Классификация художественной самодеятельности
1. Категории самодеятельности: - самодеятельность в области потребления художественной культуры (Неорганизованная спонтанная деятельность людей, а также клубы любителей искусства, секциями общества книголюбов, объединениями собирателей и коллекционеров и тд.) - самодеятельность в области производства художественной культуры (неорганизованная любителями рисования, пения, сочинения стихов и коллективами самодеятельности).
Классы самодеятельных явлений:
o Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины) -представлен многочисленными народными хорами, национальными ансамблями.
o Самодеятельность, ориентированная на профессиональную культуру (основная масса традиционных самодеятельных коллективов: театральных, академических хоров.
o Оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре (агитбригады, клубы самодеятельной песни («барды»), литературно-музыкальные композиции).
2. Видами художественной самодеятельности являются музыкальная, изобразительная, театральная и др. Более частные подразделения, подвиды – музыкальная самодеятельность состоит из академического хора, вокальных ансамблей, оркестров эстрадных, духовых и т. д.
Изобразительная представлена живописью, скульптурой, керамикой и т. д. Есть свои жанры и в самодеятельности «потребления» художественной культуры. Здесь два больших вида: художественно-исследовательская и художественно-критическая сама деятельность, развивающиеся в двух наиболее заметных направлениях.
o Во-первых, это клубы любителей искусства (представляющие самодеятельный аналог объединений, групп профессиональной критики), в которых занимаются обсуждением, анализом, оценкой художественных произведений или творчества отдельных художников (художественных школ, направлений и т. п.).
o Во-вторых, по аналогии с музейным делом -индивидуальная работа по коллекционированию художественных ценностей или предметов, имеющих прямое отношение к художественной культуре прошлого.
Самодеятельность, ориентированная на фольклор и прикладные виды народного искусства.
Это гармонисты, а также исполнители на иных народных инструментах, которые играют «для себя», для соседей, на свадьбах, праздниках и т. д. Это и мастера художественно-прикладной деятельности - вышивки, резьбы, керамики, народной игрушки, создающие вещи «для себя» или для свободной продажи на рынке. Мастерству безымянных авторов никто не учит. Художественная традиция «впитывается» с детства, осваивается незаметно в процессе подражания детей взрослым. В современных условиях она бывает и деятельностью, и просто следованием традиции, и сознательным стремлением задержать уходящую старину, и эстетически мотивированной деятельностью.
В другом проявлении народное искусство мы видим в деятельности мастерских и художественно-промышленных комбинатов, основанных на базе старых народных промыслов, художественно-исполнительские профессиональные ансамбли, использующие народный, фольклорный репертуар.
Еще одна важная отличительная возможность самодеятельности заключается в том, что фольклорное и художественно-прикладное начала в любительской практике могут не отрываться от привычных форм бытования. Наоборот, культурно-просветительные учреждения могут и должны заботиться о создании таких новых форм быта, на почву которых можно было бы «пересаживать» традиционные художественные явления народной культуры.
Для восприятия народного искусства, а тем более для творческого освоения его традиции и форм необходима определенная грамотность, знание его специфического языка. Особенность народного художественного творчества заключается в том, что это деятельность всеобщая. Еще одна особенность народного искусства - строгая верность традиции. Основой творческого процесса в народных видах художественной деятельности является вариативность, импровизационность.
Авторская самодеятельность
Авторская самодеятельность в наше время представлена многими видами объединений, групп, в основе рабаты которых лежит возможность творческого проявления отдельной личности. Как отдельный, оригинальный вид самодеятельного авторства можно рассматривать сценарную работу клубных активистов по созданию литературно-музыкальных композиций, программ-сценариев ритуалов, обрядов, праздников, тематических вечеров, конферанса для ведущих на массовых мероприятиях. Субъективная ценность авторства как средства развития и совершенствования личности определяется тем, что оно требует от человека высокой духовной активности, самостоятельности, побуждает человека к поиску в себе самом и в окружающем мире истины, одухотворенности, ценности, которыми можно было бы поделиться с другими
Работа в авторских коллективах должна иметь познавательный аспект. Воспитательная работа в таких коллективах должна иметь и ценностно-ориентационный аспект. Один из характерных недостатков начинающих авторов заключается в обращении к материалу, который они плохо знают. Другая крайность - заземленность, пересказывание известного им материала без превращения его в материал художественный. Одной из основ педагогического процесса в авторском объединении должно быть постижение, идейность. Довольно частым недостатком деятельности авторских самодеятельных коллективов является их изолированность от массовой работы клубов и других культурно-просветительных учреждений.