Использование целенаправленно воспитывающих ситуаций в работе классного руководителя.Чебоксары. 1998.




Диагностирование уровня общего физического развития школьника.

4.Диагностика классного и школьного коллективов:

а) определение социально - психологического климата в классе и школе;

б) определение уровня нравственного развития классного коллектива.

5. Диагностирование состояния учебного процесса в классе и в школе:

а) определение уровня познавательной деятельности;

б) определение мотивации учащихся в познавательной деятельности.

6. Диагностирование воспитательных возможностей семьи школьника:

а) определение нравственной направленности семьи;

б) определение уровня педагогической культуры родителей;

в) определение психологической коммуникабельности членов семьи.

Более подробное изложение материалов по педагогической диагностике вы можете найти в методических рекомендациях Соловьёвой З.В. - зав. кафедрой психологии и педагогики. В них помещено более 50 конкретных методик исследования личности учащихся, родителей и классного коллектива. Методические рекомендации “ Педагогическая диагностика”, 2 - е издание (2003 г.) вы можете приобрести на кафедре.

Дополнительная литература

по теме” Педагогическое диагностирование учащихся”:

 

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития Книга 11 - Казань,1998

2.Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя - М.,2000

3.Диреклеева Н.И. Классный руководитель.Основные направления деятельности - М.,2000

4. Максимов В.Г. Программа подготовки учителя - воспитателя к профессионально - педагогической деятельности. - М., 1993

 

5. Маленкова Л.И. Человековедение. - М.,2000

6.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе - М.,2000

7. Степанов П.В.,Григорьев Д.В.,Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.М.,2003.

8.Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента - М.,1998

9.. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики. - М.,1992

.

11. СИСТЕМНО - РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Автором концепции является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Воспитание он рассматривает как процесс человековедения (человековедение - вести к человеческому идеалу),протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Цель воспитания - формирование гармонически развитой личности,готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.Задача воспитания - формирование у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учётом этапов развития личности.

В каждом возрасте существует определённая возможность освоения и выполнения социальных ролей.

Социальные роли учащегося:

1.Межличностные роли: друг, собеседник, поклонник, противник, помощник, спаситель, мучитель, жертва.

2.Групповые роли: лидер, соперник лидера, советник лидера, отщепенец, шут, козёл отпущения, изгой.

3.Бытовые роли: сын, дочь, брат, сестра, племянник, тётя, дядя, сосед.

4. Организационные роли: организатор коллективных дел в классе, в школе. подчинённый, партнёр, клиент.

Выходя за рамки данной классификации, автор осуществляет связь выполняемых человеком социальных ролей и воспитывающих задач по их освоению.

 

Социум Социальные роли Задачи воспитания и самовоспитания
Семья Супружеская Отцовско - материнская Сыновне - дочерняя Формирование супружеской культуры формирование педагогической культуры формирование чувства долга и ответственности перед родителями и родными
Коллектив Профессионально - трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная педагогическая Формирование профессиональных знаний, умений и навыков и трудолюбия Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникативной культуры Формирование педагогической культуры
Общество Патриотическая Национально - интернациональная Политическая Правовая Классовая - интерклассовая Нравственная Экологическая Воспитание патриотизма Воспитание национально - интернациональной культуры Формирование политической культуры Формирование правовой культуры Формирование классовой - интерклассовой культуры Воспитание нравственности Формирование экологической культуры
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Формирование геосоциальной и интерсоциальной культуры (политической, правовой, эстетической, коммуникативной, педагогической,экологической.
Я - сфера Материально - потребительская Духовно - потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегуляция Целеутверждающая   Воспитание здоровых материальных потребностей Воспитание духовных потребностей Формирование умений самообразования Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания Формирование творческих способностей Формирование знаний, умений и навыков психической саморегуляции Формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их.

 

Основу содержания воспитания составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте. Лишь осваивая и выполняя те или иные роли социальные роли, он развивает и формирует своё сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы. чувства. личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.

Классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования рекомендуется педагогическое обеспечение усвоениям растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношения между людьми в семейной сфере его жизни.

 

Коллектив автор рассматривает в качестве удобного и эффективного “ тренажёра” для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально - трудовой сфере жизнедеятельности.

Школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности

Составной частью, по убеждению автора, должно стать интерсоциальное воспитание, т.е.формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов.

Эгосфера (Я - сфера) способствует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и навыков самообразования и самовоспитания, развитию творческих способностей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их.

Классному руководителю предлагается один из разделов воспитательной деятельности составить следующим образом:

Сферы жизнедеятельности учащихся     Основные дела 1-я неделя Основные дела 2-я неделя Основные дела 3 -я неделя Основные дела 4 - я неделя
Семья            
Коллектив        
Общество        
Мир        
Я - сфера        

 

Осваивая и выполняя названные роли, ребёнок сначала впитывает в себя все существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их “ присваивает себе”, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

 

Литература

по изучению концепции “ Системно - ролевая теория

формирования личности ребёнка”:

 

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.,1985

2.Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1991

3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.М.,1996

4. Захарова Л.Н. Воспитание и социализация учащихся в образовательном пространстве. Н.Новгород,2000

5.Левин А.Я. Социализация. Н. Новгород,1995

6.Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского..М., 1995

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.,1996

8. Таланчук Н.М.Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания. В 2 -х ч.Казань,1990

9.Таланчук Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: примерная концепция исследования // Сов. педагогика.1989.№1.

10 Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику.Пособие для педагогов - новаторов.М.,1991.

 

 

111. ФОРМИРОВАНИЕОБРАЗАЖИЗНИ, ДОСТОЙНОЙ ЧЕЛОВЕКА

Создателем этой концепции является профессор Надежда Егоровна Щуркова. Образ жизни, достойной Человека - это бытие человека в мире, стремящегося к Истине, ДобруиКрасоте.

Воспитание автор определяет как целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Н.Е.Щурковой,цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека,это нечто разумное,моральное, созидательное, способное творить и исполнять миссию Человека.

В этом заключается триединство - разумного,духовного и творческого в жизни человека. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.Научить школьников искусству поиска смысла жизни, помочь ему не только в ситуации нравственного выбора, но и выбора лучшего себя - профессиональный долг истинного воспитателя.

Проповедуя диалогическое воспитание, автор рекомендует воспитателям организовывать размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями и действиями.Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц,

 

четверть, год. Воспитатель, получая представления детей о жизни, объединяя разрозненные факты их жизни в нечто цельное, направляет их к поиску Истины, Доброты и Красоты.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е.Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьников.В программе определены педагогические задачи в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.

 

Литература

по изучению концепции “ Формирование образа жизни, достойной Человека”:

 

1.Воспитание детей и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.,1997 в школе: новые подходы

2.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.,1997

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология.М.,1999

4.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.М.,1998

5.Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника.Смоленск,1995

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ (По Н.Е.Щурковой)

 

Сегодня практика воспитания находится в переходной стадии - воспитатели ещё не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но постепенно отходят от интуитивного решения воспитательных задач. Процесс воспитания носит целостный характер, его трудно разорвать на отдельные операции, осуществлять формирование отдельно взятых качеств. Воспитательное взаимодействие происходит комплексно. Личность не формируется “ по частям”. И только личность создаёт личность, потому воспитатель ведёт технологический процесс от начала до конца.

Термин “ педагогическая технология” использовалась только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощь ТСО..В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач.

Педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Существуют общие, частные и более частные педагогические технологии.

Слово “ технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребёнка.В современном обществе психологическая напряжённость личности так велика, что прикосновение воспитателя должно быть весьма тонким, искусным.Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребёнка в позицию субъекта.Для этого педагогу необходимо владеть техническим и технологическим инструментарием, позволяющим ему выстраивать и осуществлять воздействие при взаимодействии с ребёнком с целью его личностного развития.

Воспитательная технология - это система научно обоснованных приёмов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при

 

 

которых достигается заданная цель - приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям.

Осуществление воспитательной технологии значительно сложнее, т.к. в основе их лежат отношения между воспитателем и воспитанником и они требуют от педагога умения вести за собой школьников.

К основным слагаемым педагогической технологии автор относит следующие:

1. Педагогическое общение с учащимся.

2. Педагогическая оценка поведения учащегося.

3.Педагогическое требование к учащемуся.

4. Информационное воздействие на обучающегося.

5.Педагогическое разрешение и создание конфликта в классе, группе.

6. Создание психологического климата в классе, группе.

7. Групповая деятельность в классе.

8. Создание ситуации успеха и неуспеха.

9. Педагогическая реакция на поступок учащегося.

10. Этическая защита ученика.

 

Покажем на примере, как составляется технология в предъявлении педагогическихтребований:

а) любое педагогическое требование должно быть доведено до логического конца;

б) требование подкрепляется чёткой инструктивной программой;

в) требование должно быть доступным в данный момент развития ребёнка;

г) строгое соблюдение педагогического такта;

д) решительный, энергичный. побуждающий к действию тон, произношения;

е) целесообразность и разумность требований.

 

Литература

по изучению темы:” Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя”:

 

1.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.,1997

2. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.,1997

3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1999

4. Соловьёва З.В. Инновационная деятельность классного руководителя. Чебоксары, 2001

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., 1993

6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998

7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) М., 1992.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ

 

Педагогическая техника является обязательным условием реализации педагогической технологии.

Педагогическая техника - совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся - умение выбирать правильный стиль и тон в общении с учащимися. управлять их вниманием, чувство темпа и др. Умения педагогической техники - необходимое условие овладения педагогической технологией общения.

 

 

Существуют 4 группы умений:

1. Речевые или вербальные - голос, дикция, интонация, темпо - речь и др.

2. Неречевые или невербальные - мимика, пластика, ортикуляция, жестикуляция, движение педагога по классу и др.

3. Социально - перцептивные - восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и др.

4.Управление эмоциональным состоянием - снятие психологического напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, самовнушение, содание творческого самочувствия.

 

 

Через педагогическую технику, как через некую призму, преломляется реализация всех остальных элементов педагогической технологии.

-если учитель имеет невнятную дикцию - ему трудно объясняться с детьми;

- если он излишне жестикулирует - это отвлекает учащихся от восприятия;

- если он вспыльчив - то это отражается на характере взаимоотношений с учащимися.

Учитель может сам вырабатывать у себя технические умения, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским искусством, тренируя выносливость своего голоса, проводя самоанализ своей деятельности и обращаясь к самовнушению и аутогенной тренировке и т.д.

А.С. Макаренко писал:” Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “ ИДИ СЮДА” с 15 - 20 оттенками и когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса”. Он говорил, что не может быть хорошего воспитателя без умения владеть собой, сдерживать своё настроение, без умения владеть мимикой, жестами, придавать своему голосу различные интонации, лицу - необходимое выражение без умения по - разному взглянуть на ученика, пройти по классу, стоять и т.д.

Мастерство педагогического поведения требует умения быть непредсказуемым в своих реакциях.Существуют в деятельности педагога и парадоксы:

- учитель говорит “ хорошо”, а сам тяжелеет;

- учитель говорит “ ошибка”, а сам легчает;

- учитель говорит “ я тут где - то ошибся”, а при этом расслабляется,демобилизуется

- мобилизуясь, произносит “ сейчас отдыхайте”.Все подобные моменты и создают поле воздействия, определяющие стиль жизни детей на занятиях. Но дать единых рецептов поведения для каких - то повторяющихся педагогических ситуаций, к сожалению, нельзя. Учителю в данном случае рекомендуется провести диагностику своего профессионального поведения. Понаблюдать за собой. В каком “ весе” вы входите в класс?В каком уходите с него?К каму из детей вы сегодня пристраивались? А к кому - как всегда?В какой момент занятия вы были мобилизованы в наибольшей степени?

Умения и навыки педагогической техники:

- управлять своим психо - физическим аппаратом;

- снимать мышечное напряжение;

- вызывать чувства удивления, радости, гнева и т.д.

- владеть техникой интонирования - просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.

- располагать к себе ученика;

- образно передавать информацию и др.

 

Литература

к изучению темы: “Педагогическая техника учителя”:

 

1. Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1995

 

 

2.Аллан Пиз. Язык телодвижений.Как читать мысли других по их жестам.Нижний Новгород, 1992

3.Аллан Пиз. Язык жестов. Воронеж, 1992

4. Гленн Вилсон,Крис Макклафлин Язык жестов - путь к успеху. ”Питер”, 2000

5. Ершов П.М.,Ершова А.П.,Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения на уроке.М.,1998

6. Ж “ Классный руководитель”. М., 2000, №8

7. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред Н.Е.Щурковой.М., 1997

8. Сластёнин В.А. и др. “Педагогика. М., 1998

9.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на - Дону, 1996

10. Самыгин С.И.,Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов - на Дону, 1999

11.Сухарев В.А. Психология интеллекта. Донецк, 1997

12. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.М.,1998

 

1У. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПОДДЕРЖКА


РЕБЁНКА И ПРОЦЕССАЕГОРАЗВИТИЯ

 

Концептуальные положения о педагогической поддержке разработаны Олегом Семёновичем Газманом в 1995 году. О педагогической поддержке ребёнка в образовании напечатано в специальном журнале“ Классный руководитель” (2000, № 3). Автор концепции утверждал, что школы и их педагогические коллективы крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал как оперативную помощь в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении. в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Раскрывая сущность явления “ педагогическая поддержка”, разработчики концепции, продолжающие идею ученики и коллеги О.С.Газмана,подчёркивают, что смысл поддержки состоит в том, что поддерживать можно лишь то,что уже имеется в наличии.Основными предметами поддержки педагогов является субъективность (“ самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в ученике общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других учащихся. Он считал,что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов.

О.С.Газман подчёркивал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. В качестве идеальной цели он считал формирование гармоничной, всесторонне развитой личности учащегося., а реальная цель воспитания - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, которые ученик развивает в себе по своему желанию и по возможностям семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Основой содержания воспитания, по мнению автора, является базовая культура ученика. Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырёх важнейших сферах: человек, общество,природа,ноосфера (продукты человеческой деятельности). О.С.Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: “ Здоровье”, “ Общение”, “ Учение”, “ Досуг”, “ Образ жизни”.Можно их использовать в качестве разделов планов работы классных руководителей.

 

Целевые программы Декабрь Первая декада Декабрь Вторая декада Декабрь Третья декада
  Здоровье      
Общение      
Учение      
Досуг      
Образ жизни      

 

Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. Автором и его учениками разработан поэтпный механизм педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных для него проблем. Он складывается из взаимсвязанных действий школьника и педагога, выполняемых на пяти этапах: 1 этап - диагностический, 11 этап - поисковый, 111 этап - договорной, 1У - деятельностный, У этап - рефлексивный.

Решение проблем жизни ребёнка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия дляразвитияшкольника в учебной, производственной, и досуговой деятельности, в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками, в обыденной (бытовой) сфере.

Условия для эффективного решения проблемных ситуаций:

- пока ребёнок не увидит собственную проблему (не проведёт рефлексию) он “ незряч” и “ глух” к внешним взаимодействиям (или реагирует на них неадекватным образом).

-то же можно сказать и о педагоге. Если он не представляет себе объёма и содержания проблемы ребёнка, он действует лишь на основании собственных мифов, которые могут быть далекими от реального состояния ребёнка.

Тактики педагогической поддержки:

- “ Защиты” - педагог защищает права ребёнка развиваться;

- “ Помощь “ - педагог достраивает деятельность ребёнка, доделывает то, что не может сделать ребёнок, но у ребёнка должно остаться ощущение того, что это он придумал;

- “ Содействие” - педагог обучает ребёнка решению своей проблемы, предоставляет ему средства(знания, умения) для самостоятельного решения проблемы;

- “ Договор” - открытое партнёрское обсуждение педагогом и ребёнком его проблем, совместный поиск обоюдно устраивающего решения и распределения ответственности в действиях по решению проблемы.

Формы поддержки могут быть как индивидуальными. так и групповыми.

Осуществление педагогической поддержки эффективно, если педагог стремиться осваивать, осмыслять, учиться деятельности педагогической поддержки.

 

Литература по изучению концепции “ Педагогическая

поддержка ребёнка и процесса его развития”:

 

1.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель.2000.№ 3.

2. Газман О.С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября.1995.21 ноября.

3. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости?. Учит. газета.1997.13 мая.

4. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как

 

 

пространство личностных изменений ребёнка и взрослого // Классный руководитель.2000.№ 3.

5.Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования. 1991. № 8.

6. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников средствами самоанализа.Ульяновск.2001.

 

7. Воспитание - 2001. Педагогическая поддержка. Выпуск 1.Ульяновск.2001.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ

 

В процессе появления какой - либо проблемы непременно возникает педагогическая ситуация. Правильно отреагировать на поведение учащегося, найти верный выход из создавшейся педагогической ситуации, организовать и профессионально грамотно разрешить её - важнейшая сторона деятельности педагога. В этом проявляется педагогическая поддержка учащегося.

Разрешение ситуации - процесс организации в ней деятельности воспитателей и воспитанников, ведущий к изменению их самих и ситуации в целом, к возникновению,по сути дела, новой ситуации.

Технология разрешения любой педагогической ситуации включает в себя следующие этапы:

1. Диагностика ситуации и анализ её результатов.

2.Выдвижение педагогических задач.

3.Моделирование новой (новых) ситуаций.

4.Проектирование решения поставленных задач.

5.Действия педагога.

6.Анализ и оценка разрешения ситуации, выдвижение новых педагогических задач.

 

Более подробно о технологии разрешения педагогической ситуации можно найти в следующих методических рекомендациях Соловьёвой З.В.:

Использование целенаправленно воспитывающих ситуаций в работе классного руководителя.Чебоксары. 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: