Научный руководитель О.П. Маслова




к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»

Самарского Государственного Технического Университета, г. Самара

 

В статье описана реализация региональной программы поддержки предпринимательства, ее основные задачи, этапы. Произведена оценка эффективности данный программы, на примере работы Самарского Бизнес Инкубатора. Сделан вывод о том, что программа поддержки предпринимательства успешно реализуется в Самарском регионе.

Ключевые слова: предпринимательство, реализация региональной программы, оценка эффективности, Самарский Бизнес Инкубатор.

 

Самарская область – один из крупнейших экономически развитых регионов России. Перспективы развития как экономики, так и социальной сферы региона и степень реализации возможностей формирования привлекательности, и эффективное использование ресурсов являются определяющими факторами значения Самарской области на различных уровнях - на межрегиональном и мировом уровнях.

На данный момент уровень роста экономики региона это не только количественная составляющая. Очень важны и качественные параметры - эффективная реализация региональной политики, в основе которой принятие правильных управленческих решений в условиях более жесткой конкуренции.

Развитие каждого региона Российской Федерации в большей степени зависит от создания необходимых условия для развития предпринимательства, а также привлечения инвестиционных потоков на территорию.

Такие экономические составляющие региона как малый и средний бизнес, в том числе туристический и розничная и оптовая торговля, имеют значительное влияние на качество жизни населения самарского региона, что немаловажно для устойчивого роста экономики на долгосрочную перспективу. Кроме того, эти сферы экономики обладают существенным потенциалом дальнейшего роста уровня экономического и социального развития области. поскольку их ресурсы не были использованы в полном объеме.

Разработка и реализация программы, основанной на стратегическом и системном подходе, задать как общие, так и секторальные ориентиры внутреннего развития региона. Кроме того, необходимо принять во внимание интересы жителей нашего региона, а также задействовать инфраструктурный, геоэкономический, трудовой потенциал. В конечном счете такой эффект синергии будет является точкой роста экономической и социальной сфер Самарской области до 2020 года.

Немаловажную роль в эффективной реализации программы играет оценка масштабов возможных рисков, напрямую влияющих на достижение цели и на степень решения задач данной программы, и выработка системы мероприятий по их предотвращению.

В ходе выполнения программных мероприятий программы существуют несколько видов рисков ее реализации.

1. Правовые риски, влияние которых обусловлено изменениями в законодательстве, федерального уровня, а также возможными длительными сроками разработки и принятия нормативно-правовых актов на региональном уровне, направленных на эффективную реализацию мероприятий данной программы. В целях снижения воздействия правовых рисков целесообразно еще на предварительном этапе разработки проектов нормативных актов провести тщательный прогноз планируемых изменений в федеральном законодательстве и обсуждение со всеми заинтересованными странами, в том числе как с субъектами предпринимательства, так и с исполнителями данной программы.

2. Финансовые риски. В условиях неустойчивой экономической ситуации федеральный и региональный бюджеты из-за недостаточного уровня доходов, имея бюджетный дефицит, могут сократить расходы на мероприятия данной программы либо прекратить дальнейшую ее реализацию. Поэтому целесообразно ежегодно проводить уточнение объемов денежных средств, предусмотренных на реализацию данной программы, оценку эффективности ее реализации, а также определение приоритетных мероприятий программы для первоочередного финансирования.

3. Риски, связанные с макроэкономическими показателями, такими как падение уровня роста национальной экономики, инвестиционной активности, высоким уровнем инфляции и т.п., а также геополитические риски, поскольку экономика в целом крайне чувствительна к политическим процессам как внутри страны, так на мировой арене.

4. Административные риски, которые напрямую связаны с неэффективным управлением программой, что в последствии повлечет кроме нарушения сроков реализации мероприятий программы, так и их качества - недостижение плановых значений индикаторов программы, что однозначно будет связано в невыполнение задач программы. В данном случае в целях минимизации последствий административных рисков кроме формирования и внедрения эффективной системы управления программой, необходимо систематическое проведение аудита эффективности реализации программы, и, при необходимости, своевременная корректировка перечня программных мероприятий.

5. Техногенные и экологические риски, связанные с природными и техногенными факторами, также нельзя исключать при реализации программы, поскольку в силу масштабности воздействия они могут повлиять на уровень финансирования программных мероприятий - средства могут быть перенаправлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и переориентированы на иные направления развития региона. Минимизация данных рисков может быть выражена в оперативном информировании о таких угрозах.

6. Кадровые риски. Их уровень влияния на реализацию программы достаточно мал, поскольку регион обеспечен высококвалифицированными кадрами, в том числе и за счет притока специалистов.

Поэтому перспективное развитие предпринимательства, торговой деятельности и туризма - одно из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

Целью Государственной программы является обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности предпринимательства самарского региона.

Для достижения цели программы поставлены следующие задачи:

- гарантия создания благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности предпринимательства в регионе;

- создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, эффективной защиты прав потребителей;

- развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области, усиление положительных сторон туристического продукта нашего региона.

Реализация программных мероприятий направлена на достижение следующих результатов:

- повышение конкурентоспособности предпринимательства в Самарской области;

- увеличение розничного и оптового товарооборота и повышение качества выпускаемой и реализуемой продукции и предоставляемых услуг населению;

- увеличение объемов внутреннего и въездного туристического потока в Самарскую область.

Реализация программы позволит обеспечить функционирование высококонкурентной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций в экономику региона.

Сроки реализации Государственной программы определены с 2014 по 2019 годы. Данная программа будет реализована в один этап.

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета области, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет финансовых средств бюджета федерального уровня.

Объем финансирования Государственной программы в 2014 - 2019 годах за счет средств областного бюджета запланирован в сумме 1 777,440 млн. рублей, в том числе:

в 2014 году - 588,936 млн. рублей, в том числе средства, формируемые за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета в размере 373,408 млн. рублей;

в 2015 году - 572,912 млн. рублей, в том числе средства, формируемые за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета в размере 425,277 млн. рублей;

Кроме того, предусмотрены и средства, формируемые за счет остатков средств федерального бюджета, поступивших в предыдущих финансовых годах.

в 2016 году - 136,000 млн. рублей;

в 2017 году - 136,000 млн. рублей;

в 2018 году - 136,000 млн. рублей;

в 2019 году - 209,228 млн. рублей.

Одним из важнейших элементов программы поддержки и развития предпринимательства Самарской области является создание системы поддержки и консультирования предпринимателей. Такой системой является Самарский Бизнес Инкубатор. Его основная цель - долгосрочное развитие экономики Самарской области на основе инновационной деятельности за счет создания и более широкого использования современных технологий и наукоемкой продукции, создание условий развития вновь созданных малых и микро - инновационных предприятий.

Достижение цели будет выполнено с помощью решения таких задач:

- создание материальной базы бизнес-инкубатора;

-создание инновационной инфраструктуры, ориентированной на развитие наукоемкого предпринимательства;

- развитие правовых и нормативных регуляторов для коммерциализации результатов деятельности инновационных малых предприятий;

- введение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, интенсификации воздействия инновационных процессов на экономический сектор, в том числе производственную деятельность;

- фиксирование деятельности венчурных и иных фондов в интересах создания инвестиционной системы для малого наукоемкого товарного производства;

- организационно-техническое и информационное обеспечение инновационных разработок;

- предоставление помещений для размещения малых инновационных предприятий на условиях льготной аренды;

- сопровождение бухгалтерской и юридической деятельности организаций;

- консультационная поддержка по вопросам продвижения товаров и услуг, а также охраны интеллектуальной собственности и сертификации производимой продукции;

- оказание поддержки в выборе путей трансфера технологий и построения схем ведения бизнеса;

- помощь в поиске альтернативных источников финансирования инновационных проектов, поиск стратегических партнеров и инвесторов, в том числе с использованием интернет-сетей трансфера технологий (RTTN, RFR);

- консультирование при составлении бизнес-планов;

- оказание помощи в создании рекламных проэктови презентации наукоемкой продукции.

Отчет о деятельности Самарского Бизнес Инкубатора за 2015 год

За первое полугодие прошедшего года проведены два конкурса на размещение в бизнес-инкубаторе резидентов. На 1 июля 2015 года резидентами бизнес-инкубатора являлись 18 субъектов предпринимательства.

Сотрудниками бизнес-инкубатора за январь - июнь 2015 года проведено 249 консультаций, в том числе:

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: