автор ученица 8А класса Шарикова Полина




Герои сказаний, легенд и преданий»

 

 

Однажды я спросил у старой няни
- Каким богам молились древние Славяне?
Легенды, древней Греции и Рима
Вошли в учебники, и мы знакомы с ними,
А вот о наших древних божествах
Я не читал нигде, ни в прозе, ни в стихах.
Ответила старушка няня
- Хочешь знать?
Могу тебе о них я рассказать.

Я знал, что няня выдумщик изрядный,
И обо всём рассказывает складно,
И слушая её приятный голос милый,
Воспринимаешь всё, как будто, так и было.
Я с интересом выслушал её рассказ
И расскажу теперь его для вас.

И так:

Русалки, лешие, водяные — все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому славянская мифология считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми современные монстры могут показаться мелкими пакостниками. Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки жили с той нечистью бок о бок.

Славя́нская мифоло́гия — совокупность мифологических представлений славянских народов. До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга разных славянских легенд? Наряду с немногочисленными упоминаниями в лотописных работах, церковных источников, фольклоре, мы также можем видеть в работах великих русских художников: Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Игоря Ожиганова и других.

Особое значение для понимания славянской мифологии имеют былины. Изначально существуя в устном варианте, как творчество певцов-сказителей, былины, безусловно, претерпели немалые изменения. Славянская мифология характерна тем, что она - всеобъемлюща и представляет собою не отдельную область народного представления о мире и мироздании, а находит воплощение даже в быту - будь то обряды, ритуалы, культы. Поэтому, практически не сохранившаяся, она продолжает жить в русских образах, символике, ритуалах и в самом языке. Мифология славян предстаёт перед нами яркой, образной, живой в виде обрядов: масленницы, праздника Ивана-Купалы, день Коляды и других. Мифы сохранились также в форме волшебных сказок, историй о встрече людей и Богов. Поверите ли вы, что славянская мифология – не вымысел, а быль, случившаяся когда-то? Отнесетесь ли вы к Богам славянской мифологии как к интересной выдумке? В любом случае это так интересно, когда Боги оживают и раскрывают перед нами свои светлые и тёмные стороны. Например, славяне верили что существуют зловредные, и даже пугающие существа, способные утащить, заманить, накликать болезни и несчастья или защекотать до смерти человека. Другие же наоборот, оберегали людей, защищали, помогали найти правильный путь или собрать обильный урожай. А были и такие, которые сопровождали людей всю жизнь от рождения до самой смерти, и даже брали на себя часть их забот.

Создавая свои работы, русские художники вдохновлялись темой русской мифологии, она будоражила воображение многих живописцев. Виктoр Вaснецов нaписал немaло кaртин, связaнных с русcкими былинaми, русскoй истoрией. На полотнах Васнецова оживали герои русского фольклора. Используя мифологический жанр, художник смог воплотить на холсте все, что он представлял в своем воображении. Работы Васнецова затрагивали и продолжают затрагивать тонкие струны души у каждого зрителя. Картины Васнецова «Снегурочка», «Иван-Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Аленушка» учат тому, как должны выглядеть женская красота, мужественность и богатырская сила. Он умело передавал всю красоту и многогранность русской природы. Все, что написано на его картинах знакомо каждому человеку. Мифологический жанр картин Михаила Врубеля стал основой его творчества. Написанная по мотивам сказок А.С.Пушкина картина «Царевна-лебедь», одна из самых известных в копилке художника. Врубель умело использовал цвета и наполнял изображение легкостью и нежностью. Ему удалось запечатлеть момент, когда птица превращается в царевну. Очень многие стали ценителями и поклонниками творчества этого художника, благодаря волшебному эффекту его картин.

В древней Руси люди жили в мире и гармонии с природой. Они были одно целое с нею. В своих работах я хотела показать, что мифы, это часть русской истории. Показать какими являются эти существа: добрыми, настораживающими, предвещающе-опасными, мудрыми, существами, которых люди боялись и уважали, ценили и избегали, верили в их мудрость и доброту.

Леший – это существо является духом-хранителем леса, покровителем лесных зверей и птиц. Опытный, древний Хозяина Леса. Начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешения в лес заходить не стоит. Он никогда не нападал на людей ради забавы и не обижал их. Он следил за тем, чтобы странники не нарушали правила лесной жизни. Обличием был схож с человеком, только весь оброс шерстью и мхом. Его верными спутниками были птицы и звери.

Эта живописная работа, в которой я использовала гуашь. В работе преобладают зеленые и коричневые цвета, так как я хотела показать идею леса и земли. Лешего я вижу в виде мудрого старца, в потертом кафтане, соломенной шляпе. Он окружен лесными жителями. Но рядом нет места человеку.

Змей - Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем. Это беспринципный злодей, разоряющий и сжигающий деревни и целые города. Этот змей – символ силы и власти, не обремененных мудростью и знанием. Он был жаден до крайности. Но также можно судить, что это собирательный образ отступника, человека, переставшего жить по заветам предков. Горыныч стремится к богатству, он беспринципен и извращен. Мораль чужда ему, его желания важнее желаний других. По мнению наших предков, такой человек обречен на гибель – сначала духовную (все планы Горыныча по легенде рухнули), а затем и физическую (в финале повествования дракон убит). Не трудно догадаться, что именно с этой легенды были написаны все сказки о драконах и рыцарях.

В этой работе я использовала акварельные карандаши, большой цветовой палитрой я хотела передать всю мощь этого злобного и коварного существа, как объят пылающий город огнем. Передать страх, который испытывали люди перед этим существом.

Жар-птица - образ мифологического существа. Жар-птица – сказочный образ необыкновенной красоты, со сверкающими в темноте перьями, горящими как языки пламени. Жар-птица воплощает мечту о счастье. Найти её или взять светящееся перо Жар-птицы – значит поймать удачу за хвост. А песни этой чудо-птички способно исцелить больных и вернуть зрение слепым. Жар-птица обладает целебным даром, тот, кто слушает, её обретает здоровье и силы.

Этот образ мифологического существа я увидела и воплотила в технике батик. Я использовала яркие тона, чтобы подчеркнуть образ огненной птицы, светящейся огнем. Фон я взяла умеренно-тёмных оттенков, чтобы еще больше показать красоту этого сказочного образа древних мифов.

Русалка — персонаж славянской мифологии. Представлялись как обнажённые, очень красивые молодые девушки с длинными волосами, зеленоватыми из-за водорослей с бледной кожей. Ошибочно считается, что у русалок есть рыбьи хвосты. Это не так — у русалок были ноги, и лишь позднее их образ слился с образом европейских морских дев, у которых были хвосты. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды. Они считались опасными, и отрицательно настроенными к людям, особенно опасны они были для мужчин. Когда русалка завидит мужчину, она заманивала его в водоём, где может утопить, защекотать до смерти. Девушек они также недолюбливали: всячески прогоняли, пугали, воровали у них одежду. В лунную ночь они любили порезвиться на берегу, соблазняя странников.

Этот образ красивой, но опасной девушки я решила вылепить из глины. Мало кто знает что у славянских русалок были ноги, но образ русалки в основном ассоциируется с девушкой, имеющий хвост, поэтому мои глиняные русалки с хвостами. Я максимально старалась воспроизвести правильные черты женского тела, придать им красоту, которую стоит опасаться. Своих русалок я посадила вокруг сосуда, будто вокруг озера, чтобы придать им вид раскрепощённости, ведь они находятся в своей стихии.

Источником моего вдохновения послужила одна книга, которая стоит у меня дома на полке, она называется «Мифы русского народа». Я очень люблю сказки, былины, легенды, и эта книга увлекала меня не только своим повествованием, но и живописными иллюстрациями, автором которых является Иван Цыганков. Именно эта книга вдохновила меня и подтолкнула на создание своих художественных образов. Мне захотелось изобразить эти мифические существа в таком облике, как я себе их представляю и чувствую. Мне близка эта тема, она отражает мою суть. Такая же лёгкая, по-детски наивная, но содержит очень глубокий, серьёзный смысл.

Надеюсь вам понравился мой пересказ, проиллюстрированный моими работами, об этом удивительном и волшебном мире, населенном всемогущими божествами, сказочными существами и капризными духами. Славянская мифология никогда не потеряет своей популярности и будет еще сотни раз описана прозой, стихами и воспроизведена множеством картин разных художников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: