Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и содержание приемки товаров в магазине самообслуживания
1.1 Сущность и содержание приемки товаров в магазине по качеству
1.2 Документальное оформление приемки товаров по качеству
1.2 Особенности приемки отдельных групп товаров
Глава 2. Анализ состояния приемки товаров в ЧТУП "Гомельской универсальной базы" магазине №6 "Наш дом"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП "Гомельской универсальной базы" в магазине № 6 "Наш дом"
2.2 Организация приемки отдельных товаров по качеству в ЧТУП "Гомельской универсальной базе" в магазине №6 "Наш дом"
2.3 Направление совершенствования приемки в ЧТУП "Гомельской универсальной безе" в магазине №6 "Наш дом"
Заключение
Список используемых источников
Введение
Приемка товаров по качеству проводится для выявления соответствия качества поступивших на склад товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, а для некоторых товаров - образцам-эталонам и т.д.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применения методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товара. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров.
|
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. Технология и организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания покупателей.
Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества.
В курсовой описывается, как правильно нужно принимать товары в магазинах. Демонстрируя, какими навыками должен обладать специалист для качественной приемки товаров по качеству, что бы избежать попадания в магазин не доброкачественного товара.
Все это обуславливает значимость работы, целью которой является систематизация, накопление и закрепление знаний об организации приемки товаров по качеству.
Объектом исследования является организация приемки поступаемых и принимаемых по качеству товаров.
Предметом исследования выступает магазин №6 "Наш дом"
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
· сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения;
· организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия;
· организация приема товаров по качеству;
· анализ организация приемки товаров по качеству в магазине №6 "Наш дом".
Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
|
Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
Глава 1. Сущность и содержание приемки товаров в магазине самообслуживания
Сущность и содержание приемки товаров в магазине по качеству
Приемка товаров в магазине - это важная составная часть торгово-технологического процесса. Ее осуществляют материально-ответственные лица в соответствии с Положением о приемки товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 03.10.2008 г. № 1290. Согласно п.10 Положения при приемке товара по количеству и качеству необходимо руководствоваться требованиями нормативной документации и другими обязательными правилами [7, c.1].
Правила приемки товаров, установленные этим Положением, применяются в тех случаях, когда иной порядок не предусмотрен нормативной документацией, договором или другими нормативными актами.
Приемка товаров осуществляется в соответствии с данными, указанными в сопроводительных транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставляемого товара (в счетах-фактурах, спецификациях, описях, технических паспортах, сертификатах соответствия, удостоверения о качестве на упаковочных ярлыках и др.), а также в соответствии с условиями договора между продавцом и покупателем [5, c.73].
Приемка товаров включает в себя:
· Проверку количества и качества поступивших товаров, их комплектности;
· Оформление приемки соответствующими документами;
· Принятие товаров на учет [8, с.156].
|
На предприятия торговли товары от поставщиков, как правило, поступают железнодорожным и автомобильным транспортом. Приемка поступивших товаров может осуществляться на станциях железных дорог, на складах органов транспорта, прирельсовых складах грузополучателя, от автотранспорта.
Поступление товаров |
Разгрузка товаров |
Приемка товаров по количеству и качеству |
Погрузка товаров на средства механизации |
Перемещение товаров в места хранения |
Рис. Технологическая схема приемки товаров в магазине [2, c.74].
При приемке товара, где от перевозчика в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов и договора о перевозке товара получатель обязан выяснить, обеспечена ли при перевозке сохранность груза. В частности, он должен проверить:
· Исправность транспортного средства и тарного места, наличие на них пломб отправителя или пункта отправления и оттиски на этих пломбах;
· Маркировку груза;
· Соответствие наименования товара и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных документах;
· Соблюдение сроков доставки и установленных правил перевозки грузов, обеспечивающих предохранение его от повреждения и порчи [9, с.230].
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
приемка товар качество магазин
Авто-контейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары уложенные на поддоны снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила [5, с.318].
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Материально ответственное лицо должно хорошо знать правила и сроки приемки, уметь составлять все необходимые документы, быть компетентными в вопросах определения количества и качества товаров. При нарушении правил и сроков проведения приемке торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензии к поставщикам (или транспортным организациям). Ответственными лицам сообщаются условия договора, и передается согласованный график поставок. По договорам, оформляющим разовую сделку, персонал ставится в известность о наименовании товаров, которые необходимо принять, их количестве, качестве, сроках приемки, виде сопроводительных документов. Перед каждой поставкой товаров материально ответственное лицо должно организовать подготовку подъездных путей, разгрузочных посадок, складских площадей под товары, а также необходимых документов [8, с.155].
Понятие комплектности товара применяется по большей части к технически сложным изделиям. Проверяется путем установления наличия перечисленных составных частей товара, указанных в договоре.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям [5, с.323].
Проверка качества и комплектности товара осуществляется двумя основными способами: сплошным и выборочным. Сплошной проверке подвергаются товары, поставляемые в таре или упаковке. Выборочной - товары, поставляемые навалом [8, с.157].
Четкая организация приемки товаров по качеству, правильное размещение их в торговом зале - важная составная часть технологического процесса на розничных торговых предприятиях. От правильной организации приемки товаров зависит сохранность материальных ценностей, ход реализации товаров [13, с.164].
Документальное оформление приемки товаров по качеству
Документ (от лат. documentum - "образец, свидетельство, доказательство") - материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве [14].
В основе приема товаров должны лежать сопроводительные документы. Транспортными документами являются товарно-транспортная накладная (ТТН), счет, сет-фактура, а также некоторые другие документы, зависящие от особенностей товара.
Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Выписывается поставщиком в четырех экземплярах и состоит из двух разделов - товарного (определяющего взаимоотношения поставщика и получателя) и транспортного (определяющего взаимоотношения поставщика с транспортными организациями). Один экземпляр накладной остается в магазине и служит основанием для оприходования товаров.
Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров и составляется в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика, а другой - в магазине и служит для оприходования товаров.
Счет для магазина является документом, на основании которого производится оплата товара.
Счет-фактура содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.
Качественная приемка товаров, проверка их маркировки, правильности цены, актирование недостач и дефектов производится в порядке и в сроки, предусмотренные договорами поставки.
Приемка товара по качеству в настоящее время производится на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара, и путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.
Принимают товары по органолептическим показателям, проверяя внешний вид, вкус, запах, консистенцию [7, с.156].
Приемка по качеству должна быть осуществлена в следующие сроки (если иное не определено договором):
При одногородней поставке:
· По скоропортящимся товарам - 24 часа;
· По остальным - 10 дней.
При иногородней поставке:
· По скоропортящимся товарам - 24 часа;
· По остальным - 20 дней.
Одновременно с приемкой товаров по качеству проверяется тара и упаковка [9, с.237].
Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству [5, с.323].
Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.
Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:
· Наименование и адрес магазина-получателя товаров;
· Номер и дату составления акта;
· Место приемки товаров, время начала и окончания приемки;
· Фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;
· Наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика;
· Дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;
· Дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов;
· Дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;
· Номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспортного), если он был составлен при получении товара;
· Условия хранения товаров на складе магазина до составления акта;
· Состояния тары и упаковки в момент осмотра товаров;
· Исправность пломб и правильность оттисков на них [4, с.324].
При приемки товаров по качеству проверяют товары сплошным и выборочным методом. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров или тары установленным требованиям покупатель приостанавливает приемку и выполняет следующее:
· Составляет акт о количестве осмотренного товара и характере выявленных дефектов;
· Обеспечивает сохранность товара и размещает его отдельно от однородного;
· Информирует поставщика в течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам - сразу после обнаружения несоответствия качества.
При неявке представителя поставщика или в случаях, если явка его в соответствии с условием договора не обязательна, дальнейшая приемка производится с участием представителя органов, осуществляющих государственный контроль качества товара (центры гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения, центры стандартизации, метрологии и сертификации), а также органов сертификации товаров, испытательных лабораторий, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации метрологии и сертификации.
При отсутствии этих органов или отказе выделить представителя приемка производится с участием компетентного представителя местного органа управления или самоуправления, выделенного с согласия этого органа [9, с.237].
Приемка может быть проведена односторонне покупателем, если поставщик дал согласие на приемку без участия представителей.
По результатам проверки в день окончания составляется акт в трех экземплярах или акт экспертизы. Акт должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее утверждённых сроков. В акте должно быть заключение о причинах утраты качества товаров.
К акту о проверке качества прилагаются документы, удостоверяющие качество и комплектность товаров, акт оборота проб и образцов и заключения по ним, транспортный документ, акт о приостановлении приемки товаров и другие документы.
Акт утверждается руководителем или его заместителем не позднее следующего дня после его составления.
Независимо от произведенной проверки качества товара покупатель вправе составлять акты о скрытых недостатках, если они будут обнаружены.
Для товаров с гарантийным сроком акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение 5 дней с момента обнаружения, но не позднее гарантийного срока службы.
Акты об установленном расхождении в количестве и качестве поступивших товаров служат основанием для предъявления претензии поставщику [9, с.238].