В самом общем виде лекция — это вербальное представление информации лектором, Тренером или выступающим.
Задача лектора — донести свои знания до группы. Задача группы — принять и сохранить эти знания. Включение аудитории в обучение происходит только в виде слушания. Это означает, что лекция — процесс пассивный, не дающий группе возможности для взаимодействия.
Основания для применения
Несмотря на весь прогресс компьютерных технологий и систем обучения, именно лекция до сих пор формирует основу современного тренинга. И именно лекция является методом, который чаще всего используется неграмотно и неэффективно.
Причина этого — общепринятое убеждение в том, что человек, обладающий самыми обширными познаниями в какой-либо сфере, в то же время является человеком, наиболее подходящим, чтобы донести эти знания до других. Исчерпывающее знание предмета не является показателем способности интересно и эффективно преподавать этот материал.
Подход
Залог успешной, продуктивной беседы или лекции — устойчивый контакт с аудиторией и компетентность в данной сфере.
Такое сочетание не превращает лекцию в монолог, а вместо этого делает ее интересным процессом, в который группа с готовностью включается. Для успешного применения этого подхода тренер должен развить в себе навыки, необходимые любому хорошему лектору.
1. Выяснение потребностей аудитории.
Определите заранее границы той информации, которую должна знать группа.
Сделать это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Причина заключается в том, что на практике редко можно встретить такое цельное сообщество, как постоянно упоминаемые в этой книге "группа" или "аудитория".
|
Обычно бывает так – есть несколько человек, пришедших вместе на одну программу, но каждый имеет собственные уникальные ожидания, установки и потребности.
Тренер должен найти те области, где эти интересы пересекаются, и провести тренинг в таком стиле, который максимально удовлетворяет этим требованиям.
2. Объяснение преимуществ, получаемых участниками в результате прохождения тренинга.
Определив, какая информация необходима группе, не будет гарантии того, что по прохождении курса группа ее усвоит.
Люди охотно учатся только тогда, когда они уверены, что им это выгодно. Поэтому очень важно предоставить им такую мотивацию, четко продемонстрировав преимущества, которые получают участники тренинга.
Выгоды, получаемые участниками, не являются чисто материальными, они включают в себя перспективы карьерного роста, повышение степени удовлетворенности работой и признания со стороны окружающих. Приобретение новых навыков и знаний может сопровождаться любым из этих элементов.
3. Проверка уровня знаний.
Даже если участники тренинга испытывают сильную потребность в обучении и имеют высокую мотивацию, они никогда не научатся тому, чего они не понимают.
Проверка уровня знаний содержит два элемента, которые тренер должен принять в расчет.
Во-первых, он должен быть способен оценить уровень знаний внутри группы. Кто является ее участниками — заинтересованные новички или люди, авторитетные в своей сфере деятельности? Определив это, тренер поймет, какой уровень сложности должна иметь лекция.
|
Если этот уровень будет слишком низким, тренер рискует вызвать снисходительное отношение аудитории и окончательно лишиться ее внимания в дальнейшем.
Если тренер просчитается и сделает курс слишком продвинутым, то он, скорее всего, вселит в участников чувство неуверенности, разобщит группу и посеет скуку.
Золотую середину найти нелегко.
Во-вторых, тренер должен учесть особенности восприятия и понимания группы. По возможности следует избегать использования жаргонных и профессиональных выражений. В ситуациях, когда специальные термины необходимы, следует доступно объяснять их значение.
Задача тренинга — усовершенствование знаний членов группы, а не понижение их самооценки, вызванное тем, что они чего-то не понимают.
Для улучшения восприятия и усвоения информации участниками можно применять следующие способы:
1. Структурирование материала. Время, затраченное на подготовку к занятиям, никогда не пропадает впустую. Несколько минут, использованных для структурирования лекционного материала, могут значительно улучшить сохранение полученной информации в памяти участников. Лекционный курс должен строиться последовательно, чтобы быть понятным любому. Когда информация, представленная в нем, сложна, тренер должен передавать ее группе постепенно, обдумывая каждый шаг, Если надо подкрепить материал дополнительными сведениями, надо рассмотреть исторические предпосылки изучаемой темы. Чтобы информация лучше усваивалась, надо разбить ее на несколько частей.
2. Подкрепление информации. Надо рассказать группе о теме лекции. Изложить запланированный материал. Повторить ключевые моменты лекции. Это повторение будет оправданным. Оно поможет прояснить и еще раз подчеркнуть основные пункты лекции.
|
3. Учет концентрации внимания группы. Излагать информацию надо с учетом ограничений, накладываемых особенностями группового внимания. По устоявшемуся мнению, оптимальный период концентрации внимания составляет 20 минут, но иногда его можно увеличить до 40 минут посредством изменения стиля, темпа или манеры преподнесения информации. Примером этого может служить пауза в изложении материала, сделанная для ответов на вопросы или для распространения раздаточного материала и знакомства с ним.
Советы и методы
Чтение лекций по своей природе предполагает пассивное обучение, поэтому необходимо использовать такие методы, которые предоставляют группе максимальную возможность для включения в процесс.
Советы тренеру
Простой способ структурировать лекцию — разделить ее на три блока: начало (введение); основная часть; заключение.
Начало (введение) должно содержать следующую информацию:кто тренер; почему он здесь; почему именно этот тренер ведет эту группу; цели обращения к группе; насущность темы тренинга; преимущества, получаемые участниками после завершения занятий; предполагаемая структура обучения; введение и определение рабочих понятий; предполагаемые знания, предпосылки и история вопроса.
Основная часть включает: ключевые моменты обучения, каждый из которых последовательно обсуждается.
Заключение содержит: обзор пройденного материала; повторение основных вопросов курса или ключевых моментов обучения; подведение итогов, связывающее пройденный материал и будущую деятельность участников тренинга.
Материал
Необходимо учесть природу и порядок излагаемого материала. Если надо, чтобы аудитория воспринимала материал, он должен стимулировать мышление и обладать мотивирующим действием.
Маловероятно, что длинное перечисление фактов и имен вызовет у кого-либо особый интерес. Поэтому приведенная ниже структура лекции будет слабой: 1. Введение. 2. Факт. 3. Факт. 4. Факт. 5. Данные. 6. Вывод.
Лучший подход — отобрать материал, который будет увлекать и вдохновлять группу.
Отражающая этот принцип структура лекции может иметь такой вид: 1. Введение (неожиданное/необычное), 2. Уместная цитата, 3. Малоизвестный факт, 4. Факт, 5. Пример из жизни, 6. Факт, 7. Вдохновляющий вывод.
Легкость для запоминания
Дополнительное преимущество тщательного отбора информации заключается в том, что доступный, интересный материал вызывает отклик группы, говорящий о том, что сообщение достигло адресатов.
Клише и штампы забываются сразу же после их произнесения, а слова, вызывающие эмоции и размышления, еще долгое время остаются источником обсуждений, в которых рождаются новые идеи.
Не стоит ради этого делать материал трудным для восприятия или противоречивым. Хотя если ввести неоднозначно толкуемые темы или существуют аргументы, которые могут опровергать общепринятую точку зрения, эти противоречия также необходимо отразить в лекции.
Динамичность изложения.
Динамичное и драматичное преподнесение информации — это не одно и то же.
Надо делать акцент на позитивных моментах, а не на негативных.
Надо строить свою речь соответственно этому принципу. Все, что требуется, это чтобы идущая информация несла заряд энтузиазма и интриговала аудиторию.
Такие фразы, как: "Есть один интересный вопрос...", "Я уверен, что многие из вас интересуются...","Одно из самых захватывающих открытий..." дают группе почувствовать, что лектор делится ценным опытом.
В то же время выражения, подобные следующим: "Я не считаю...", "Если бы вы были способны..." могут приводить к отчуждению группы и создавать у нее ощущение того, что тренер пренебрегает аудиторией.
Использование вопросов
Одним из простейших и вместе с тем наиболее эффективных способов привлечения внимания группы является применение риторических вопросов. Это вопросы, задаваемые не с целью вызывания ответа, а с целью развития мысли говорящего.
Примеры таких вопросов: "Кому из вас не случалось...", "Хотели ли бы вы когда-нибудь...", "Разве вам не бывает забавно, когда...".
Такие вопросы действуют следующим образом: они стимулируют процесс группового мышления, и реакция на них появляется даже в тех случаях, когда отсутствуют непосредственные условия для ее выражения.
Риторические вопросы — не единственно возможная форма вопросов, которую можно использовать во время чтения лекции. Ни кто не мешает лектору в какой-то момент прервать лекцию и провести короткую сессию вопросов и ответов. Хотя многие ораторы могут прямо или косвенно указывать, что их не следует перебивать, на этот счет не существует незыблемого правила, и несколько вовремя заданных вопросов могут сделать многое для увеличения концентрации внимания членов группы и степени их вовлеченности в процесс обучения. В любом случае необходимо, чтобы у участников была возможность спрашивать о том, что их волнует, даже если требуется потратить на это несколько минут занятия.
Визуальная поддержка
Еще один метод, используемый для повышения интереса участников, — это сопровождение ключевых моментов курса различными иллюстрациями.
Использование слайдов, надписей и флип-чартов является дополнительным стимулом, который не может остаться без ответной реакции хотя бы потому, что вызывает зрительные ощущения.