Преимущества групповой формы психологической работы




групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

 

Типы группы (рабочие, обучающие, консультативные, психотерапевтические).

До сих пор не существует однозначной типологии психо­логических групп. Даже среди профессионалов в облас­ти образования, психологии и психотерапии такие термины, как группа поддержки, групповая терапия, групповое консультирова­ние и групповое руководство, не имеют однозначного толкова­ния. Ассоциация специалистов по групповой работе (ASGW), под­разделение Американской психологической ассоциации, предложила следующую классификацию основных типов групп: рабочие (группы, созданные специально для реше­ния какой-то конкретной непсихологической задачи), обучающие, консультационные, психотерапевтические.

Рабочие группы

К этому типу относятся все группы, участники которых заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль руководителя в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динами­ки для более быстрого и более эффективного достижения на­меченной цели. К этому типу групп, в частности, относятся раз­нообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т.п. В нашем случае примером может быть группа детей или подростков, разрабатывающая план проведения Но­вогоднего праздника, или школьники, работающие над совме­стным учебным проектом.

Обучающие группы

Обучающие группы обычно формируются в учреждениях си­стемы образования или молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения про­блем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Целью проведения та­кого рода групп является профилактика возможных психо­логических проблем и отклонений, поэтому членам группы предоставляется информация по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и вы­работке адекватного стиля поведения. Фактически это —те­матический семинар с элементами тренинга. Ведущий такой группы должен ориентироваться на развитие у детей соци­альных умений, при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера сплоченности и доверительности, что обеспечи­вает также и личностный рост участников.

Такие группы обычно проводятся с большим количеством уча­стников. Примером могут служить группы полового воспита­ния старшеклассников, классы начальной школы, изучающие приемы общения, группа подростков, занимающаяся пробле­мами профессионального самоопределения.

Консультационные группы

Этот тип групп, в США обычно называемый «групповым кон­сультированием», существенно отличается от упомянутых выше. Консультационные группы ориентированы на процесс, в то вре­мя как предыдущие два типа групп ориентированы на содер­жание. Основным инструментом достижения цели является процесс межличностных отношений внутри группы, все про­блемы решаются в процессе взаимодействия, совместных пе­реживаний и совместного обсуждения того, что происходит в группе «здесь и теперь». Такие группы рассматривают обыч­ные, но тем не менее сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта, например, проблемы развода родителей, взаимоотношения со взрослы­ми и сверстниками, ситуации нетрагических потерь, навыки об­щения и нормализация самооценки. Обычно подобные группы создаются в школах или психологических центрах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: