Видеообсуждение и видеообратная связь: технологические и содержательные аспекты.




Для того чтобы тренинг был ярким, содержательным и эффективным, а также для наступления в результате его проведения запланированных изменений, тренер использует различные инструменты. Появление первых информационных носителей позволило существенно обогатить инструментальную тренинговую палитру. В отличие от других методических средств, вопросу использования в тренинге видеообсуждения в настоящее время отводится незначительное внимание. В практических пособиях, посвященных различным тренинговым программам, авторами которых являются наши российские и белорусские коллеги, о процедуре видеообсуждения практически ничего не сказано. Это, по нашему мнению, определяется, как «молодостью» данного методического инструмента по сравнению, с психогимнастикой и ролевыми играми, так и определенными сложностями в ее подготовке и реализации. Термин «видеообсуждение» состоит из двух корней, которые определяют сущность использования этого методического средства для решения тренинговых задач: участники обсуждают подготовленный и продемонстрированный им тренером видеосюжет, имеющий отношение к содержанию программы (учебного модуля). «Смотрение» - процессуальная сторона данной тренинговой процедуры. Результирующей составляющей реализации видеообсуждения в группе, как и любого методического средства, являются получаемые изменения на трех уровнях: личностном, групповом и организационном.

Отметим положительные моменты реализации процедуры видеообсуждения в тренинге. Во-первых, использование тренером этого методического инструмента создает участникам тренинга ощущение психологической безопасности и защищенности. Видеообсуждение предполагает взгляд на рассматриваемую проблему «со стороны», исключающий непосредственное активное включение в нее участников тренинга. Эта особенность данного методического средства хорошо работает в любой группе, но особенно актуальной является в так называемой «тревожной».

Р. Бакли и Дж. Кэйпл считают, что большой объем обратной связи на ранних стадиях тренинга не всегда вызывает ожидаемый эффект. Они рекомендуют на начальных стадиях давать минимум информации и по мере роста компетентности участников тренинга увеличивать ее объем и специфичность. Во-вторых, использование видеообсуждения в начале занятия позволяет тренеру продемонстрировать участникам, как правильно давать обратную связь в группе. В-третьих, видеообсуждение - удобный, эффективный и нетравматичный (мягкий) инструмент управления групповой динамикой.

Под групповой динамикой, по мнению Б.М. Мастерова, понимаются процессы, происходящие в группе «здесь и теперь» в различных аспектах:

- физическая энергетика участников;

- изменение эмоций;

- изменения межличностных отношений участников между собой;

- изменение отношений с тренером (ролей и позиций, в которых выступают тренер и участники по отношению друг к другу);

- изменения «фокуса внимания» участников -они могут быть сосредоточены на содержании (быть «в голове»), на чувствах и ощущениях (быть «в эмоциях» или «в теле»), на себе (осознавать свой коммуникативный стиль, например) на других (на их действиях и словах). В-четвертых, видеообсуждение можно использовать для реализации диагностической функции в тренинге. В-пятых, предлагая участникам видеосюжет для анализа и обсуждения в контексте проблематики занятия, тренер подчеркивает их экспертную позицию. В-шестых, использование процедуры видеообсуждения делает тренинг более ярким, интересным и запоминающимся. В-седьмых, видеообсуждение — важный дидактический инструмент, эффективное методическое средство для решения задач бизнес-обучения. В-восьмых, процедура видеообсуждения в определенной степени стимулирует участников на дальнейшую самостоятельную работу по тематике тренинга после его проведения. Помимо отмеченных положительных моментов у тренинговой процедуры видеообсуждения есть некоторые «минусы», или ограничения, влияние которых тренер должен учитывать в своей работе.

Ограничения технического характера. В отличие от других методических средств, реализация процедуры видеообсуждения в группе требует дополнительного материального обеспечения: телевизор с DVD-проигрывателем, либо ноут-бук с проектором и экраном. Это «утяжеляет» логистику тренинга, делая ее более громоздкой, создает определенные сложности, как для тренера, так и для организаторов данного образовательного мероприятия. На загородной базе, где проводится выездной корпоративный тренинг, может, к примеру, не оказаться DVD-проигрывателя. В случае, когда это выясняется до начала программы, организаторы берут на тренинг свой проигрыватель, либо компьютер с проектором. А если об этом становится известно непосредственно перед началом занятия -для тренера данная новость оказывается «большим сюрпризом», неприятно отражающемся на программе, так как на процедуру видеообсуждения могут быть «завязаны» многие содержательные и динамические составляющие тренинга.

Но даже если все технические средства для проведения процедуры видеообсуждения будут в наличии, в комплекте может не оказаться какого-либо проводка, переходника, пульта и т.п. Или в самый ответственный момент - демонстрации видеосюжета в группе - перефразировав слова главного героя любимого многими участниками тренингов фильма, «брюки могут не превратиться в элегантные шорты». Такая ситуация требует от тренера проявления поведенческой гибкости, быстрой реакции на возникшую проблему, стрессоустойчивости, собранности, переключаемости и других профессионально значимых качеств.

Ограничения технологического или методического характера. Подготовка и реализация видеообсуждения в группе требует соблюдения четкой и довольно простой в реализации технологии. Если тренер технологически грамотно реализовал эту процедуру в группе, в голове у участников формируется четкая «картинка» ее целевой составляющей в категориях своих профессионально и/или лич-ностно значимых выгод (эффектов). Это ведет к повышению их конструктивности, активности и включенности, формированию у них необходимой мотивации на выполнение предлагаемой тренером процедуры. У участников снижается тревога и снимается сопротивление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: