A.O. Sazancev
student at the Department of Industrial Economics
Samara State Technical University, Samara
E-mail: andrey.sazantsev@mail.ru
Research supervisor L.V. Ermolina
Cand.econ.sci., Associate Professor at the Department of
«Industrial Economics and Production Management»,
Samara State Technical University, Samara
The article deals with the economic problems of the development of rail transport, in particular: the admission of private capital in infrastructure, development of the market traction and, correspondingly, the availability of competing private companies in the field of locomotive economy.
Keywords: foreign experience, the economy, national interests, railroads, liberalization, privatization.
УДК 338.1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А.К. Салтыбек, Т.К. Ахметчина
Студенты Карагандинского государственного технического университета,
г. Караганда, Республика Казахстан
Выявлена сущность рыночных отношений, рассмотрены функции рынка.
Ключевые слова: рынок, фунции, сущность.
Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями - с другой. Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой - порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними.
Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений.
Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений. Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.
|
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (markеt) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
Рынок функционирует при определенных условиях, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
- стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
|
- регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
- функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
FEATURES OF FORMATION OF MARKET RELATIONS