ВОПРОС ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА




1. Исторические вехи становления и развития политической науки.

2. Особенности научного познания политических явлений и процессов.

3. Политика как общественный конфликт.

4. Политика и проблема общественного блага.

5. Информация как ресурс современной политической власти.

6. Легитимность современного украинского государства.

7. Роль СМИ в создании и поддержке легитимности политической власти.

8. Терроризм как средство политического давления: суть, формы, эффективность.

9. Исторические формы политического терроризма.

10. Природа гражданского неповиновения и гражданского сопротивления.

11. Пределы эффективности принуждения.

12. Диктатура как форма авторитарного режима.

13. Консервативный и революционный авторитаризм.

14. Политический конформизм в условиях авторитарного режима.

15. Тирания большинства: идентитарная теория демократии Ж.Ж.Руссо.

16. Теория демократического элитизма Й.Шумпетера.

17. Проблема экспорта демократии в современном мире.

18. Парламентская республика: принципы, европейский опыт и украинские проекты.

19. Государственная власть и местное самоуправление.

20. Проекты социального государства и их западноевропейское во-площение.

21. Соотношения этнического и национального держал.

22. Кризис партий в современных демократических странах и пути выхода из него.

23. Достоинства и недостатки двухпартийной системы.

24. Современные избирательные технологии.

25. Протестное участие: природа, формы, способы манипулирования про- тестным поведением.

26. Антисистемная деятельность в условиях демократических и не-демократических режимов.

27. Общественные движения в современном мире. Антиглобализм (движение за глобальную демократию).

28. Лидерство как персонификация политической власти: мифоло-гия политического лидерства.

29. Специфические функции лидера в политике.

31. Харизматичное лидерство в истории ХХ века.

32. Либеральная и консервативная идеология в современных западных странах и в странах бывшего СССР.

33. Национализм как идеология.

34. Понятие и смысл политической пропаганды и агитации.

35. Идеологические основы антиглобализма.

36. Идеология и религия как инструменты политики.

Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка индивидуальных заданий (докладов, рефератов и т. др.).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Опишите особенности научного подхода к восприятию и анализу политической действительности.

2. Какие цели научного познания политики и в чем заключается их общественное (социальное) значение?

3. По мнению Карла Дейча, "власть является привилегией, которая не требует накопленного опыта; она есть шанс, что позволяет оставлять ни без одного внимания и откровенно игнорировать последствия, вызванные действиями самой власти". Разъясните и охарактеризуйте эту точку зрения, дайте ей оценку.

4. Почему власть нельзя "захватить", "навязать", "узурпировать" в точном смысле этих слов? Почему выражения типа "власть должна быть передана парламенту" - это только метафора?

5. По словам Ф.Бурлацкого, "политическая власть - это способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, делать определяющее действие на деятельность и поведение других людей с помощью каких-либо средств". Дайте аргументированную критику этого определения.

6. Согласно М. Веберу, политическая власть - способность субъекта в ходе социального взаимодействия осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению объекта.

7. Является ли недовольство населения деятельностью президента, правительства, парламенту достаточной основой, чтобы считать государственную власть в этой стране нелегитимной?

8. Легитимная жесткая и деспотичная власть ли, которая охотно прибегает к открытому и своевольному насилию? Аргументируйте свой ответ.

9. Почему власть украинского президента, правительства, парламенту легитимные (даже сейчас)? Аргументируйте свой ответ.

10. Английская пословица свидетельствует: важно не то, что правительство управляет обществом эффективно, важно, что люди верят в это.

НА КАКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ УКАЗЫВАЕТ ЭТА ПОСЛОВИЦА?

11. Некоторые авторитетные политологи считают, что власть противоположна силе (насилию): где есть сила - там уже нет власти; и где есть власть - нет силы. Какие аргументы Вы могли бы привести в пользу этой точки зрения?

12.Почему насилие (использование силы) считается неэффективным и ограниченным ресурсом власти?

13.В чем заключается ограниченность принуждения как ресурсу власти? Аргументируйте свой ответ.

14.Работодатель обещает работникам вознаграждение за сверхурочную работу. Можно ли это считать осуществлением власти работодателя, который использует побуждение как ресурс? Аргументируйте свой ответ.

15. Какой способ осуществления власти подавляет - на основе принуждения или побуждения? Аргументируйте свой ответ.

16.Почему наличие в обществе организованной преступности может считаться свидетельством того, что это не тоталитарное общество? Аргументируйте свой ответ.

17. Почему тоталитарный режим не может держаться исключительно на репрессиях и насилии? Аргументируйте свой ответ.

18.Существует популярная точка зрения, согласно которой при тоталитаризме партия "проглатывает" государство, подчиняет его себе. Докажите, что это ошибочное представление.

19.Объясните, почему нельзя возводить авторитарный режим к режиму личной власти руководителя/вождя, отождествлять между широкими полномочиями президента/монарха и авторитаризмом.

20. Приведите аргументы в пользу точки зрения, согласно которой тоталитарный режим в СССР совпадает только со сталинской эпохой, а времена Брежнева-Горбачева - это авторитарный режим?

21.Докажите, что суждение типа "политика - грязное дело", "мой голос на выборах ничего не решает", "от нас ничего не зависит" относятся именно к авторитарному восприятию политики?

22. Почему авторитарному режиму не нужны ни партии, ни оппозиция? Аргументируйте свой ответ.

23. Объясните, почему демократический миф о народовластии а) остается преимущественно мифом; б) очень важен для существования демократии.

24. Разъясните, какую "пользу" приносит демократическому режиму тот факт, что у граждан есть политические права и свободы?

25. Объясните, почему демократический режим не может обойтись без политических партий и оппозиции.

26. Объясните, почему в странах с демократическим режимом практически не происходит ни переворотов, ни, тем более, революций.

27. Какие демократические ценности иллюстрирует миф о кухарке, которая может управлять государством? Аргументируйте свой ответ.

28. Почему факты проведения свободных и честных выборов сами по себе нельзя считать достаточной основой для вывода о наличии демократии в этой стране?

29. То, что государство и общество - разные вещи, знает каждый. Сформулируйте отличия между государством и обществом.

30... ".. "Украина - для украинцев", "Эстония - для эстонцев", "Германия - для немцев" - в чем заключается неполноценность этих лозунгов. Дайте аргументированный ответ.

31. Является ли язык государственным атрибутом (необходимым признаком)? Аргументируйте свой ответ.

32. Какие функции выполняют такие государственные символы, как герб, флаг, гимн? Какими потребностями порождаются эти государственные символы? Аргументируйте свой ответ.

33. Почему возникает потребность в понятии "Политическая элита"? Неужели не достаточно таких понятий как "политик", "чиновник", "государственная власть" и проч.? Аргументируйте ответ.

34. Почему политическую элиту нельзя считать просто арифметической суммой политиков, которые занимают высшие посты в государстве и политике в целом? Что дает основу считать ее особенной социальной группой? Аргументируйте ответ.

35. Можно ли в элиту политика избирать на выборах и, следовательно, формировать элиту каждый раз заново на, скажем, парламентских выборах? Аргументируйте ответ.

36. Можно ли в элиту назначать политиков? Скажем, примерно так же, как президент в нашей стране назначает премьер-министра, как премьер назначает министров? Аргументируйте ответ.

37. Является ли тот факт, что в современных демократических странах есть политические элиты, опровержением основных принципов демократии? Ведь сам существование элиты свидетельствует о наличии существенных привилегий в ряду политиков, об относительной независимости этих политиков от общества? Аргументируйте ответ.

38. Есть ли, в действительности, то, которое объединяет разных, конфликтующих между собой, ненавидящих друг друга, политиков в одну элиту, которые стремятся к поражению (и даже уничтожению) друг друга? Объединение ли таких разных политиков в единственную политическую элиту - это только исследовательский (умственный) прием, который специалисты и публицисты используют для удобства рассуждения и изучения политики. Аргументируйте свой ответ.

39. Каким образом политическая элита разрешает проблему своего обновления?

40. Почему сам факт наличия в стране "Свободных выборов" еще не свидетельствует, что большинство граждан придерживаются моделей автономного участия? Аргументируйте свой ответ.

41.Что такое рациональный выбор с точки зрения сторонников концепции "рационального человека"? как он выглядит на практике? Используйте иллюстрации.

42. Скажите, отвечает ли следующее описание описания автономного участия: человек в курсе политической жизни страны, может достаточно компетентно судить о достоинствах и недостатках претендентов на президентский пост, исходя из своих рассуждений, приходит на выборы и голосует за кандидата, который отвечает его преимуществам.

43. Почему в концепции политического рынка, невзирая на внешний рационализм отношений между продавцами и покупателями, поведение граждан имеет нерациональный (иррациональный) характер? Аргументируйте свой ответ, используя опыт "помаранчевой революции".

44. Опишите, каким образом (какими способами, приемами) люди персонифицируют политику? Используйте аргументы и иллюстрации.

45. Чем политическое лидерство отличается от политического руководства/управления? Аргументируйте свой ответ.

46. Чем объясняется тот факт, что лидерство - ненадежный и недолговечный вид политических отношений и политической власти? почему оно может быстро исчезнуть, словно его никогда и не было, тогда как руководство - долговечно и надежно?

47. Найдите убедительные аргументы в пользу точки зрения, согласно которой не существует универсальных (общих) свойств и качеств лица, которые образуют (что описывают) человеческий тип лидера.

48. Объясните, почему сторонники являются такими же "авторами" лидерства, как и сам политик. Каким образом они формируют отношения лидерства?

49. Какие аргументы в пользу утверждения о том, что лидера создает ситуация (стать лидером - значить оказаться в нужное время в нужном месте и при нужных обстоятельствах)? Охарактеризуйте их.

50. Персонификация создает иллюзорную картину политики. Однако - это очень распространенный и удобный прием восприятия и осмысление политики. Благодаря чему он хранит свою привлекательность и популярность? Аргументируйте свой ответ.

51. Отношения нехватки регулируются законом. Поэтому и мужчины, и женщины придают большое значение факту регистрации их отношений государством. Означает ли это, что здесь государство вмешивается в семейно-брачную сферу?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: