Качества, важные для игрушки




 

Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только. Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов.

Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах (грохотушка). Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат - шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара.

Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа - большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в "школу".

"Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.

Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о "огнестрельных" автоматах.

Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.

Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Применение строительного материала разнообразно.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.


2. Художественные элементы русской традиционной деревянной игрушки на примере производства "Матрешки"

2.1 Происхождение "Матрешки"

 

Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье. Прообразом ее стала фигурка японского добродушного лысого старичка - Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. В узкоглазом головастом япончике скрывалась вся его семья. Игрушка была привезена с острова Хонсю владелицей Абрамцевской усадьбы Мамонтовой - покровительнице художников, поэтов, литераторов, артистов. Первые матрешки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, "на глазок" и покрывались лаком. Деревянная игрушка, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром. Спрос на нее рос с каждым годом.

Матрешка - это не просто традиционный русский сувенир, а самая настоящая развивающая игрушка, которая надолго станет другом любого малыша.

В 1900 году матрешка попала на Всемирную выставку в Париж и получила там всеобщее признание. С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля "матрешка 1990-х годов". Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как "крестьянский", так и "боярский" стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

 

2.2 Техника производства "Матрешки" на примере фабрики "Семеновская роспись"

 

Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли "ложкарной столицей" России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек, Семеновские умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика "Семеновская Роспись" была образована в 1932 году. Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название "семеновской".

Техника изготовления семеновской матрешки такая же, как и у ее родоначальницы: ее делают из одного и того же материала - липы, березы и осины. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья, спиливает их ранней весной. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышка для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Семеновские токари создали свою форму матрешки - она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи (Приложение 1).

В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они "одевают" матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки – сувенира (Приложение 2).

Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без курьезов (Приложение 3).

К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью "под Хохлому" или "Гжель", хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник,сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого "ярмарочного духа" присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.


Заключение

 

Сейчас, когда хотят над кем-то пошутить, иногда говорят: "Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные игрушки...", и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные. Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и максимально эффективны для развития в ребенке творческого начала. А если еще эти игрушки сделаны папой или мамой, да еще при участии ребенка, то цены им нет.

Но большинству из нас все-таки приходится довольствоваться покупными игрушками. Рынок игрушек насыщен, и есть возможность выбрать. Но следует помнить и о том, что многие игрушки, особенно произведенные в странах Юго-Восточной Азии, небезопасны для ребенка.

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи "точных" методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России", что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место. Обращалось внимание на поразительное с одной стороны разнообразие форм игрушки, с другой — на устойчивость ее сюжетов. Мастера, делавшие игрушку из дерева превосходно чувствовали и "понимали" качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой. Игрушка – всегда недорогая (сложных игрушек в народном искусстве не делали, а если они и появлялись, то были навеяны образцами городского искусства, возникали под влиянием художников и никогда не прививались) была целенаправленна в широкому крестьянскому, отчасти низовому городскому потребителю; попадала крестьянская игрушка, что объяснялось её красочностью, и в дворянские и иные социальные круги. Хорошо известно из источников, что русским царям (мальчику Петру и его брату Ивану) покупали простые народные игрушки, которые делались в Троице-Сергиевской лавре. Игрушка была любима всеми слоями русского общества, но больше всего и ближе всего она, конечно, была ее создателю — крестьянству. Игрушка была любима детьми и принята ими повсеместно. Не было больше радости для ребенка, чем получить звонкую глиняную свистульку в виде конька, птицы, женской фигуры и деревянную игрушку коня-каталку или изображенья мишки, столь любимого у нас на Руси. Игрушка всегда сопровождалась сильной, звучной окраской, привлекала ею, радовала выразительностью своей простой формы: ребенку было легко брать ее в руки и играть с нею. Игрушка представляла и весьма необычный род творчества в мире крестьянского искусства, оно было, как хорошо известно, органично соединено с бытом, с украшением нужных, необходимых в крестьянстве вещей: таким образом, красота проникла во все стороны жизни: она была и в ковше и скобкаре, и в деревянной резной избяной доске, и на прялке, и на вальке, и в одежде, и на санях и возке; даже ткацкий станок украшался сильным и действенным по своей образности орнаментом. Одна только игрушка выделялась из этого бесконечно разнообразного мира тем, что только она не была связана непосредственно с вещами.

Игрушка как точно определила это наука, была своеобразной малой народной скульптурой: простой по выделке, обобщенной по форме, простой, но сильной в раскраске, обладавшей многими поэтому пластическими и декоративными особенностями. Из старых ученых больше всего внимания игрушке, как большому явлению искусства, посвятил А.В.Бакушинский, определяя ее как "разновидность примитивной пластики". Он пытался четко сформулировать черты примитива, выраженные в народной игрушке. До него работали и другие, но никто так ярко и полно не характеризовал художественные особенности игрушки, как он. Писал об игрушке еще раньше, но немного, и В.С.Воронов. Потом к ней обращались и обращаются и многие учёные. Интерес к игрушке не ослабевает, Она также неизменный участник многочисленных выставок народного искусства. Ей посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Но несмотря на это, очень многое в ней остается невыясненным и нераскрытым. Если в какой-то мере освещены ее художественные, пластические и красочные стороны, то вопросы ее содержания известны и исследованы меньше. Хотя уже давно исследователями обращалось внимание на то, что большинство игрушек, частично дошедших до нас деревянных, и, главным образом, глиняных — таят в себе образы более широкие и глубокие, чем те, что они обозначают. Так, такие ученые, как Л.Динцес, высказывали, да и В. Воронов и А.Бакунинский тоже, о том, что в их образах сохранены отзвуки древнего язычества, заключена "память" о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. Пo мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны она часто по форме оказалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц (богинь со змеями) из Кносского дворца на Крите, открытые известным археологом Эвансом), с другой стороны игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах.


Список литературы

 

1. Ариэль Голан. Миф и символ. Иерусалим "Тарбут", М.: Русслит, 2002, - 458с.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 89 с.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3, М.: Политиздат, 1980.-568с.

4. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2000, № 9. – 134с.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 2000. – 357с.

6. Коняев Н. Игрушки русских императоров. М.: Подъем, 2002. №4. -169с.

7. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.М.: Политиздат, 1980.-596с.

8. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 2000. – 612 с.

9. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 2002. № 5. – 132 с.

10. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. – 123 с.

11. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. М.: Политиздат, 1987.-557с.

12. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 2001, № 3. – 126с.

13. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 435 с.

14. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1998, № 6. – 396 с.

15. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Русская матрешка. М.: Мозаика, 2002. -534с.

16. Рабинович Е.Г. "Богиня-Мать" в "мифы народов мира" энциклопедия, "Советская энциклопедия", М., 1991, Т. 1,.688с.

17. Русская игрушка: Советская Россия, М.: Наука, 1987.-544с.

18. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М.: Наука, 2005.-528с.

19. Славянские древности, т.2. этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого, М.: Международные отношения, 1999, 632с.

20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 627с.


Приложение

 

Заготовки для производства Матрешки

 

Роспись матрешки

 

Традиционная русская матрешка

 


 

 

 

Русские деревянные игрушки

 


 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: