Тема 2.5: Профилактика нарушений здоровья.




Конспект лекции № 13

Укрепление здоровья и профилактика нарушений психического здоровья.

Учебные цели лекции:

1. Познакомить студентов с путями укрепления психического здоровья;

2. Определить место медицинской сестры в сфере профилактики нарушений психического здоровья;

3. Обобщить знания о современных методах укрепления и защиты психического здоровья.

 

Профилактика нарушений психического здоровья

Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивидууму адаптироваться к среде. Согласно определению ВОЗ «это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».

Психическое здоровье определяется социально-экономическими факторами и факторами окружающей среды.

Психологические механизмы, обеспечивающие здоровье:

— принятие ответственности за свою жизнь;

— самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;

— самопонимание и принятие себя как синтез - процесс внутренней интеграции;

— умение жить настоящим;

— осмысленность индивидуального бытия и, как следствие, осознанно выстроенная иерархия ценностей;

— способность к пониманию и принятию других;

— доверие к процессу жизни наряду с рациональными установками, ориентацией на успех и сознательным планированием своей жизни; необходимо умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов.

Конкретные пути укрепления психического здоровья:

1. мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психосоциальные мероприятия, комбинированная помощь в области питания и психосоциальных аспектов для групп населения, находящихся в неблагоприятном положении);

2. поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);

3. предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);

4. социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);

5. программы, нацеленные на уязвимые группы населения, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий); мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы по внедрению экологических изменений в школах и школы с благоприятными условиями для детей);

6. мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса); стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий); программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);

7. программы развития отдельных сообществ (например, инициативы "Сообщества, которые заботятся", комплексное сельское развитие); уменьшение масштабов нищеты и социальная защита малообеспеченных;

8. антидискриминационные законы и кампании; укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами.

Психогигиена и психопрофилактика:

1. режим сна - в среднем восемь часов. Некоторые спят чуть меньше, некоторые чуть больше, но этот сон должен быть глубокий и непрерывный.

2. полноценный ежедневный отдых. Формула «кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает» известна.

3. продолжительность рабочей недели не более 40 часов!

Синдром выгорания приводит к тому, что создается только видимость работы. Человек проводит 10 часов на работе, с собой домой еще берет папки. Но в 90 процентов случаев он их в том же виде возвращает обратно. А на работе занимается работой, которая называется «из центра в угол». То есть, перед ним ставят вопросы на обсуждение и на подпись. На подпись – он быстро подписывает. А на обсуждение…

В нутренняя тревога, что затрудняет концентрацию внимания и, следовательно, затрудняется выбор.

Да, возможны авральные ситуации, и никто их не отрицает. Люди сутками работают и считают, что сутками лучше работать. Но те, кто долго работает сутками, знают, что когда проходят сутки, утром в части случаев собраться и уйти домой бывает очень сложно.

Многие, я знаю, врачи, вместо того, чтобы в 9 утра уйти с работы по окончании смены, уходят в 12 часов, и то с трудом. Особенно когда работают сутки через сутки. Для психического здоровья это очень плохо.

4. Отпуск должен быть ежегодным в обязательном порядке. И желательно его разбивать на весенний и осенний. Я имею в виду нашу полосу: теплых дней в году маловато, поэтому в весенние и осенние периоды надо отдыхать, удлиняя лето.

Конспект лекции № 14

Тема 2.6: Школы здоровья.

Принципы организации школ здоровья. Значение школ в профилактике заболеваний. Школы здоровья для лиц, имеющих факторы риска у пациентов, школы здоровья для пациентов с заболеваниями, школы материнства.

Участие сестринского персонала в работе школ здоровья.

Учебные цели лекции:

1. Познакомить студентов с принципами организации школ здоровья.

2. Определить назначение школ (для лиц, имеющих факторы риска; для пациентов с заболеваниями) и особенности их организации; роль медицинской сестры в организации и деятельности школ материнства.

3. Обобщить знания о современных методах группового профилактического консультирования.

 

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Цели Школ Здоровья:

1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.

 

Задачи Школ Здоровья:

1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

7. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

 

Общие положения:

Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

статистические формы регистрации и учета;

план и график работы;

закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

Виды школ здоровья:

1. Школы для здоровых – материнства (в ЖК), грудного вскармливания от 2 до 12 занятий.

2. Школы для лиц с факторами риска – по результатам мед. осмотров, диспансеризации – 2-3 занятия школе профилактики артериальной гипертензии, профилактики сахарного диабета, профилактики бронхиальной астмы.

3. Школы для хронических больных – Школа диабета, для больных с заболеваниями суставов и позвоночника и т.д. – 6-8 занятий.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

 

Критерии эффективности Школ Здоровья:

1. Соответствие программы поставленным целям и задачам.

2. Ориентированность программы на проблемы здоровья и потребности населения.

3. Четко определенные процедуры оценки знаний, умений и навыков по предмету подготовки.

4. Высокий уровень (не менее 80%) уровень знаний, умений и навыков слушателей по итоговым оценкам после окончания курса.

5. Положительная оценка курса обучения слушателями по результатам анкетирования.

6. Динамика здоровья и частота обращений в учреждения ПМСП и СМП по поводу обострений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: