение узнавать по голосу близких, родителей, сказочных персонажей, животных.
Подготовка к игре: родитель предварительно готовит грамзапись голосов людей, которых знает ребенок; имитирует голоса сказочных персонажей, которые ребенок слышал, при прослушивании сказок; подбирает грамзаписи голосов животных, птиц.
|
Содержание игры: Родитель берет ребенка за две руки и двигается с ним по кругу вправо (влево), говоря слова:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились,
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай?
С последними словами они останавливаются, и родитель включает грамзаписи голосов. Ребенок должен их узнать и назвать. Если ребенок не узнает, взрослый задает наводящие вопросы.
Указания к игре:
ü Не надо брать сразу много голосов.
ü Игра должна проходить в полной тишине.
Ночной часовой
Цель: Развивать слуховое восприятие
Подготовка к игре: родитель, если это возможно, приглашает в игру других членов семьи, если нет – играют вдвоем: родитель и ребенок. Ребенок получает в руку колокольчик.
Содержание игры: «Ребенок-часовой» становится в центр круга и старается не шевелиться, прислушивается к звукам вокруг себя. Родитель или другой играющий должен тихо подойти к ребенку и дотронуться до него. Услышав подозрительный шорох, «часовой» должен вытянутой рукой указать направление, откуда движется взрослый, и произнести «стой». Если ребенок указывает направление движения не точно, взрослый говорит «ошибка».
Указания к игре:
ü Игра должна проходить в полной тишине.
ü Игру нужно вести в быстром темпе.
ü Игру можно проводить с небольшим звучащим мячом, который ребенок будет бросать в ту сторону, откуда слышится звук.
|
В какую сторону покатился мяч?
Цель: Развивать умение дифференцировать звуки окружающего, двигаться на нужный звук.
Подготовка к игре: родитель предварительно знакомит ребенка с пространством, где можно играть, его границами, готовит озвученный мяч средней величины.
Содержание игры: ребенок берет мяч в руки, обследует его, бросает его перед собой, прислушивается, в какую сторону он покатился и пытается его найти.
Указания к игре:
ü Ребенок должен убедиться, что пространство для игры безопасно.
ü Если ребенок не находит мяч, взрослый дополнительными звуками, например, хлопками, должен сигнализировать о его месторасположения. Нельзя приносить мяч ребенку или вести его к нему.
Жмурки
Цель: Развивать умение локализовать направление звука, двигаться на звук голоса, предмета.
Подготовка к игре: родитель предварительно знакомит ребенка с пространством, показывает границы пространства, и вместе с ним убеждается в том, что оно свободно и безопасно.
Содержание игры: Родитель отходит на расстояние 2-3 метров, зовет его и предлагает идти на его голос или на звук предмета, колокольчика, хлопков.
Указания к игре:
ü Если ребенок хорошо определяет направление движения, родитель может во время движения ребенка передвигаться в разных направлениях.