DISTANCE EDUCATION IN RUSSIA




A.V. Kazarmina, Z.K. Aytasova

students at the Department of «National and World Economy»

Samara State Technical University, Samara

E-mail: anyutakazarmina@mail.ru

S.V. Forrester

cand.econ.sci., associate professor at the Department of «National and World Economy»

Samara State Technical University, Samara

The article is devoted to topical issues of modern education - distance learning. The article shows that distance learning differs from the traditional. It highlights the advantages and disadvantages of this form of education. The conclusion is that distance learning can be a form of self-education, as it has significant differences, which cannot be implemented in the traditional form, but cannot completely replace the traditional forms of learning. We analyze the survey conducted among engineering students on the topic.

Keywords: distance learning, higher education, technology, shape, results.

 

 

УДК 339.986

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Т.И. Киреева

студент кафедры «Национальная и мировая экономика»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

E-mail: smiletk@yandex.ru

М.Н. Салдаева

преподаватель кафедры «Национальная и мировая экономика»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

 

В статье описана история становления банковской системы и ее развитие, причины и последствия большого числа кредитных организаций в Российской Федерации, описано понятие «преднамеренное банкротство» и мероприятия по выявлению данного вида банкротства. Сделан вывод, что на данный момент система выявления преднамеренного банкротства не идеальна.

Ключевые слова: кредитная организация, преднамеренное банкротство, банковская система, лицензия, Центральный Банк РФ, обязательства, аффилированное лицо, отчетность.

 

В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 976 кредитных организаций, из которых у 345 отозвана лицензия, а у 4 она аннулирована, следовательно, количество действующих организаций составляет 627.[1] К слову, по состоянию на 01.01.2001 года насчитывалось 1311 кредитных организаций, действующих на территории РФ, а к 2013 году их количество снизилось до 923 учреждений.[2]

Несмотря на то, что к 2016 году количество банков значительно сократилось, необходимо уточнить причину такого широкого их распространения.

Еще в 1987 г. советские власти учредили специализированные государственные банки для финансирования отдельных отраслей экономики, такие как «Сбербанк» (государственный сберегательный банк) и «Внешторгбанк» (банк внешней торговли). Однако правовая война между союзным центром и Россией привела к хаотичной приватизации на российской территории трех других специализированных государственных банков, таких как «Промстройбанк», «Жилсоцбанк» и «Агропромбанк» — в более чем 600 приватизированных так называемых спецбанков. Эта теневая приватизация спецбанков была практически завершена до распада Советского Союза, оставив в наследство банки-преемники (далее также именуемые спецбанками), во многом сохранившие старый уклад – например, они функционировали как пассивные кредиторы для бывших государственных фирм и использовали неадекватные процедуры. Первоначальными владельцами были в основном государственные предприятия (лидирующие компании в своих регионах). Они были первым и постоянным источником предоставления кредитов. Кроме приватизации спецбанков, в период с 1991 по 1994 г. было учреждено свыше 2000 других банков государственными структурами, частными лицами и небольшими объединениями малого бизнеса.

Когда из пепла советской банковской системы в 1989 г. появился российский банковский сектор, а в 1990–1994 гг. спонтанно «с нуля» были созданы новые банки, в банковской сфере наблюдался почти полный правовой и надзорный вакуум. Не существовало эффективного коммерческого права, а права собственности, были неоднозначными и плохо защищенными.

Отсутствие правовых инструментов по взысканию платежей в случаях банкротства было главным препятствием, лишавшим банки способности эффективно контролировать своих заемщиков. Столкнувшись с серьезными трудностями в надлежащей проверке проектов и взысканию задолженности по кредитам, банки часто предпочитали спекулятивные краткосрочные операции долгосрочному кредитованию.

Можно утверждать, что в период с 1989 по 1998 г. основной задачей банковской системы были спекуляции, а не посредничество, поскольку российские институты начала переходного периода не были готовы к формированию надлежащего банковского посредничества между сбережениями и инвестициями.[3]

Случалось такое, что руководители и собственники кредитной организации использовали банк в своих целях, например, для финансирования собственного предприятия, ставшего убыточным, или просто обманывая кладчиков, не возвращая им вложенные средства. Осуществляя при этом процесс преднамеренного банкротства.

Ущерб, который наносится экономике и обществу, многократно превышает стоимость выводимых активов. При существующих масштабах этого явления преднамеренные банкротства оказывают серьезное негативное влияние на экономическое развитие страны в целом.

Ключевым признаком такого банкротства выступают по сути действия собственника, руководителя бизнеса или иного аффилированного лица, наносящие ущерб кредитору в виде ненадлежащего исполнения денежных обязательств, в том числе налоговых.

То есть виновными считаются действия (или бездействия) учредителей или руководителей кредитной организации, которые повлекли за собой неспособность кредитной организации удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, а именно создание или увеличение ее неплатежеспособности. То есть возможна ситуация, что неплатежеспособность банка возникла из-за сложившихся тенденций на рынке, а не по вине его учредителей или руководителей. Однако после возникновения неплатежеспособности, указанные лица предпринимают меры (либо, наоборот, бездействуют), способствующие ее увеличению, а иногда непосредственно участвуя в дальнейшем росте неплатежеспособности.[4]

Выявление признаков преднамеренного банкротства кредитной организации осуществляется в ходе проводимого временной администрацией обследования кредитной организации. Это является необходимым мероприятием для получения информации об активах и обязательствах банка, а также о проведенных банком сделках за исследуемый период. Данная информация отражается в бухгалтерской и иной документации кредитной организации в соответствии с п. 12.1 Положения Банка России от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией», и включает в себя [5]:

- отчетность по формам 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409051 «Список аффилированных лиц», 0409052 «Список аффилированных лиц, принадлежащих к группе лиц, к которой принадлежит кредитная организация», 0409117 «Данные о крупных ссудах», 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», 0409501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах»;

- ведомость остатков по счетам кредитной организации, составленная в установленном порядке (на дату назначения временной администрации, при невозможности формирования на указанную дату - на дату последнего представления отчетности в Банк России);

- юридические дела и досье по юридическим и физическим лицам, имеющим (имевшим) ссудную и приравненную к ней задолженность перед банком за исследуемый период;

- договоры, на основании которых осуществлялось приобретение и отчуждение имущества, а также возникновение обязательств банка;

- акты последних тематических и комплексных проверок кредитной организации;

- материалы претензионно - исковой работы;

- протоколы собраний участников (акционеров), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и правления банка, кредитного комитета (иного органа, образованного для решения вопросов, связанных с приобретением и распоряжением имущества банка);

- акт последней проведенной кредитной организацией в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях ревизии банкнот, монеты и иных ценностей, находящихся в местах хранения ценностей (кассах, банкоматах, хранилище ценностей, отдельно расположенных местах хранения ценностей у материально ответственных лиц);

- акт последней проведенной кредитной организацией инвентаризации основных средств и материальных активов кредитной организации;

- отчеты независимых оценщиков об определении рыночной стоимости имущества, принадлежащего банку (при наличии).

В процессе обследования могут быть использованы и иные документы, относящиеся к деятельности банка, а также информация, опубликованная в средствах массовой информации, на сайтах информационных агентств, государственных органов. Так, на сайте Высшего Арбитражного суда (www.arbitr.ru) может быть получена информация об участии собственников банка, их аффилированных структур, заемщиков банков связанных с ними лиц, организаций, выступающих в качестве поручителей и залогодателей по требованиям банка, в судебных процессах, связанных с их банкротством, прочих тяжбах, которые могут негативно сказаться на их финансовом состоянии. Данные сайта Федеральной миграционной службы России (www.fms.gov.ru) дают возможность установить сведения о действительности или недействительности паспортов физических лиц, являющихся заемщиками банка, учредителями фирм-заемщиков, имеющих признаки «технологических». Информационный ресурс Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru) позволяет получить сведения о территориальном налоговом органе, на учете которого состоит интересующая организация, о регистрационных данных организации, о наличии проводимых в отношении организации процедур реорганизации. На сайте Ассоциации участников вексельного рынка (www.auver.ru) размещается информация о выбывших из законного владения ценных бумагах.

Также необходимо определить состояние и функциональные возможности автоматизированной банковской системы банка. Чем больше источников информации будет задействовано, тем более объективные и качественные данные будут положены в основу принятия решения по результатам обследования.

Но трудность состоит в том, что операции, проведенные банком, можно истолковать двояко и необходимо иметь веские доказательства, чтобы достоверно установить, что они были направлены именно для осуществления преднамеренного банкротства.

Сложность в выявлении признаков преднамеренного банкротства обусловлена еще и большим объемом предоставляемых документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Совершенствование процедуры финансовой диагностики в дальнейшем связано со сбором и обработкой получаемых данных о финансовых схемах преднамеренного банкротства. На данный момент ограничен доступ к необходимой информации не только по финансовой отчетности организаций, но и сведение судебной экспертизы о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства.

 

Список использованной литературы

1. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций [Электронный ресурс]: Сайт ЦБ РФ, 2016. URL: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=lic (дата обращения 01.12.2016).

2. Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе [Электронный ресурс]: Сайт ЦБ РФ, 2016. URL: https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/cr_inst_branch_011216.htm&pid=lic&sid=itm_3982 (дата обращения 01.12.2016).

3. Алексеев, М. Оксфордский сборник по российской экономике – всеобъемлющий анализ экономических проблем России [Текст] / М. Алексеев, Ш. Вебер. – 2015.

4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2014).

5. "Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией" (утв. Банком России 09.11.2005 N 279-П) (ред. от 18.12.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2005 N 7239).

 

DELIBERATE BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS
T.I. Kireeva

student at the Department of «National and World Economy»

Samara State Technical University, Samara

E-mail: smiletk@yandex.ru

M.N. Saldeva

lecturer at the Department of «National and World Economy»

Samara State Technical University, Samara

The article describes the history of formation of banking system and its development, causes and consequences of a large number of credit organizations in the Russian Federation, described the concept of "deliberate bankruptcy" and measures to identify this type of bankruptcy. Concluded at the moment a system are not perfect for the identification of deliberate bankruptcy.

Keywords: credit company, deliberate bankruptcy, the banking system, the license, the Central Bank of the Russian Federation, liabilities, affiliated entity, reporting.

 

 

УДК 336.01



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: