Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тосненская средняя общеобразовательная школа №3
Имени Героя Советского Союза С.П. Тимофеева»
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
Для учащихся 1-4 классов
«Успешный взлет»
Форма организации: кружок
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 4 года
Автор программы:
Иванова Елена Николаевна,
Учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 3 г. Тосно»
Г. Тосно
2017-2021
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Успешный взлет» составлена на основе:
Ø Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Ø Обновленного методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Москва «Просвещение» 2013 г, серия: Стандарты второго поколения);
Ø Методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Ø Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».
При составлении программы учитывались следующие факторы:
ü Образовательные потребности обучающихся начальных классов;
ü Особенности обучающихся (уровень развития, мотивация);
ü Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение школы.
Программа внеурочной деятельности «Успешный взлет» является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания в соответствии с основными направлениями. Данная программа разработана в рамках личностно-компетентностной модели образования для обучающихся 1-4 классов.
Основной идеей программы внеурочной деятельности «Успешный взлет» является создание воспитательной системы, которая включает в себя многовариантные компоненты, позволяющие каждому обучающемуся и его родителям построить индивидуальный маршрут, удовлетворяющий склонностям, способностям, интересам и возможностям, его совместная реализация и оценка эффективности, развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации. Обеспечение организации сотрудничества между социальными субъектами: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Направление реализации программы: духовно-нравственное.
Цель программы: воспитание любви, чувства гордости и уважения к Отечеству посредством краеведческой поисковой деятельности, направленной на воспитание гражданско-патриотических качеств личности каждого обучающегося и изучении истории и традиций родного края.
Задачи:
Образовательные:
Ø сформировать у обучающихся знания об историческом прошлом и настоящем родного города, области; о людях, оставивших заметный след в истории родного края; о вкладе, который был внесен их соотечественниками в историко-культурное наследие города, края и страны;
Ø совершенствовать умения обучающихся наблюдать и описывать различные факты, систематизировать собранный материал, осуществлять приемы анализа и синтеза.
Воспитательные:
Ø создавать воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельности, усвоению и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, вхождение в мир культуры, осознание себя гражданином государства.
Ø формировать повышение культурного и воспитательного потенциала семьи, степень ее активного участия в воспитательной деятельности во взаимодействии школы, семьи и социума.
Ø формировать национальное самосознание, духовный характер, важной чертой которого является понимание исторического долга, преемственности между поколениями, служение своему народу и Отечеству.
Развивающие:
Ø сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути;
Ø формировать повышение культурного и воспитательного потенциала семьи, степень ее активного участия в воспитательной деятельности во взаимодействии школы, семьи и социума.
Способы достижения цели и задач:
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
· творчество в процессе обучения (на уроках);
· творчество после уроков: детские коллективы, во время внеурочной деятельности, коллективные творческие дела и т.д.;
· возможности проявления и осуществления творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
· проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
· проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
· проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
· учитывать развитие прирожденных задатков;
· создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
· предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности, давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
· предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать,
возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
· согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
· создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам, включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
Основой программы внеурочной деятельности «Успешный взлет» являются следующие подходы:
Ø Аксиологический (или ценностный) подход заключается в передаче ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Данные ценности являются нематериальными, ими невозможно распоряжаться или же владеть. Система ценностей определяет основные направления воспитания и социализации младших школьников.
Ø Системный-деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
Ø Компетентностный подход. Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.
Ø Развивающий подход. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Программа внеурочной деятельности «Успешный взлет» основана на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности (опора на положительные качества в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости);
- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
- принцип преемственности, последовательности, систематичности.
Программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией, направлена на изучение истории своего родного края.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);
2) практические (экскурсии, встречи с интересными людьми, практикумы работа с документацией, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций).
По окончанию курса исследовательской работы проводится публичная защита проектов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности «Успешный взлет» происходит путем накопления творческих работ обучающихся, «портфолио». В том числе, участие детей в конкурсах и конференциях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных и всероссийских), в патриотических акциях и проектах. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в коллективном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником процесса.
Программа разделена на тематические блоки, каждый из которых предусматривает овладение теоретическими понятиями и практическими
умениями.
Методы и формы проведения занятий
По источнику получения информации:
Ø Словесный;
Ø Наглядный;
Ø Практический.
По усвоению изучаемого материала:
Ø Репродуктивный;
Ø Эвристический;
Ø Исследовательский.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатом освоения содержания программы курса внеурочной деятельности является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которые позволят достигнуть предметных, метапредметных и личностных УУД.
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
Ø внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, своей семье, обществу, ориентированная на содержательные аспекты школьной и социальной действительности;
Ø основа гражданской идентичности в осязании себя как гражданина России, чувства гордости и уважения за свою Родину, народ и его традиции и историю, понимание ответственного отношения за благополучие общества, а также осознание своей этнической принадлежности;
Ø нравственное отношение, как к собственным поступкам, так и к поступкам окружающих людей;
Ø понимание социально-нравственного опыта своих предков и умение его сохранять и передать следующему поколению;
Ø осознание культуры и ее многообразия в мире, уважение к своим традициям и традициям других народностей, толерантность;
Ø умение организовывать и регулировать разные виды деятельности (общественную, учебную и т.д.), уметь решать задачи творческого характера и презентовать полученные результаты;
Ø готовность и умение сотрудничать с коллективом, принимать активное участие в культурных, просветительских и исторически-значимых мероприятиях.
При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные
Обучающиеся научатся:
v работать с различными видами информации, в том числе использовать разные источники для выполнения заданий;
v делать записи отдельной информации о себе и об окружающем мире, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
v выражать мысли в устной и письменной формах;
v анализировать, сравнивать и классифицировать те или иные явления, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающиеся могут научиться:
v осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет;
v фиксировать и записывать полученную информацию об окружающем мире посредством информационно-коммуникационных технологий;
v выбирать максимально эффективные способы решения задач исходя из конкретных условий;
v самостоятельно дополнять и восполнять недостающие компоненты;
v выстраивать логические умозаключения, подразумевающие заключение причинно-следственных связей.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
v планировать свои действия согласно с определенной задачей и условиями, необходимыми для ее реализации;
v учитывать имеющиеся правила во время планирования и контроля способа решения;
v производить итоговый и поэтапный контроль согласно полученному результату;
v осуществлять оценивание правильности выполненных действий на уровне адекватной оценки своих результатов в соответствии с имеющимися требованиями конкретной задачи;
v адекватно реагировать на предложения и данную учителями, друзьями, родителями и другими субъектами оценку;
v понимать разницу между способами и результатами действия;
v решать задачи творческого характера, представлять полученные результаты в различных формах (презентация, доклад, эссе и т.д.).
Обучающиеся могут научиться:
v в процессе сотрудничества с педагогом определять новые учебные задачи;
v проявлять инициативу, при необходимости вносить нужные коррективы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
v грамотно использовать различные речевые средства при решении коммуникативных задач, вести монолог и диалог;
v принимать точку зрения других людей и учитывать ее во время общения и взаимодействия с ними;
v выражать свое собственное мнение и свою позицию;
v договариваться, задавать вопросы и находить пути решения с учетом своих интересов и интересов других людей;
v задавать вопросы, которые необходимы при совместной деятельности с другими.
Обучающиеся могут научиться:
v понимать важность разных мнений и подходов для решения имеющейся проблемы;
v способствовать разрешению конфликтных ситуаций, опираясь на интересы и позиции всех участников;
v передавать необходимую информацию своим партнерам точно, последовательно и в полной мере;
v осуществлять взаимный контроль и при необходимости оказывать необходимую помощь всем участникам.
Программа внеурочной деятельности «Успешный взлет» позволяет достигать планируемых воспитательных результатов различного уровня:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний в процессе освоения поисковой и краеведческой деятельности. Они расширят знания о достопримечательностях своего родного города, области и страны, узнают об общепринятых нормах поведения в обществе, об отношении к памятникам культурного и исторического значения, о событиях Великой Отечественной войны.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и уважительного отношения к базовым ценностям общества, к социальной реальности в целом. Все это осуществляется посредством активизации у обучающихся межличностных отношений. Важным аспектом становится формирование ценностных отношений к своей Родине, ее природе, к традициям, культуре и истории народа, его героическому прошлому.
Третий уровень результатов – получение обучающимися самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов фундаментальным аспектом является взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения (в процессе экскурсий, встреч с интересными людьми и т.д).
Обучающиеся получают необходимый опыт исследовательской и проектной деятельности, принимают активное участие в конкурсах, конференциях различного уровня.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Успешный взлет» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.
Класс | 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. |
Количество часов в год | ||||
Итого |
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела | Класс | Вид деятельности | Формы организации | |||
Я и моя семья | 6ч | 5ч | 4ч | 5ч | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество Трудовая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность | Викторины, познавательные игры, беседы Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, Деловые игры Ролевые игры Художественные выставки, спектакли в классе, школе Проекты на основе художественной деятельности Субботники Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры Социально значимые спортивные и оздоровительные акции Образовательные экскурсии Туристический поход Краеведческая экспедиция | |
Мой родной край | 7ч | 7ч | 6ч | 7ч | |||
Россия-Родина моя | 5ч | 6ч | 5ч | 4ч | |||
По страницам истории | 8ч | 4ч | 6ч | 5ч | |||
От сердца к сердцу | 3ч | 4ч | 4ч | 4ч | |||
Будем жить в ладу с природой | 2ч | 4ч | 4ч | 5ч | |||
Тропинка здоровья | 2ч | 4ч | 5ч | 4ч | |||
Всего | 33ч | 34ч | 34ч | 34ч |
4. Тематическое планирование
Класс (33 часа)
Разделы и темы | Общее количество часов | Теоретичес кие занятия | Практические занятия |
«Я и моя семья» ( 6 ч) | |||
Моя семья – моя радость | 2ч | 1ч | 1ч |
Фотографии из семейного альбома» | 1ч | 1 ч | |
Книга в моей семье. | 1ч | 1ч | |
Наши семейные традиции | 2ч | 1ч | 1ч |
«Мой родной край» ( 7 ч) | |||
С чего начинается родина? | 1ч | 1ч | |
История моего города | 2ч | 1ч | 1ч |
Улица, на которой я живу | 1ч | 1ч | |
Достопримечательности города Тосно | 2ч | 1ч | 1ч |
Труд людей моей местности | 1ч | 1ч | |
«Россия – Родина моя» ( 5 ч) | |||
Я живу в России. | 1ч | 1ч | |
Символы Российской Федерации | 2ч | 1ч | 1ч |
Мой родные – защитники Родины | 2ч | 1ч | 1ч |
«По страницам истории» ( 8 ч) | |||
Как жили наши предки | 2 ч | 1 ч | 1ч |
Каким видели наши предки мир вокруг себя | 1ч | 1ч | |
Подготовка к защите проекта «Кукла оберег: ее прошлое и настоящее» | 3ч | 1ч | 2ч |
Подготовка к конкурсу «Минута славы» (По страницам истории Ленинградской области). | 2ч | 1 ч | 1ч |
«От сердца к сердцу» ( 3 ч) | |||
Добру путь откроет сердце | 1ч | 1ч | |
Сотвори солнце в себе | 1ч | 1ч | |
Участие в акции «Спешите делать добрые дела!» (Изготовление игрушек для детей с ограниченными возможностями) | 1ч | 1ч | |
«Будем жить в ладу с природой» ( 2 ч) | |||
Что такое природа и её дары | 1ч | 1ч | |
Красота природы родного края. | 1ч | 1ч | |
«Тропинка здоровья» ( 2 ч) | |||
Уроки здоровья: анатомия, физиология, гигиена | 1ч | 1ч | |
Вредные привычки | 1ч | 1ч | |
Итого | 33 часа (100 %) | 15 часов (45%) | 18 часов (55 %) |
Класс (34 часа)
Разделы и темы | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
«Я и моя семья» ( 5 ч) | |||
Путешествие в детство родителей | 2ч | 1ч | 1ч |
«Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома. | 1ч | 1ч | |
Я помощник в своей семье. | 1ч | 1ч | |
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» | 1ч | 1ч | |
«Мой родной край» ( 7 ч) | |||
Символика родного края | 1ч | 1ч | |
Памятники. Памятные знаки | 2ч | 1ч | 1ч |
Обычаи и праздники народов, живущих в нашем крае. | 2ч | 1ч | 1ч |
Подготовка к защите проекта «Народные промыслы земли Ленинградской. Алеховщина» | 2ч | 1ч | 1ч |
«Россия – Родина моя» ( 6 ч) | |||
Я - гражданин России | 1ч | 1ч | |
От Москвы до самых окраин. | 1ч | 1ч | |
Главная площадь страны. | 1ч | 1ч | |
Есть такая профессия – Родину защищать | 1ч | 1ч | |
Мои деды ковали победу | 2ч | 1ч | 1ч |
«По страницам истории» ( 4 ч) | |||
Подготовка к театральной постановке «А завтра была война». | 2ч | 1ч | 1ч |
Выпуск стенгазеты ко дню снятия блокады с Ленинграда «И жизнью смерть побеждена». | 1ч | 1ч | |
Вещи рассказывают о прошлом. | 1ч | 1ч | |
«От сердца к сердцу» ( 4 ч) | |||
Человек среди людей | 1ч | 1ч | |
Без друзей меня чуть-чуть… | 1ч | 1ч | |
Легко ли быть милосердным? | 1ч | 1ч | |
Подарки детскому саду | 1ч | 1ч | |
«Будем жить в ладу с природой» ( 4 ч) | |||
Акция «Помоги птицам». | 1ч | 1ч | |
Растения и животные нашего района | 2ч | 1ч | 1ч |
Для чего нужна Красная книга? | 1ч | 1ч | |
«Тропинка здоровья» ( 4ч) | |||
Береги здоровье смолоду | 1ч | 1ч | |
В гостях у здоровой пищи. | 1ч | 1ч | |
Поговорим о витаминах | 1ч | 1ч | |
Потеряться – не значит пропасть | 1ч | 1ч | |
Итого | 34 часа (100%) | 18 часов (53%) | 16 часов (47 %) |
Класс (34 часа)
Разделы и темы | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
«Я и моя семья» ( 4 ч) | |||
Мое спортивное геологическое древо | 2ч | 1ч | 1ч |
Семейный праздник «Род, родные, Родина | 1ч | 1ч | |
Всегда ли я прав по отношению к родителям? | 1ч | 1ч | |
«Мой родной край» ( 5 ч) | |||
Люби и знай свой край | 2ч | 1ч | 1ч |
Где родился, там и пригодился | 2ч | 1ч | 1ч |
Выставка рисунков и фотографий «Любимые места нашего города» | 1ч | 1ч | |
Люблю тебя, мой край родной | 1ч | 1ч | |
«Россия – Родина моя» ( 5 ч) | |||
Моё Отечество | 1ч | 1ч | |
Твои гражданские права. | 1ч | 1ч | |
Я – будущий избиратель | 1ч | 1ч | |
Города-герои | 2ч | 1ч | 1ч |
«По страницам истории» ( 6 ч) | |||
День памяти начала блокады Ленинграда | 1ч | 1ч | |
Поисковая работа – летопись «Ветераны нашего посёлка». | 2ч | 1ч | 1ч |
История войны в названиях улиц города | 2ч | 1ч | 1ч |
«Память, опаленная войной» | 1ч | 1ч | |
«От сердца к сердцу» ( 4 ч) | |||
Учимся правильно жить и дружить | 2ч | 1ч | 1ч |
Акция «Подарок другу» | 1ч | 1ч | |
Ветеран живёт рядом. | 1ч | 1ч | |
«Будем жить в ладу с природой» ( 4 ч) | |||
Красота природы – красота души | 1ч | 1ч | |
Судьба Земли - наша судьба | 1ч | 1ч | |
Конкурс рисунков на тему: «Зеленый город глазами детей» | 1ч | 1ч | |
Выпуск листовок «Как сделать село чистым и цветущим?» | 1ч | 1ч | |
«Тропинка здоровья» ( 5 ч) | |||
Режим дня – здоровый образ жизни | 1ч | 1ч | |
Иммунитет от всяких бед | 1ч | 1ч | |
Модно быть здоровым | 1ч | 1ч | |
Настроение человека. Положитель ные и отрицательные эмоции | 1ч | 1ч | |
Грация и походка. Как избавиться от сутулости | 1ч | 1ч | |
Итого | 34 часа (100 %) | 16 часов (47 %) | 18 часов (53 %) |
Класс (34 часа)
Разделы и темы | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
«Я и моя семья» ( 5 ч) | |||
Я горжусь своей семьёй. | 1ч | 1ч | |
Радуга событий в истории моей семьи | 1ч | 1ч | |
Наш семейный герб | 1ч | 1ч | |
География моего рода | 1ч | 1ч | |
Будь счастлив, человек! | 1ч | 1ч | |
«Мой родной край» ( 7 ч) | |||
Современный город Тосно | 2ч | 1ч | 1ч |
Реки земли Тосненской и их история | 1ч | 1ч | |
Земля отцов – моя земля | 1ч | 1ч | |
Национальные костюмы народов Ленинградской области | 2ч | 1ч | 1ч |
Я здесь живу и край мне этот дорог. | 1ч | 1ч | |
«Россия – Родина моя» ( 4 ч) | |||
Нет на Земле страны красивей. Россия на карте мира | 1ч | 1ч | |
На меня, Россия, очень ты похожа | 1ч | 1ч | |
Если бы я был президентом нашей страны… | 1ч | 1ч | |
Для меня, Россия, ты всего дороже | 1ч | 1ч | |
«По страницам истории» ( 5 ч) | |||
По реке времени: прошлое, настоящее, будущее. | 2ч | 1ч | 1ч |
Тайна, скрытая землей. Как изучают историю по раскопкам. | 1ч | 1ч | |
Тайные письмена | 1ч | 1ч | |
Быль или вымысел? | 1ч | 1ч | |
«От сердца к сердцу» ( 4 ч) | |||
Мы за мир на всей Земле! | 1ч | 1ч | |
Голубь – символ мира | 1ч | 1ч | |
С верою в сердце | 1ч | 1ч | |
Круглый стол на тему «Я в мире не один» | 1ч | 1ч | |
«Будем жить в ладу с природой» ( 5 ч) | |||
Мы все вместе сохраним природу | 2ч | 1ч | 1ч |
Организация акции «Война с мусором». Экологический субботник. | 1ч | 1ч | |
Сохраним гнезда для птиц | 1ч | 1ч | |
Будем жить в ладу с природой | 1ч | 1ч | |
«Тропинка здоровья» ( 4 ч) | |||
Беседа по охране здоровья «Сон – лучшее лекарство». | 1ч | 1ч | |
Закаливание и профилактика простудных заболеваний | 1ч | 1ч | |
Остров здорового образа жизни | 1ч | 1ч | |
Спортивные соревнования «Спорт - ты наш самый лучший друг» | 1ч | 1ч | |
Итого | 34часа (100%) | 16 часов (47 %) | 18 часов (53 %) |