Ваганов Максим Андреевич 3/9 к. 1гр.




ПРАКТИКУМ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

№ 1

1. Понятие «Конфликтология» - междисциплинарная область знания, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

2. Заполните таблицу: «Сравнительный анализ отдельных наук в области исследования конфликтов»:

Элемент анализа Философия Социология Психология Социальная психология
Объект Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие. Объектом конфликта в принципе может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. Материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользование которой стремятся стороны конфликта. Объект (то из-за чего произошёл спор); Субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации); Объектом конфликтологии является социальная жизнь, всё разнообразие конфликтов, которыми она наполнена.
Предмет Ценности и установки, материальные ресурсы и способ их распределения, различное статусное положение острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. Конфликтное взаимодействие участников, причины и способы разрешения конфликтов. Предметом конфликтологии является конфликтное взаимодействие участников, причины и способы разрешения конфликтов.
Сущность Понятие, отражающее стадию развития категории "противоречие", когда существующие противоположности доходят до своей крайности (полярность, антагонизм). процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным   Столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. На макро, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутри личностный (столкновение тенденций, сторон личности).
Методы изучения Философские методы «вооружают» конфликтологию такими универсальными категориями развития природы, общества и человеческого мышления, как противоречие, диалектика противоречий, единство и борьба противоположностей и др. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня. Психологический метод используется при изучении психологических механизмов конфликтного поведения и мотивации. В исследовании групповых конфликтных отношений применяются следующие методы социальной психологии: наблюдение, социометрия, опросы, различные проективные методы, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.
Имена ученых Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли, А.Смит, Гегель, Толстой Даренфорд, Зиммель, Сорокин, Парк, Парсонс, Карл Маркс, Конт, Спенсер Гераклит, Эпикур, Ч. Ликсон, Л. Козер, А. Турена, Т. Мор, Т. Гоббс Сократ, Б. Кросби и Д. Шерер, А.Я.Анцупов, Н.В.Гришина, Н.Н.Обозов, А.И.Шипилов
Основные концепции Теория конфликтов (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин): общество подвержено конфликтам и постоянно изменяется, в основе его развития - классовый конфликт, движущая сила развития общества - классовая борьба. Теория структурно-функционального анализа (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон): общество - система, единство и жизнедеятельность которой обеспечивается благодаря функциональному взаимодействию составляющих ее элементов - государства, политических партий, промышленных объединений, профсоюзов, церкви, семьи и т.д. Основное условие равновесия и стабильности в обществе - наличие у всех членов общества единых социкультурных ценностей. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил. Возникает конфликт. Отсюда и объективная потребность в разрешении данного противоречия. Решение содержится в социальной революции. Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы. Теория Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта. Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют управляющие и подчиненные. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (США). Л. Козер понимает под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», видит в нем определенную социальную напряженность между тем, что в обществе есть реально, и тем, что должно быть, в соответствии с взглядами, интересами и чувствами определенных социальных слоев, групп, индивидуумов. Концепция всеобщности социального конфликта Алена Турена (Франция). По его мнению, основными механизмами изменения общества являются конфликты между субъектами общества. Общественную организацию следует понимать как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями, в соответствии с которыми социальная общность организует свои отношения со своим окружением.     Сегодня в теории социального конфликта существует множество взглядов и точек зрения. Можно выделить пять основных концепций природы конфликта: социально-биологическую, социально-психологическую, классовую, функционализма, диалектическую.
Значение полученного знания о конфликте Отражение конфликта в философии транформировалось из отдельных трудов, посвящаемых исследователями проблемам природы и социального назначения конфликтов, к выработке целостных теорий и концепций, основными из которых могут быть названы: теория конфликтов, теория «конфликтной модели общества» и т.д. Экспертиза социального конфликта состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта. Имеются различные процедуры экспертизы конфликта. Например, разработаны социальные экспертные шкалы, по десятибалльной шкале оценивается значимость последствий конфликта и их вероятность. Конфликтология как наука о социальных конфликтах, причинах возникновения, формах и механизмах протекания, методах и технологиях управления ими. Роль конфликта в системе социально-экономических процессов и в структуре противоречивых социальных отношений. В целом необходимо отметить, что в современной зарубежной конфлитологической литературе преобладает диалектическая концепция социального конфликта, а именно, теории Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга. Их сторонники подчеркивают позитивную роль конфликта. Она видится в том, что конфликты могут усиливать мораль, обогащают взаимоотношения между людьми, конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность, стимулируют развитие. Конфликты помогают прояснить проблему, они усиливают способность организации к изменениям, повышают качество принимаемых решений, способствуют производству новых созидательных идей

 

3. Понятие «Конфликтная ситуация»

Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов.

Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны

4. Понятие «Конфликт»

Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта.

5. Зарисуйте схему возникновения конфликтной ситуации с перерастанием в конфликт и с угасанием.

 

 

6. Заполните таблицу: «Способы разрешения конфликта»

Способ Определение «Плюс» «Минус»
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий. Возможность применения обмана, хитрости с целью создания перевеса в свою сторону, провокация оппонента, что может привести к негативным последствиям.
Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Стратегия оправдана как один из наиболее подходящих способов разрешения конфликта в межличностном противостоянии. Уклонение неэффективно, если конфликт возник по каким-либо объективным причинам.
Компромисс это решение конфликта по взаимному добровольному соглашению с обоюдным отказом от части предъявленных требований. Партнёры по переговорам меняют своё мнение и принимают новое общее мнение. Цель — это общий результат, с которым они согласны. Компромисс — это разумный способ уравновесить конфликтующие интересы (управление инакомыслием). Стратегия эффективна при любом конфликте; способность к компромиссу высоко ценится в социуме. Могут проявиться такие последствия, как неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Проблема, породившая конфликт, не решена, и может возобновиться. Поиск решений, основанных на взаимных уступках. Часто этот метод разногласий считают самым лучшим решением вопроса, но это НЕ ТАК! На самом деле это не оптимальный способ решения спора, «половинчатое» решение может не устроить обоих, но что делать, приходится смириться.
Сотрудничество (Решение проблемы) поведение оппонентов в конфликте с ориентацией на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Стратегия сотрудничества в конфликте эффективна между грамотными, эмоционально интеллектуальными участниками конфликта, так как требует времени, терпения, мудрости, умения выражать свою позицию, выслушивать другую сторону, находить альтернативу. Не всегда человек идет на сотрудничество и раскрывает карты.

№ 2

Анализ конфликтных взаимодействий и разрешение конфликта (На примере фильма «Бес»)

1. Внутриличностный конфликт: Межличносный конфликт:

Ситуация Причины Разрешение
Встреча бизнесменов Бес начал курить в помещении, что не понравилось Шлихтеру Столкновение
Встреча бизнесменов Проблема со строительством объекта Конкуренция
Психолог и пациент Решение проблема с тревожностью у пациента Улаживание
Психолог и пациент У психолога другие планы, она хочет пораньше освободиться Уклонение Улаживание
Диалог компаньона Беса с самим собой Разговор с радио в машине, несогласие и отрицание ситуации Уклонение
Машина компаньона Беса и странного мужчины Столкновение машины Компромисс
Странный мужчина и диалог с самим собой Осознание и разрушение своей машины Столкновение Улаживание
Настя и её не состоявшийся жених Предложение выйти замуж, приглашения на свадьбу Столкновение
Не состоявшийся жених и воспоминания Воспоминание каким он был и каким стал Уклонение
Не состоявшийся жених и компаньон Беса Столкновение в дверях Столкновение Уклонение
Психолог и компаньон Беса Встреча и решение проблемы с Бесом Компромисс Сотрудничество
Психолог сама с собой Решение внутреннего конфликта Улаживание
Настя и Бес Собеседование на работу к Бесу Столкновение Улаживание
Настя Диалог с самой с собой после собеседования Столкновение Конкуренция
Бес и официант Поход в ресторан, из-за пятна на рубашке Столкновение Конфликт
Бес и посетитель ресторана Устранение людей которые помешали бесу Столкновение Конфликт
Компаньон беса и Настя Приглашение на чай Уход
Настя Рассуждение с самой с собой о возможно проведенной ночи Уклонение
Сын Беса, Бес и учительница Конфликт в школе с учительницей и директором Столкновение Компромисс Улаживание
Психолог и Бес Разговор о решении конфликта Столкновение Уход
Настя и собака Беса Нападение собаки в доме Беса Сотрудничество
Мать и сын Общение сына с матерью Уход
Психолог и мать Разговор и выяснение обстоятельств развода Улаживание Уклонение
Бес и пациент Встреча беса с пациентом психолога Столкновение Конкуренция
Секретарь и Бес Обсуждение секретарши за спиной у Беса Уход
Бес и компаньон Беса Узнал о ситуации с психологом Столкновение
Сын и Бес Попытка поговорить с сыном разговор о матери Столкновение
Бес и психолог Волшебный укол Улаживание
Бес и сын Разбитый ноутбук после укола Улаживание
Бес и секретарь После укола секретарша подсыпала соль вместо сахара Улаживание Извинение
Встреча бизнесменов Подписание контракта Улаживание
Бес и Шлихтер Шлихтер наступил специально на ногу Улаживание
Бес и компаньон Беса Обман со стороны компаньона Беса, подписание бумаг дающее возможность компаньону стать главным Улаживание Компромисс
Мать и Настя Приезд Насти к Бесу домой Конкуренция
Мать и сын Не мытая посуда Столкновение
Компаньон Беса и Настя Приезд в офис, увидев другого Баса возник конфликт Столкновение
Бес и Настя Поиск Беса во дворах, Встреча с Бесом Улаживание Компромисс
Бес и компаньон Беса Бес в офисе Столкновение Конкуренция
Бес, мать и сын Бес в доме Столкновение Улаживание Компромисс
Бес и Шлихтер Бес и незаконченные дела в бизнесе Столкновение
Бес, Настя и сын Знакомство Насти и сына Компромисс Улаживание

 

№ 3

Опишите свой пример конфликтного взаимодействия. Выделите объекты конфликта, опишите протекание и способ разрешения фактический и варианты, как можно было решить проблему.

 

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным». Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: