Рынок | ||||||
Акций | 19,7 | 23,8 | 28,3 | 22,0 | 21,3 | 18,9 |
Валютный | 96,0 | 79,5 | 87,0 | 117,0 | 156,0 | 228,5 |
Срочный | 14,8 | 30,9 | 56,8 | 50,0 | 48,6 | 61,3 |
Главное воздействие на динамику отечественного рынка акций оказывали колебания мировых цен на нефть, ухудшение финансового состояния множества предприятий реального сектора экономики и неопределенность перспектив развития экономики России.
Существенное падение цен на нефть, которое началось в июне 2014 г., привело к давлению на рубль и увеличению спроса на иностранную валюту. ЦБ РФ уменьшил объем интервенций и в будущем объявил о переходе к режиму свободного плавания рубля, что привело к значительному падению курса рубля, увеличению спроса на иностранную валюту и увеличению оборота по итогам 2014 г. В ближайшей перспективе ситуация на российском валютном рынке по-прежнему будет определяться динамикой мировых цен на нефть и направлением движения потоков капитала.
В итоге можно заключить, что период 2009–2014 гг. – это период качественного и количественного развития отечественного срочного рынка. Оборот рынка увеличился более чем в 4 раза. В настоящее время на Московской Бирже предлагаются 17 производных инструментов на акции крупнейших компаний России. Введение данных инструментов будет благоприятствовать расширению инвестиционных возможностей отечественным участникам срочного рынка. В валютной секции срочного рынка обращаются фьючерсные контракты на курс: доллар США–рубль, евро–рубль, евро-доллар США, доллар США – швейцарский франк, доллар США – японская йена, доллар США – украинская гривна, австралийский доллар – доллар США, фунт стерлингов – доллар США. [5] В настоящее время Московская Биржа занимает 8 место по объему контрактов с деривативами среди 30 крупнейших мировых бирж. [3]
|
В России операции с деривативами осуществляются в основном в спекулятивных целях. Низкая ликвидность многих акций и корпоративных облигаций является сдерживающим фактором для развития срочного рынка. Отечественному срочному рынку потребуется еще значительное время для того, чтобы интегрироваться в мировую финансовую систему.
Список использованной литературы
1. Лаврушин О.И. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008 г.
2. Халл Д.К. Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – 1042 c.
3. Futures Industry Association. – https://www.futuresindustry.org. (Дата обращения 1 октября 2016г.)
4.https://cftc.gov/ConsumerProtection/EducationCenter/CFTCGlossary/glossary_d.html. (Дата обращения 1 октября 2016 г.)
5. https://www.moex.com/s203. (Дата обращения 1 октября 2016 г.)
FEATURES OF FUNCTIONING MARKET DERIVATIVES SECURITIES IN RUSSIA
I. V. Enikeeva
student at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
E-mail: enikeeva_ilina@mail.ru
E.V. Korobeinikova
Cand.econ.sci., associate professor at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
M.I. Ivaev
Lecturer at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara, Russia
The article examines the issues of the economic content of the derivative securities. The role of market proizvodnh securities in the Russian Financial System Works.
Keywords: securities, assets, stocks, investment fund, futures contract.
УДК 338.12
ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И.В. Еникеева
студент кафедры «Национальная и мировая экономика»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
E-mail: enikeeva_ilina@mail.ru
Г.Х. Устинова
преподаватель кафедры «Национальная и мировая экономика»
|
Самарского государственного технического университета, г. Самара
В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.
Растущая роль предпринимательства в развитии экономических и хозяйственных связей является одной из важнейших современных мировых тенденций. Предпринимательство берет на себя важные социально-экономические функции, обеспечивая условия воспроизводства рыночных отношений с учетом баланса интересов между спросом и предложением. В данном секторе образовывается основная масса национальных ресурсов. Она является средой, для развития экономики стран.
Предпринимательство увеличивает НД, ВВП, ВНП, что составляет основу для существования всего государства и выполнения им своих функций (в связи с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий); придает необходимую гибкость и подвижность экономике, так как в силу своих небольших размеров и объемов производственных фондов малым предприятиям присуща оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка; способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижает степень монополизации экономики; позволяет смягчить угрозу массовой безработицы.
|
Предпринимательство имеет существенное значение для социальной сферы, потому что сектор малого предпринимательства содействует развитию деловой активности населения и создаёт основной тип рынка - предпринимателя-бизнесмена, организовывающего свою работу на старании обеспечить самому себе нормальные условия жизни.
Развитие рыночных отношений в России также потребовало появления и функционирования сектора малого предпринимательства. [1, стр. 158] Малые предприятия создаются и действуют во всех без исключения отраслях экономики в результате крупных организационно-технических преобразований и динамического расширения рыночных связей. С точки зрения автора, именно успешное функционирование малого предпринимательского сектора организовывает хорошие условия для российской экономики: формируется конкуренция, организовываются новые места для работы, увеличивается экспорт, сырьевые ресурсы наиболее эффективно применяются. Создаются новые возможности не только для трудоустройства, но, и для расширения предпринимательской деятельности, развертывания его творческого потенциала и применение свободных производственных площадей.
Все вышесказанное свидетельствует об исключительной значимости предпринимательства для российской экономики, о необходимости государственной поддержки что бы преодолеть отставания от состояния малого предпринимательского сектора в развитых странах.
К сожалению, формирование предпринимательства в нашей стране отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Условия для развития предпринимательства неблагоприятные, так как оно сталкивается с множеством проблем:
• нестабильность денежного обращения, инфляция, что создает неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом перспектив;
• отсутствие реальных механизмов защиты малого предпринимательства от монополии местных властей, произвола и некомпетенции чиновников; «запретительный» уровень налогообложения. Количество налогов и размеры их ставок таковы, что развитие предпринимательства при соблюдении всех налоговых требований труднореализуемо; трудность получения лицензии.
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, указывающая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участии в решении социальных проблем и т.д.
В основном, малые предприятия находятся в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями могут заниматься предприятия неторгового профиля. Таким образом, сегодня торговля и общественное питание являются одной из сфер, которые интересуют малый бизнес.
Было бы желательно преимущественное создание малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах, а также в области информационных технологий, однако без преференций со стороны государства, как свидетельствует российский опыт, расширение участия в этих сферах не произойдет.
Российским высококвалифицированным специалистам, чтобы создать наукоемкие предприятия в своей стране, следует предоставить такие же условия, какие предоставляются им за рубежом. Следует приветствовать попытку создания особых зон в России, в которых наукоемкие малые предприятия найдут развитую инфраструктуру (финансовые учреждения, институты поддержки предпринимательства) и льготные условия своей деятельности.
В нашей стране существуют различные организационные формы общественной поддержки и защиты интересов фирм этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям оказывают мало.
В России, как и в большинстве развитых стран, на первом месте должна стоять государственная поддержка малого предпринимательства и создание условий для его функционирования. Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики.
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовать потенциальный эффект от развития предпринимательства, чаще всего относят: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной, финансовой, материальной и информационной помощи.
В тоже время затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не создают стимула к развитию малых предприятий.
Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но, по мнению большинства предпринимателей, в настоящее время банковский капитал мало работает на рынке малого предпринимательства. В защиту банков можно сказать то, что на старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще или это обеспечение недостаточно для банковского кредита, что в свою очередь создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банков.
В месте с тем в отдельных регионах многие региональные банки все активнее переходят на практику предоставления предпринимателям миникредитов (от нескольких сотен долларов до 50 тыс. долларов), ослабляя условия для предоставления гарантированного залога. [2, стр. 158] Подобная практика способствовала активизация обращения субъектов индивидуального и малого предпринимательства в финансовые институты с последующим ростом самой предпринимательской деятельности.
Как и финансово-кредитная политика, налоговая политика в области поддержки малого предпринимательства также требует пересмотра. Для стимулирования развития малого предпринимательства следует минимизировать эффект воздействия налогообложения до того момента, когда проект встанет на ноги и станет доходным для предпринимателя. Только с этого момента государство реально сможет получить с него налоговый доход.
Несмотря на продолжающийся рост предприятий малых форм собственности, малое предпринимательство Самарской области сталкивается с рядом нерешенных проблем, которые характерны для российского малого предпринимательства в целом.
При реализации программ государственной поддержки малого предпринимательства основной акцент сделан на консолидацию действий и объединение финансовых ресурсов органов государственного управления различного уровня, федеральной службы занятости населения, банков, фондов, а также ряда международных организаций. [3, стр. 29]. Основной принцип реализации программ – инициатива со стороны местных органов самоуправления, которые становятся непосредственными участниками реализации мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства.
Выполнение программ поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях будет способствовать стимулированию людей к предпринимательской деятельности и поможет создать действительно действующую систему поддержки и развития малого предпринимательства в России.
Кроме анализа системы поддержки малого предпринимательства, необходимо определить влияние окружающей среды (определенных факторов) на динамику его развития. [4, стр. 37]
Таким образом, для повышения доли малого предпринимательства в ВВП, в первую очередь, следует обратить внимание на расширение потребительского спроса населения, а также на темпы роста самого ВВП, обеспечиваемые в настоящее время, прежде всего, крупными и средними предприятиями, которые через субподрядные отношения могут расширить объем заказом малым предприятиям.
Анализ показал, что наиболее сильное влияние оказывают следующие факторы: объем реального ВВП, численность учреждений рыночной инфраструктуры, размер платных услуг населению, кредиты, предоставленные предприятиям, численность малых предприятий и количество экономически активного населения.
Список использованной литературы
1. Горелова Г.В., Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Системное и инструментарное обеспечение управления в территориально-локализованных экономических системах мезоуровня. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012. с. 158.
2. Балуян Ю.В. Моделирование процесса принятия решений для малых предприятий потребительского рынка / В сб. материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные системы и задачи управления». Таганрог: Изд-по ТТИ ЮФУ, 2014. Т2. с.157—159
3. Экономическое развитие России, том 7, №8, 2015.
4. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия // Экономика и математические методы, том 35, №2, 2014
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS
I. V. Enikeeva
student at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
E-mail: enikeeva_ilina@mail.ru
G. H. Ustinova
lecturer at the Department of National and World Economy
Samara State Technical University, Samara
This article raises the question of efficiency of functioning of small forms of entrepreneurship in the current stage of development of the Russian economy and the need to support small businesses from the state.
Keywords: small and medium-sized enterprises, entrepreneurship, small business, market relations, state support, economic development, state.
УДК 331.1