Методы и формы проведения занятий




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тосненская средняя общеобразовательная школа №3

Имени Героя Советского Союза С.П. Тимофеева»

 

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

Для учащихся 1-4 классов

«Успешный взлет»

Форма организации: кружок

Направление: духовно-нравственное

Срок реализации: 4 года

Автор программы:

Иванова Елена Николаевна,

Учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 3 г. Тосно»

Г. Тосно

2017-2021

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Успешный взлет» составлена на основе:

Ø Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Ø Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

Ø Обновленного методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Москва «Просвещение» 2013 г, серия: Стандарты второго поколения);

Ø Методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

Ø Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».

При составлении программы учитывались следующие факторы:

ü Образовательные потребности обучающихся начальных классов;

ü Особенности обучающихся (уровень развития, мотивация);

ü Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение школы.

 

Программа внеурочной деятельности «Успешный взлет» является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания в соответствии с основными направлениями. Данная программа разработана в рамках личностно-компетентностной модели образования для обучающихся 1-4 классов.

Основной идеей программы внеурочной деятельности «Успешный взлет» является создание воспитательной системы, которая включает в себя многовариантные компоненты, позволяющие каждому обучающемуся и его родителям построить индивидуальный маршрут, удовлетворяющий склонностям, способностям, интересам и возможностям, его совместная реализация и оценка эффективности, развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации. Обеспечение организации сотрудничества между социальными субъектами: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Направление реализации программы: духовно-нравственное.

Цель программы: воспитание любви, чувства гордости и уважения к Отечеству посредством краеведческой поисковой деятельности, направленной на воспитание гражданско-патриотических качеств личности каждого обучающегося и изучении истории и традиций родного края.

Задачи:

Образовательные:

Ø сформировать у обучающихся знания об историческом прошлом и настоящем родного города, области; о людях, оставивших заметный след в истории родного края; о вкладе, который был внесен их соотечественниками в историко-культурное наследие города, края и страны;

Ø совершенствовать умения обучающихся наблюдать и описывать различные факты, систематизировать собранный материал, осуществлять приемы анализа и синтеза.

Воспитательные:

Ø создавать воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельности, усвоению и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, вхождение в мир культуры, осознание себя гражданином государства.

Ø формировать повышение культурного и воспитательного потенциала семьи, степень ее активного участия в воспитательной деятельности во взаимодействии школы, семьи и социума.

Ø формировать национальное самосознание, духовный характер, важной чертой которого является понимание исторического долга, преемственности между поколениями, служение своему народу и Отечеству.

Развивающие:

Ø сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути;

Ø формировать повышение культурного и воспитательного потенциала семьи, степень ее активного участия в воспитательной деятельности во взаимодействии школы, семьи и социума.

Способы достижения цели и задач:

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

· творчество в процессе обучения (на уроках);

· творчество после уроков: детские коллективы, во время внеурочной деятельности, коллективные творческие дела и т.д.;

· возможности проявления и осуществления творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

· проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);

· проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

· проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

· учитывать развитие прирожденных задатков;

· создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;

· предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности, давать ему возможность самостоятельно принимать решения;

· предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать,

возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;

· согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;

· создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам, включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

Основой программы внеурочной деятельности «Успешный взлет» являются следующие подходы:

Ø Аксиологический (или ценностный) подход заключается в передаче ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Данные ценности являются нематериальными, ими невозможно распоряжаться или же владеть. Система ценностей определяет основные направления воспитания и социализации младших школьников.

Ø Системный-деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Ø Компетентностный подход. Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.

Ø Развивающий подход. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Программа внеурочной деятельности «Успешный взлет» основана на следующих принципах:

- принцип гуманистической направленности (опора на положительные качества в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости);

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности.

Программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией, направлена на изучение истории своего родного края.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);

2) практические (экскурсии, встречи с интересными людьми, практикумы работа с документацией, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций).

По окончанию курса исследовательской работы проводится публичная защита проектов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности «Успешный взлет» происходит путем накопления творческих работ обучающихся, «портфолио». В том числе, участие детей в конкурсах и конференциях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных и всероссийских), в патриотических акциях и проектах. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в коллективном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником процесса.

Программа разделена на тематические блоки, каждый из которых предусматривает овладение теоретическими понятиями и практическими

умениями.

Методы и формы проведения занятий

По источнику получения информации:

Ø Словесный;

Ø Наглядный;

Ø Практический.

По усвоению изучаемого материала:

Ø Репродуктивный;

Ø Эвристический;

Ø Исследовательский.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатом освоения содержания программы курса внеурочной деятельности является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которые позволят достигнуть предметных, метапредметных и личностных УУД.

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

Ø внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, своей семье, обществу, ориентированная на содержательные аспекты школьной и социальной действительности;

Ø основа гражданской идентичности в осязании себя как гражданина России, чувства гордости и уважения за свою Родину, народ и его традиции и историю, понимание ответственного отношения за благополучие общества, а также осознание своей этнической принадлежности;

Ø нравственное отношение, как к собственным поступкам, так и к поступкам окружающих людей;

Ø понимание социально-нравственного опыта своих предков и умение его сохранять и передать следующему поколению;

Ø осознание культуры и ее многообразия в мире, уважение к своим традициям и традициям других народностей, толерантность;

Ø умение организовывать и регулировать разные виды деятельности (общественную, учебную и т.д.), уметь решать задачи творческого характера и презентовать полученные результаты;

Ø готовность и умение сотрудничать с коллективом, принимать активное участие в культурных, просветительских и исторически-значимых мероприятиях.

При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные

Обучающиеся научатся:

v работать с различными видами информации, в том числе использовать разные источники для выполнения заданий;

v делать записи отдельной информации о себе и об окружающем мире, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

v выражать мысли в устной и письменной формах;

v анализировать, сравнивать и классифицировать те или иные явления, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающиеся могут научиться:

v осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет;

v фиксировать и записывать полученную информацию об окружающем мире посредством информационно-коммуникационных технологий;

v выбирать максимально эффективные способы решения задач исходя из конкретных условий;

v самостоятельно дополнять и восполнять недостающие компоненты;

v выстраивать логические умозаключения, подразумевающие заключение причинно-следственных связей.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

v планировать свои действия согласно с определенной задачей и условиями, необходимыми для ее реализации;

v учитывать имеющиеся правила во время планирования и контроля способа решения;

v производить итоговый и поэтапный контроль согласно полученному результату;

v осуществлять оценивание правильности выполненных действий на уровне адекватной оценки своих результатов в соответствии с имеющимися требованиями конкретной задачи;

v адекватно реагировать на предложения и данную учителями, друзьями, родителями и другими субъектами оценку;

v понимать разницу между способами и результатами действия;

v решать задачи творческого характера, представлять полученные результаты в различных формах (презентация, доклад, эссе и т.д.).

Обучающиеся могут научиться:

v в процессе сотрудничества с педагогом определять новые учебные задачи;

v проявлять инициативу, при необходимости вносить нужные коррективы.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

v грамотно использовать различные речевые средства при решении коммуникативных задач, вести монолог и диалог;

v принимать точку зрения других людей и учитывать ее во время общения и взаимодействия с ними;

v выражать свое собственное мнение и свою позицию;

v договариваться, задавать вопросы и находить пути решения с учетом своих интересов и интересов других людей;

v задавать вопросы, которые необходимы при совместной деятельности с другими.

Обучающиеся могут научиться:

v понимать важность разных мнений и подходов для решения имеющейся проблемы;

v способствовать разрешению конфликтных ситуаций, опираясь на интересы и позиции всех участников;

v передавать необходимую информацию своим партнерам точно, последовательно и в полной мере;

v осуществлять взаимный контроль и при необходимости оказывать необходимую помощь всем участникам.

Программа внеурочной деятельности «Успешный взлет» позволяет достигать планируемых воспитательных результатов различного уровня:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний в процессе освоения поисковой и краеведческой деятельности. Они расширят знания о достопримечательностях своего родного города, области и страны, узнают об общепринятых нормах поведения в обществе, об отношении к памятникам культурного и исторического значения, о событиях Великой Отечественной войны.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и уважительного отношения к базовым ценностям общества, к социальной реальности в целом. Все это осуществляется посредством активизации у обучающихся межличностных отношений. Важным аспектом становится формирование ценностных отношений к своей Родине, ее природе, к традициям, культуре и истории народа, его героическому прошлому.

Третий уровень результатов – получение обучающимися самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов фундаментальным аспектом является взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения (в процессе экскурсий, встреч с интересными людьми и т.д).

Обучающиеся получают необходимый опыт исследовательской и проектной деятельности, принимают активное участие в конкурсах, конференциях различного уровня.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Успешный взлет» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.

Класс 1кл. 2кл. 3кл. 4кл.
Количество часов в год        
Итого  

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

№ п/п Название раздела Класс Вид деятельности Формы организации
       
  Я и моя семья Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество Трудовая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Викторины, познавательные игры, беседы Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, Деловые игры Ролевые игры Художественные выставки, спектакли в классе, школе Проекты на основе художественной деятельности Субботники Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры Социально значимые спортивные и оздоровительные акции Образовательные экскурсии Туристический поход Краеведческая экспедиция
  Мой родной край
  Россия-Родина моя
  По страницам истории
  От сердца к сердцу
  Будем жить в ладу с природой
  Тропинка здоровья
  Всего 33ч 34ч 34ч 34ч    

4. Тематическое планирование

Класс (33 часа)

Разделы и темы Общее количество часов Теоретичес кие занятия Практические занятия
«Я и моя семья» ( 6 ч)
Моя семья – моя радость
Фотографии из семейного альбома»   1 ч
Книга в моей семье.  
Наши семейные традиции
«Мой родной край» ( 7 ч)
С чего начинается родина?  
История моего города
Улица, на которой я живу  
Достопримечательности города Тосно
Труд людей моей местности  
«Россия – Родина моя» ( 5 ч)
Я живу в России.  
Символы Российской Федерации
Мой родные – защитники Родины
«По страницам истории» ( 8 ч)
Как жили наши предки 2 ч 1 ч
Каким видели наши предки мир вокруг себя  
Подготовка к защите проекта «Кукла оберег: ее прошлое и настоящее»
Подготовка к конкурсу «Минута славы» (По страницам истории Ленинградской области). 1 ч
«От сердца к сердцу» ( 3 ч)
Добру путь откроет сердце  
Сотвори солнце в себе  
Участие в акции «Спешите делать добрые дела!» (Изготовление игрушек для детей с ограниченными возможностями)  
«Будем жить в ладу с природой» ( 2 ч)
Что такое природа и её дары  
Красота природы родного края.  
«Тропинка здоровья» ( 2 ч)
Уроки здоровья: анатомия, физиология, гигиена  
Вредные привычки  
Итого 33 часа (100 %) 15 часов (45%) 18 часов (55 %)

Класс (34 часа)

Разделы и темы Общее количество часов Теоретические занятия Практические занятия
«Я и моя семья» ( 5 ч)
Путешествие в детство родителей
«Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.  
Я помощник в своей семье.  
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»  
«Мой родной край» ( 7 ч)
Символика родного края  
Памятники. Памятные знаки
Обычаи и праздники народов, живущих в нашем крае.
Подготовка к защите проекта «Народные промыслы земли Ленинградской. Алеховщина»
«Россия – Родина моя» ( 6 ч)
Я - гражданин России  
От Москвы до самых окраин.  
Главная площадь страны.  
Есть такая профессия – Родину защищать  
Мои деды ковали победу
       
«По страницам истории» ( 4 ч)
Подготовка к театральной постановке «А завтра была война».
Выпуск стенгазеты ко дню снятия блокады с Ленинграда «И жизнью смерть побеждена».  
Вещи рассказывают о прошлом.  
«От сердца к сердцу» ( 4 ч)
Человек среди людей  
Без друзей меня чуть-чуть…  
Легко ли быть милосердным?  
Подарки детскому саду  
«Будем жить в ладу с природой» ( 4 ч)
       
Акция «Помоги птицам».  
Растения и животные нашего района
Для чего нужна Красная книга?  
«Тропинка здоровья» ( 4ч)
Береги здоровье смолоду  
В гостях у здоровой пищи.  
Поговорим о витаминах  
Потеряться – не значит пропасть  
Итого 34 часа (100%) 18 часов (53%) 16 часов (47 %)

Класс (34 часа)

Разделы и темы Общее количество часов Теоретические занятия Практические занятия
«Я и моя семья» ( 4 ч)
Мое спортивное геологическое древо
Семейный праздник «Род, родные, Родина  
Всегда ли я прав по отношению к родителям?  
«Мой родной край» ( 5 ч)
Люби и знай свой край
Где родился, там и пригодился
Выставка рисунков и фотографий «Любимые места нашего города»  
Люблю тебя, мой край родной  
«Россия – Родина моя» ( 5 ч)
Моё Отечество  
Твои гражданские права.  
Я – будущий избиратель  
Города-герои
«По страницам истории» ( 6 ч)
День памяти начала блокады Ленинграда  
Поисковая работа – летопись «Ветераны нашего посёлка».
История войны в названиях улиц города
«Память, опаленная войной»  
«От сердца к сердцу» ( 4 ч)
Учимся правильно жить и дружить
Акция «Подарок другу»  
Ветеран живёт рядом.  
«Будем жить в ладу с природой» ( 4 ч)
Красота природы – красота души  
Судьба Земли - наша судьба  
Конкурс рисунков на тему: «Зеленый город глазами детей»  
Выпуск листовок «Как сделать село чистым и цветущим?»  
«Тропинка здоровья» ( 5 ч)
Режим дня – здоровый образ жизни  
Иммунитет от всяких бед  
Модно быть здоровым  
Настроение человека. Положитель ные и отрицательные эмоции  
Грация и походка. Как избавиться от сутулости  
Итого 34 часа (100 %) 16 часов (47 %) 18 часов (53 %)

Класс (34 часа)

Разделы и темы Общее количество часов Теоретические занятия Практические занятия
«Я и моя семья» ( 5 ч)
Я горжусь своей семьёй.  
Радуга событий в истории моей семьи  
Наш семейный герб  
География моего рода  
Будь счастлив, человек!  
«Мой родной край» ( 7 ч)
Современный город Тосно
Реки земли Тосненской и их история  
Земля отцов – моя земля  
Национальные костюмы народов Ленинградской области
Я здесь живу и край мне этот дорог.  
«Россия – Родина моя» ( 4 ч)
Нет на Земле страны красивей. Россия на карте мира  
На меня, Россия, очень ты похожа  
Если бы я был президентом нашей страны…  
Для меня, Россия, ты всего дороже  
«По страницам истории» ( 5 ч)
По реке времени: прошлое, настоящее, будущее.
Тайна, скрытая землей. Как изучают историю по раскопкам.  
Тайные письмена  
Быль или вымысел?  
«От сердца к сердцу» ( 4 ч)
Мы за мир на всей Земле!  
Голубь – символ мира  
С верою в сердце  
Круглый стол на тему «Я в мире не один»  
«Будем жить в ладу с природой» ( 5 ч)
Мы все вместе сохраним природу
Организация акции «Война с мусором». Экологический субботник.  
Сохраним гнезда для птиц  
Будем жить в ладу с природой  
«Тропинка здоровья» ( 4 ч)
Беседа по охране здоровья «Сон – лучшее лекарство».  
Закаливание и профилактика простудных заболеваний  
Остров здорового образа жизни  
Спортивные соревнования «Спорт - ты наш самый лучший друг»  
Итого 34часа (100%) 16 часов (47 %) 18 часов (53 %)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: