Какие дальнейшие меры в направлении развития видов документов в управленческой деятельности, на мой взгляд, необходимо предпринять.
а) Государственная политика в области документационного обеспечения управления должна быть направлена на сокращение объема документооборота, унификацию систем документации, правил документирования и требований к формам управленческих документов. Особого внимания требует разработка Единой государственной системы документационного обеспечения управления как нормативного, правового акта, устанавливающего основные требования к документированию управления и систем документации, организации контроля исполнения документов, обеспечению сохранности документов и их использования в оперативных целях для принятия управленческих решений.
б) Документационное обеспечение нуждается в комплексной проработке правовых основ работы с документами. На наш взгляд, неурегулированным остается активное нормотворчество в области наращивания неконтролируемого числа различных форм документов, которые создаются ведомствами при разработке положений о них, в документах инструктивного межведомственного характера.
В этих условиях представляется целесообразной подготовка проекта федерального закона "О документации". Такой закон мог бы быть подготовлен Росархивом и ВНИИДАД совместно с заинтересованными ведомствами. Определенные наработки в этом направлении уже есть (проект концепции Закона). Закон определил бы компетенцию государства по отношению к документам, а также направления развития автоматизации документообработки и документационных связей.
Предлагаемый Закон, определяющий основные требования к документам, системам документации и регулирующий правоотношения в сфере документообразования, документирования, должен, на наш взгляд, преследовать следующий основные цели:
|
определение единой политики в области документообразования, документирования и документооборота, направленной на упрощение, унификацию и информатизацию этих целей;
повышение эффективности работы органов управления и управленческих структур организаций за счет достижения большей оперативности документирования и обоснованности принятия управленческих решений;
сокращение форм, видов и количества документов, объемов работы с документами и стоимости сбора, хранения, распространения и использования документированной информации;
борьба с бюрократизмом и коррупцией за счет минимизации состава документов, необходимых для взаимодействия органов управления, организаций и граждан, числа согласований и упрощения движения документов при принятии решений.
В Законе "О документации" могли бы быть определены следующий основные направления государственного регулирования работы с документами:
полномочия государства по отношению к документации организаций всех форм собственности;
ответственность организаций за документирование своей основной деятельности в установленном государством порядке;
унификация форм документов, создающихся и обращающихся в сфере управления;
организация и основные правила документооборота (документных коммуникаций юридических лиц, юридических лиц и граждан);
установление требований и условий обеспечения достоверности и доказательности документированной информации, юридического значения документов управления на различных носителях;
|
унификация структур, полномочий и функций служб документационного обеспечения в зависимости от уровней и масштабов деятельности органов управления и организаций;
регулирование права собственности на документы, обеспечение их сохранности и передачи на государственное архивное хранение;
реализация права на доступ юридических и физических лиц к документированной информации органов управления и организаций.
в) Государственная политика должна также, на наш взгляд, обратить внимание и на такой социально значимый аспект как документирование взаимоотношений граждан и органов государственного управления различных уровней.
Неоправданная усложненность таких отношений, необходимость собирать множество справок, заполнять сложные формы влечет за собой возникновение официальных и неофициальных поборов, посреднических форм и контор, связанных с органами государственного управления, усиливает бюрократизм и коррупцию в государственном аппарате. Нам представляется, что общество только бы выиграло, если бы государство провело глобальную ревизию сложившихся отношений частных граждан с организациями независимо от их правового статуса и формы собственности, укрепило бы доверие человека к государству.
Заключение
Одним из центральных вопросов в организации информационно-документационного обслуживания деятельности любого учреждения, фирмы, предприятия является создание службы ДОУ (документационного обеспечения управления). Сегодня уже никому не надо доказывать значение информации в сфере управления и каждый управленец понимает, что принять решение по любому вопросу он может, только располагая соответствующей информацией по вопросу. Чем быстрее он получит информацию, и чем она будет полнее, тем больше у него шансов разработать наилучшее решение в кратчайший срок и опередить своих конкурентов.
|
Носителем информации выступает документ на различных основах.
Рост объёмов информации и соответственно документов потребовал внедрения техники для своевременной обработки документов, а с появлением компьютеров – и самой информации.
В последней четверти ХХ века огромное увеличение объёмов информации и внедрение компьютерных технологий стали предъявлять повышенные требования к организации информационно-документационного обслуживания. Соответственно стали меняться и требования к службам, занимающимся информационно-документационным обеспечением. За рубежом они всё больше получают название – служба управления информационно-документационными ресурсами. В документоведческой литературе России об этом впервые стал писать директор ВНИИДАД д.и.н. М.В.Ларин.
Как известно, в любой организации выполняется определенная работа по государственному или общественному управлению. Любому органу управления для исполнения своих функций необходима информационная система. Конечно, имеются и не документируемое - "прямое" управление, но поскольку подавляющая часть управленческой работы нуждается в фиксации своих действий, необходима эффективная система документационного обеспечения управления.
Состав практически применяемых правил документирования, форм документов, технологий обработки и хранения документов напрямую зависит от функций организации.
Этим можно объяснить то, что проблемы управления документационным обеспечением находятся в постоянном развитии и не получили пока достаточной научно-методической проработки. Ведь кроме всего прочего, реальные системы документационного обеспечения управления в организациях зависят от статуса, масштабов работы, объема прав и полномочий и личности ее руководителя и всей системы руководства в целом. Например, бухгалтерские обязанности в малых фирмах чаще всего возлагаются на руководство офиса, а в крупных - являются самостоятельной функциональной областью, но в обоих случаях одни и те же операции должны документироваться одинаково, в одних и тех же показателях и формах документов.
Значительно отличаются в различных организациях количественно и качественно службы ДОУ, но при этом можно отметить следующую тенденцию - чем крупнее фирма, тем в большей мере виды деятельности, связанные с организацией информационных взаимосвязей и документационным обеспечением аппарата управления, выделены в самостоятельные службы.
Проблема развития видов документов в управленческой деятельности представляется сегодня одной из самых главных.
Целью курсовой работы являлись систематизация, накопление и закрепление знаний о видах документов, применяемых в управленческой деятельности, их развитии.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
- анализ видов документов, применяемых в управленческой деятельности;
- исследование их развития.
Список литературы
1. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Издательство стандартов, 2003.
2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие /Т.В. Кузнецова, М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум, А.В. Соколов: Сост. М.Т. Лихачев. — М.: Экономика, 1991 - 271 с.
3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления). — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 - 818 с.
4. Ларин М.В. Управление документацией в организациях: проблемы истории и методологии//Делопроизводитель – 2003 - №2.
5. Марков В.Н. Справочник по делопроизводству. – Санкт – Петербург, "Альфа", 2002.
6. Основные правила работы ведомственных архивов /Главархив СССР, ВНИИ документоведения и архивного дела. М., 1988.
7. Организация работы с документами: Учеб. /В.А. Кудряев, И.К. Корнеев, Г.Н.
8. Санкина Л.В., Вялова Л.М., Шатина Н.В. Современные правила оформления управленческих документов. — М.: УИЦ при Государственной налоговой инспекции по г. Москве, 1998 - 91с.
9. Составление и оформление служебных документов. Практическое пособие для коммерческих фирм, общественных организаций и государственных структур./Под ред. проф. Т.В. Кузнецовой, изд. 2-е. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999 - 224с.
10. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство: Практ. пособие по документационному обеспечению. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ПРИОР, 1999 - 144с.
Приложения
Приложение 1
Унифицированная форма № Т-8
Утверждена постановлением Госкомстата
России от 26.04.01 № 26
Код | ||||||
Форма по ОКУД | ||||||
по ОКПО | ||||||
наименование организации | Трудовой договор (контракт) | номер | ||||
дата | ||||||
Номер документа | Дата | |
ПРИКАЗ
(распоряжение)
о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником
Уволить “ | ” | года |
Табельный номер | |
фамилия, имя, отчество | |
наименование структурного подразделения | |
наименование профессии (должности), разряд, класс (категория) квалификации | |
основание увольнения |
Основание: | |
Решение профсоюзной организации о согласии на увольнение | ||||||||
от | “ | ” | года | № |
Руководитель организации | |||||||||||
должность | подпись | расшифровка подписи | |||||||||
С приказом (распоряжением) ознакомлен | “ | ” | года | ||||||||
подпись работника | |||||||||||
Приложение 2
Унифицированная форма № Т-3
Утверждена постановлением Госкомстата
России от 06.04.01 № 26
Код | |||
Форма по ОКУД | |||
по ОКПО | |||
наименование организации
Номер документа | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ | УТВЕРЖДЕНО | |||||||||||||||||||||||||||||
на “ | ” | года | ||||||||||||||||||||||||||||
Приказ от “ | ” | года № | ||||||||||||||||||||||||||||
Штат в количестве | единиц | |||||||||||||||||||||||||||||
с месячным фондом заработной платы | ||||||||||||||||||||||||||||||
рублей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Структурное подразделение | Профессия (должность) | Количество штатных единиц | Оклад (тарифная ставка), руб | Надбавка, руб | Месячный фонд заработной платы, руб | Примечание | ||||||||||||||||||||||||
наименование | код | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого по листу | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по документу | ||||||||||||||||||||||||||||||
Руководители структурных подразделений | |||||
должность | подпись | расшифровка подписи | |||
должность | подпись | расшифровка подписи | |||
должность | подпись | расшифровка подписи | |||
Главный бухгалтер | |||||
подпись | расшифровка подписи |