Научный руководитель Е.Г. Хоровинникова




старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»

Самарского государственного технического университета

E-mail: khorovinnikova_eg@mail.ru

В статье рассматривается аутсорсинг как один из эффективных способов реорганизации системы управления, определяются условия его внедрения в медицинскую сферу, описываются основные функции.

Ключевые слова: аутсорсинг, фасилити менеджмент, медицинские учреждения, коммерческие организации.

 

В настоящее время все больше компаний прибегает к услугам аутсорсинга, ведь выгоднее отдать некоторые непрофильные функции сторонней компании, и больше времени, сил и средств направить на выполнение профильных услуг. Если компания небольшая, она чаще всего прибегает к услугам сторонних организаций для выполнения одной или нескольких функций, чаще всего это бухгалтерские услуги, уборка помещений, охрана. Крупным компаниям или корпорациям выгоднее передавать на аутсорсинг не отдельные услуги, а комплексны услуги по организации и управлению инфраструктурой предприятия. В этом случае ряд функций передается специализированной компании, что дает возможность клиенту сосредоточить свое внимание на основном виде деятельности.

Управление медицинскими учреждениями является очень сложной задачей. Необходимо внедрение управленческих инноваций и методов менеджмента. Основной задачей системы управления медицинскими учреждениями является анализ развития медицинской организации с целью повышения эффективности, что в свою очередь приведет к общему повышению эффективности управления и качества лечения пациентов.

Система здравоохранения Российской Федерации имеет множество проблем. Государственные больницы зачастую испытывают дефицит финансовых возможностей, а сильная изношенность медицинского оборудования в сочетании с невысокой заработной платой медицинских работников рельефно указывают на то, что последние нуждаются в разработке и внедрении новых методов и механизмов управления. На современном этапе развития существует актуальная потребность в применении рыночных подходов и концепций общей теории управления в практике деятельности медицинских организаций.

Одним из способов повышения эффективности работы медицинских учреждений является использование услуг аутсорсинга в организации и управлении инфраструктурой. Такие компании готовы существенно облегчить задачу управляющим больниц и дать им возможность сконцентрироваться на профильных функциях своих учреждения.

Центральной идеей является принцип разделения функций любого предприятия или учреждения на профильные и непрофильные. В медицинском учреждении к профильным будут относиться те функции, для выполнения которых необходимо медицинское образование, все остальное к непрофильным, их соответственно можно передать на аутсорсинг. Этими сопутствующими функциями могут являться организация общественного питания, услуги связи, коммунальные услуги, химчистка, вывоз мусора, проведение текущих ремонтных работ, обслуживание коммуникаций, правовое консультирование и др.

Также есть и профильные медицинские услуги, которые можно передать на аутсорсинг, например, медико-технические услуги: лабораторный анализ, аптеки, физиотерапия, клинические услуги: неотложная медицинская помощь, визуализация физиотерапии и реабилитации, стационарное управление здравоохранением.

К главным преимуществам внедрения аутсорсинга в практике управления медицинской организацией относится:

1. экономия средств за счет сокращения налоговой базы;

2. отсутствие необходимости в затратах на приобретение, аренду дополнительных помещений, оргтехники, программное обеспечение и т.д.

3. получение качественных услуг, поскольку фирма аутсорсер специализируется в необходимой области.

Есть страны, в которых медицинские учреждения более развиты в вопросах применения аутсорсинга и фасилити менеджмента, например, Германия. Ее модель управления медицинскими услугами характерна для социально-страховой системы охраны здоровья. Предусматривает равную доступность для всех слоев населения тех медицинских услуг, которые определены в перечне государственных гарантий оказания медицинской помощи. Пациент выступает полноценным участником рынка медицинских услуг и действует как заказчик и потребитель одновременно, как из личных средств, так и через посредников (фонд обязательного медицинского страхования, фонды добровольного медицинского страхования и др.).

Более 20-ти лет назад немецкая больница воспринималась как то место, где лечат пациентов, теперь же это больше похоже на коммерческую гостиницу с медицинскими услугами, пациенты стали клиентами со строгими требованиями к качеству обслуживания и лечения. Клиент готов лечиться там, где чище, вкуснее готовят, приветливее персонал. Качество обслуживания является ключевым фактором на конкурентном медицинском рынке в Германии.

Решение непрофильных задач немецкие врачи все чаще стали передавать на аутсорсинг. А так как конкуренция между клиниками растет, и каждая борется за право быть лучшей, требования к аутсорсерам тоже растут, ведь во многом от них зависит уют и комфорт пациента в больнице. Работа в клиниках требует особых знаний, посредники должны понимать все лечебные процедуры и процессы, которые происходят на таких объектах, что в свою очередь требует высокого уровня подготовки сотрудников.

Аутсорсинговые компании на рынке медицинских услуг в Германии начали набирать популярность около 10 лет назад, и с каждым годом они становятся все более востребованными. Если раньше их предложения ограничивались уборкой помещений и комплексным обслуживанием недвижимости, то сейчас выбор услуг по фасилити менеджменту значительно шире, более 70% всех немецких больниц работают с аутсорсерами [1].

С каждым годом затраты по содержанию больниц растут и растет спрос на высококвалифицированных врачей и современное медицинское оборудование. Поэтому одними из самых серьезных статей расходов является оплата труда медицинского и обслуживающего персонала и содержания инфраструктуры и оборудования. В больницах, которые пока не прибегают к услугам аутсорсинга, на зарплаты уборщиков приходится по трети всего фонда оплаты труда, а доля затрат на уборочные материалы составляет 12-15% от всех расходов на больничное оборудование [1].

Больше всего страдают от нехватки денег государственные медицинские учреждения, так как именно на них приходится большее число пациентов, а значит и большое количество расходов. По этим причинам многие такие учреждения стоят на пороге закрытия и чаще задумываются об оптимизации зарплатных ведомостей, к этому можно прийти, отдав непрофильные функции компаниям аутсорсерам. Частные клиники в большей своей мере прибегают к услугам фасилити менеджмента с момента открытия и передают им такие функции как химчистка, убора, организация питания, ведение бухгалтерии, обеспечение охраны и др. Они с самого начала выстраивают свои внутренние процессы с учетом работы с аутсорсингом и оптимизируют расходы.

Чтобы обслужить растущий поток пациентов в больницы необходимо увеличивать количество обслуживающего персонала и соответственно расходы на оплату его труда. На этом можно сэкономить за счет услуг аутсорсинга, соответственно спрос на такие услуги растет, как известно спрос рождает предложение, что приводит к конкуренции, которая на рынке фасилити менеджмента привела к демпингу. Новые компания ставят низкие цены, за счет чего вытесняют старых игроков.

В России аутсорсинг в медицинских учреждениях развивается, но отстает от Германии на 5-7 лет. Если за рубежом эти компании могут предоставлять полный спектр услуг, исключая только медицинские, в России же пока оказываются только кейтеринговые и частично клининговые услуги, а именно уборку мест общего пользования и иногда палат. Ключевым фактором является то, к каким работам и на какой срок медицинские учреждения готовы допустить аутсорсеров.

Выбор больницей такой компании является ответственным шагом, ведь в итоге этот выбор во многом скажется на работе учреждения. Если обратиться к опыту Германии, то там обычно договор между клиникой и компанией, предоставляющей услуги фасилити менеджмента, заключается как минимум на 3 года и может достигать 25 лет, потому что ежегодная смена аутсорсера приведет к снижению стандартов и качеству обслуживания.

В России еще не пришли к осознанию этого факта и зачастую предлагают заключать договор на 6 месяцев или год. А для того чтобы посторонняя компания изучила все нюансы клиники и освоилась нужен как минимум год, именно это время в среднем затрачивается на достижение полного соглашения двух сторон.

Если рассматривать коммерческие клиники в нашей стране, то ситуация схожа с немецкой, но если брать государственные учреждения, то там все обстоит совсем иначе. Руководство больниц выдвигают критерии предварительного отбора аутсорсинговых компаний довольно низкие, поэтому в аукционе участвуют любые компании с подходящим ОКВЭДом. Побеждают в основном те, кто искусственно занижает бюджет, что не позволяет оказать качественную и безопасную услугу. Чтобы аутсорсер окупил объект, на котором предоставляет услуги, необходимо как минимум 2 года, а обычно руководство российских больниц предпочитает заключать договор на год. Поэтому компании и не видят смысла вкладывать свои деньги в современное оснащение службы уборки, не очень часто производить замену стирочных материалов, формы и инвентаря.

Минздрав России рассматривает возможность передачи скорой медицинской помощи на аутсорсинг. Несколько лет назад начался экспериментальный проект в ряде регионов России по передаче частным компаниям содержания автопарка станций скорой медицинской помощи. Первый этап по реализации проекта стартовал в 2012 году в Пермском крае, Республике Башкортостан и Кировской области. В 2013 году проект был признан успешным и запущен в ряде других регионов – в Астраханской, Ульяновской, Ивановской, Московской, Томской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской и Нижегородской областях, а также в Карелии, Чувашии и Мордовии [2]. 29 марта 2016 года Президент РФ В.В. Путин поручил Минздраву РФ «проанализировать имеющийся опыт регионов по передаче автопарка скорой помощи частным компаниям» [3].

Те, кто на стороне аутсорсинга настаивают, такие модернизации приведут к улучшению ситуации в плане обеспечения населения скорой медицинской помощи. Несмотря на это анализ первых результатов показывает совсем иное. В некоторых регионах, где была внедрена новая программа, результат оказался негативным. Неудачный опыт по внедрению проекта был в Волгоградской области, где городские власти заключили договор с фирмой «Новоскор» на транспортный аутсорсинг «скорой». И уже 1 января 2013 года разразился громкий скандал, поскольку компания не выполнила условия контракта. Вместо 80 обещанных санитарных машин компания запустила в работу всего 10, но и в этих десяти не было необходимого оборудования.

Однако сторонники аутсорсинга продолжают настаивать на экономической эффективности перевода «скорой» в частные руки, поскольку это поможет сэкономить государственные денежные средства, а также освободит руководителей медицинских учреждений от части непрофильной работы. Необходимо учитывать и тот вариант, что рано или поздно коммерческая организация начнет повышать расценки на свои услуги, это подводит к итогу, что экономия будет временной. Так уже Ставрополье отказалось от услуг частных лиц, поскольку выставленная цена по региону оказалась слишком высока. Есть и положительный опыт эффективного использования частных карет скорой помощи. Например, в Архангельской области в рамках проекта обновилось 40% специализированных машин. В Кировской области договоры с коммерческими компаниями на аутсорсинг машин скорой помощи заключены до 2020 года. Там автопарк полностью обновлен в количестве 43 машин. Проект в регионе считают успешным, т.к. единовременная экономия средств бюджета на закупку автомобилей в 110 млн. руб. Количество поломок и проведений ремонтов сократилось в 3 раза, часы простоя в 6 раз, выросли зарплаты водителей [4].

У этого предложения есть множество за и против, руководителям медицинских учреждениям необходимо контролировать деятельность наемных компаний, внимательно заключать договора и регулярно проверять, насколько хорошо снабжены «скорые».

Если говорить об аутсорсинге в медицинских учреждениях в целом, то это хороший способ сократить денежные расходы больницы и освободить врачей, занимающих руководящие посты, от непрофильной работы.

Россия в этом вопросе отстает от европейских стран, но с другой стороны в этом есть и свои плюсы, мы можем при создании своей системы уже учитывать опыт других государств. К самому важному положительному результату от внедрения аутсорсинга относится повышение качества медицинских услуг, т.к. руководство уже не так сильно будет отвлекаться на решение непрофильных задач, а больше сосредоточит свое внимание на острых медицинских проблемах, и т.о. повысит качество предоставляемых услуг.

 

Список используемой литературы

1. Клининг в медицине: опыт Германии и перспективы России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cleaneri.ru/poleznosti/klining-v-medicine/klining-v-medicine-opyt-germanii-i-perspektivy-rossii/page-2.html (дата обращения: 15.10.2016).

2. Известия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://izvestia.ru/news/616649 (дата обращения 16.10.2016).

3. Суть времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gazeta.eot.su/article/autsorsing-skoroy-pomoshchi-ne-panaceya (дата обращения 16.10.2016).

4. Накануне [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nakanune.ru/articles/111760/ (дата обращения 20.10.2016).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: