Общие подходы к проверке и оценке качественного задания




 

Каждый вариант экзаменационной работы включает две качественные задачи, оцениваемые максимально в 2 балла. Все используемые качественные задачи содержат два элемента правильного ответа, но по характеристикам этих элементов выделяются два типа заданий.

 

1. Ответ на задачу предполагает два элемента: 1) правильный ответ на поставленный вопрос и 2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления. Например: «Какого цвета будут казаться красные розы, рассматриваемые через зеленое стекло? Ответ поясните». В этом случае для выставления 1 балла достаточно правильного ответа на поставленный вопрос («Розы будут казаться черного цвета») или приведение корректных рассуждений без сформулированного явно ответа («Красные розы отражают свет в красной части спектра. Зеленое стекло пропускает лучи зеленой части спектра»).

 

Используется приведенная ниже обобщенная система оценивания:    
Критерии оценки выполнения задания Баллы  
Представлен правильный ответ, и приведено достаточное обоснование,    
не содержащее ошибок.  
   
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его    
обоснование некорректно или отсутствует;    
ИЛИ    
представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному    
ответу, но ответ явно не сформулирован.    
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на    
поставленный вопрос;    
ИЛИ    
ответ на вопрос неверен, независимо от того правильны, неверны или    
отсутствуют рассуждения.    

 

2. Ответ на задачу предполагает выбор одного из указанных в тексте задания вариантов и пояснение на основании имеющихся теоретических знаний. Например: «Каким пятном (темным или светлым) ночью на неосвещенной дороге кажется пешеходу лужа в свете фар приближающегося автомобиля? Ответ поясните». В этом случае для выставления одного балла за решение недостаточно только указания на выбор одного из приведенных вариантов, а необходимо наличие частичного обоснования или, по меньшей мере, указания физических явлений (законов), причастных к обсуждаемому вопросу («Зеркальное отражение света от поверхности лужи»).

 

В этом случае общая схема оценивания выглядит следующим образом.    
Критерии оценки выполнения задания Баллы  
Представлен правильный ответ, и приведено достаточное обоснование,    
не содержащее ошибок.  
   
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его    
обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента    
правильного ответа или указание на физические явления (законы),    
причастные к обсуждаемому вопросу;    
ИЛИ    
представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному    
ответу, но ответ явно не сформулирован.    
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на    
поставленный вопрос;    
ИЛИ    
ответ на вопрос неверен, независимо от того правильны, неверны или    
отсутствуют рассуждения.    

 

При анализе результатов экзамена качественная задача считается решенной верно, если экзаменуемый набрал 2 балла.

 

Тренировочные задания по материалам сайта «Решу ОГЭ – система подготовки Дмитрия Гущина» - https://phys-oge.sdamgia.ru/manual

1. За­да­ние 24 № 52. Ка­мень лежит на дне со­су­да, пол­но­стью по­гружённый в воду (см. ри­су­нок). Из­ме­нит­ся ли (и если из­ме­нит­ся, то как) дав­ле­ние камня на дно, если в воду до­ба­вить по­ва­рен­ную соль? Ответ по­яс­ни­те.

2. За­да­ние 24 № 79. За­па­ян­ную с од­но­го конца труб­ку опус­ка­ют от­кры­тым кон­цом в воду на по­ло­ви­ну длины труб­ки (см. ри­су­нок). Что про­изойдёт с уров­нем за­шед­шей в труб­ку воды после того, как ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние умень­шит­ся? Ответ по­яс­ни­те.

3. За­да­ние 24 № 106. Что об­жи­га­ет кожу силь­нее: вода или во­дя­ной пар оди­на­ко­вой массы при одной и той же тем­пе­ра­ту­ре? Ответ по­яс­ни­те.

4. За­да­ние 24 № 133. Из какой круж­ки — ме­тал­ли­че­ской или ке­ра­ми­че­ской — легче пить го­ря­чий чай, не об­жи­гая губы? Объ­яс­ни­те по­че­му.

5. За­да­ние 24 № 160. По реке плывёт лодка с греб­цом, а рядом с ней — плот. Оди­на­ко­вое ли время по­тре­бу­ет­ся греб­цу для того, чтобы пе­ре­гнать плот на 10 м, и для того, чтобы на столь­ко же от­стать от него?

6. За­да­ние 24 № 187. Ав­то­мо­биль может спу­стить­ся с горы на рав­ни­ну по одной из двух дорог: по ко­рот­кой до­ста­точ­но пря­мой до­ро­ге и по длин­ной из­ви­ли­стой. Срав­ни­те ра­бо­ту силы тя­же­сти в этих слу­ча­ях. Ответ по­яс­ни­те.

7. За­да­ние 24 № 214. Из­ме­нит­ся ли (и если из­ме­нит­ся, то как) вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на пла­ва­ю­щий в ке­ро­си­не де­ре­вян­ный бру­сок, если бру­сок пе­ре­ме­стить из ке­ро­си­на в воду? Ответ по­яс­ни­те.

8. За­да­ние 24 № 241. Бру­сок пла­ва­ет при пол­ном по­гру­же­нии в воде. Из­ме­нит­ся ли (и если из­ме­нит­ся, то как) вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на бру­сок, если его пе­ре­ме­стить в ке­ро­син? Ответ по­яс­ни­те.

9. За­да­ние 24 № 268. Не­за­ря­жен­ный про­во­дя­щий лег­кий шарик висит на шел­ко­вой нити между за­ря­жен­ным кон­дук­то­ром элек­тро­фор­ной ма­ши­ны и не­за­ря­жен­ной про­во­дя­щей пла­сти­ной. Что про­изой­дет, если к ша­ри­ку при­бли­зить кон­дук­тор элек­тро­фор­ной ма­ши­ны? Ответ по­яс­ни­те.

10. За­да­ние 24 № 295. Какой ав­то­мо­биль — гру­зо­вой или лег­ко­вой — дол­жен иметь более силь­ные тор­мо­за? Ответ по­яс­ни­те.

11. За­да­ние 24 № 322. На белой бу­ма­ге на­пи­са­но крас­ны­ми чер­ни­ла­ми слово. Через стек­ло ка­ко­го цвета не удаст­ся про­честь на­пи­сан­ное? Ответ по­яс­ни­те.

12. За­да­ние 24 № 349. Куда сле­ду­ет по­ме­стить лед, с по­мо­щью ко­то­ро­го не­об­хо­ди­мо быст­ро охла­дить за­кры­тый сосуд, пол­но­стью за­пол­нен­ный го­ря­чей жид­ко­стью — по­ло­жить свер­ху на сосуд или по­ста­вить сосуд на лед? Ответ по­яс­ни­те.

13. За­да­ние 24 № 376. Когда на от­кры­той во­лей­боль­ной пло­щад­ке стало жарко, спортс­ме­ны пе­ре­шли в про­хлад­ный спор­тив­ный зал. При­дет­ся ли им под­ка­чи­вать мяч или, на­о­бо­рот, вы­пус­кать из мяча часть воз­ду­ха? Ответ по­яс­ни­те.

14. За­да­ние 24 № 430. Что про­изойдёт с осад­кой ко­раб­ля при пе­ре­хо­де его из моря с солёной водой в реку с прес­ной водой?

15. За­да­ние 24 № 484. Из ка­ко­го ма­те­ри­а­ла — стали или де­ре­ва — сле­ду­ет стро­ить на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские суда для изу­че­ния маг­нит­но­го поля Земли? Ответ по­яс­ни­те.

16. За­да­ние 24 № 511. Можно ли услы­шать гро­хот мощ­ных про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих на Солн­це? Ответ по­яс­ни­те.

17. За­да­ние 24 № 538. Если вы­стре­лить из мел­ко­ка­ли­бер­ной вин­тов­ки в варёное яйцо, то в яйце об­ра­зу­ет­ся от­вер­стие. Что про­изойдёт, если вы­стре­лить в сырое яйцо? Ответ по­яс­ни­те.

18. За­да­ние 24 № 565. Два оди­на­ко­вых ла­тун­ных ша­ри­ка па­да­ют с одной и той же вы­со­ты. Пер­вый шарик упал в песок и оста­но­вил­ся, а вто­рой, уда­рив­шись о ка­мень, от­ско­чил и был пой­ман рукой на не­ко­то­рой вы­со­те. Внут­рен­няя энер­гия ка­ко­го ша­ри­ка из­ме­ни­лась на боль­шую ве­ли­чи­ну? Ответ по­яс­ни­те.

19. За­да­ние 24 № 592. Два оди­на­ко­вых тер­мо­мет­ра вы­став­ле­ны на солн­це. Шарик од­но­го из них за­коп­чен, а дру­го­го — нет. Оди­на­ко­вую ли тем­пе­ра­ту­ру по­ка­жут тер­мо­мет­ры? Ответ по­яс­ни­те.

20. За­да­ние 24 № 619. Капля мас­ля­ни­стой жид­ко­сти по­па­да­ет на по­верх­ность воды и рас­те­ка­ет­ся, об­ра­зуя тон­кую плёнку. Обя­за­тель­но ли эта плёнка за­кро­ет всю по­верх­ность воды? Ответ по­яс­ни­те.

21. За­да­ние 24 № 646. Ста­кан на­по­ло­ви­ну за­пол­нен ки­пят­ком. В каком слу­чае вода осты­нет в боль­шей сте­пе­ни:

1) если по­до­ждать 5 минут, а потом до­лить в ста­кан хо­лод­ную воду;

2) если сразу до­лить хо­лод­ную воду, а затем по­до­ждать 5 минут?

 

Ответ по­яс­ни­те.

22. За­да­ние 24 № 673. На вер­ти­каль­но рас­по­ло­жен­ной доске за­креп­ле­на элек­три­че­ская схема (см. ри­су­нок), со­сто­я­щая из ис­точ­ни­ка тока, лампы, упру­гой сталь­ной пла­сти­ны АВ. К од­но­му концу пла­сти­ны под­ве­си­ли гирю, из-за чего пла­сти­на изо­гну­лась и разо­мкну­ла цепь. Что будет на­блю­дать­ся в элек­три­че­ской цепи, когда доска нач­нет сво­бод­но па­дать? Ответ по­яс­ни­те.

23. За­да­ние 24 № 700. Лодка пла­ва­ет в не­боль­шом бас­сей­не. Как из­ме­нит­ся уро­вень воды в бас­сей­не, если из лодки осто­рож­но опу­стить в бас­сейн боль­шой ка­мень? Ответ по­яс­ни­те.

24. За­да­ние 24 № 727. Пря­мая рейка осве­ща­ет­ся сол­неч­ны­ми лу­ча­ми. При этом на вер­ти­каль­ной стене видна её тень. Может ли ли­ней­ный раз­мер тени быть боль­ше, чем ли­ней­ный раз­мер рейки? Ответ по­яс­ни­те и про­ил­лю­стри­руй­те ри­сун­ком.

25. За­да­ние 24 № 754. Может ли при каких-либо усло­ви­ях дво­я­ко­вы­пук­лая стек­лян­ная линза рас­се­и­вать па­да­ю­щий на неё па­рал­лель­ный све­то­вой пучок? Ответ по­яс­ни­те.

26. За­да­ние 24 № 808. Же­лез­ный кубик, ле­жа­щий на глад­кой го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти, при­тя­ги­ва­ет­ся к се­вер­но­му по­лю­су по­сто­ян­но­го по­ло­со­во­го маг­ни­та, сколь­зя по этой по­верх­но­сти. Как дви­жет­ся кубик: рав­но­мер­но, рав­но­уско­рен­но или с по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щим по мо­ду­лю уско­ре­ни­ем? Ответ по­яс­ни­те.

27. За­да­ние 24 № 835. Же­лез­ный кубик, ле­жа­щий на глад­кой го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти, при­тя­ги­ва­ет­ся к юж­но­му по­лю­су по­сто­ян­но­го по­ло­со­во­го маг­ни­та, сколь­зя по этой по­верх­но­сти. Как дви­жет­ся кубик: рав­но­мер­но, рав­но­уско­рен­но или с по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щим по мо­ду­лю уско­ре­ни­ем? Ответ по­яс­ни­те.

28. За­да­ние 24 № 862. В двух за­кры­тых со­су­дах оди­на­ко­во­го объёма на­хо­дит­ся оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство мо­ле­кул од­но­го и того же газа. Сосуд 1 раз­мещён в тёплом по­ме­ще­нии, сосуд 2 — в хо­лод­ном. В каком из со­су­дов дав­ле­ние газа боль­ше? Ответ по­яс­ни­те.

29. За­да­ние 24 № 889. Два брус­ка оди­на­ко­вых раз­ме­ров имеют оди­на­ко­вую тем­пе­ра­ту­ру +300 °С. Удель­ные теплоёмко­сти брус­ков и их плот­но­сти также оди­на­ко­вы. Бру­сок 1 имеет боль­шую теп­ло­про­вод­ность, чем бру­сок 2. Какой из этих брус­ков быст­рее охла­дит­ся на воз­ду­хе, тем­пе­ра­ту­ра ко­то­ро­го равна +20 °С? Ответ по­яс­ни­те.

30. За­да­ние 24 № 896. Дима рас­смат­ри­ва­ет крас­ные розы через зе­ле­ное стек­ло. Ка­ко­го цвета будут ка­зать­ся ему розы? Объ­яс­ни­те на­блю­да­е­мое яв­ле­ние.

31. За­да­ние 24 № 897. Каким пят­ном (тем­ным или свет­лым) ночью на не­осве­щен­ной до­ро­ге ка­жет­ся пе­ше­хо­ду лужа в свете фар при­бли­жа­ю­ще­го­ся ав­то­мо­би­ля? Ответ по­яс­ни­те.

32. За­да­ние 24 № 901. Алю­ми­ни­е­вый и сталь­ной шары имеют оди­на­ко­вую массу. Какой из них легче под­нять в воде? Ответ по­яс­ни­те.

33. За­да­ние 24 № 926. Один из двух оди­на­ко­вых сплош­ных де­ре­вян­ных брус­ков пла­ва­ет в воде, дру­гой — в ке­ро­си­не. Срав­ни­те вы­тал­ки­ва­ю­щие силы, дей­ству­ю­щие на брус­ки. Ответ по­яс­ни­те.

34. За­да­ние 24 № 931. Ка­мень лежит на дне со­су­да, пол­но­стью по­гружённый в воду (см. ри­су­нок). Из­ме­нит­ся ли (и если из­ме­нит­ся, то как) сила дав­ле­ния камня на дно, если в воду до­ба­вить по­ва­рен­ную соль? Ответ по­яс­ни­те.

35. За­да­ние 24 № 935. От­ре­зок од­но­род­ной про­во­ло­ки под­ве­шен за се­ре­ди­ну. Из­ме­нит­ся ли (и если из­ме­нит­ся, то как) рав­но­ве­сие ры­ча­га, если левую по­ло­ви­ну сло­жить вдвое (см. ри­су­нок)? Ответ по­яс­ни­те.

36. За­да­ние 24 № 939. Коль­цо из мед­ной про­во­ло­ки быст­ро вра­ща­ет­ся между по­лю­са­ми силь­но­го маг­ни­та (см. ри­су­нок). Будет ли про­ис­хо­дить на­гре­ва­ние коль­ца? Ответ по­яс­ни­те.

37. За­да­ние 24 № 943. Две лампы, рас­счи­тан­ные на оди­на­ко­вое на­пря­же­ние, но по­треб­ля­ю­щие раз­лич­ную мощ­ность, вклю­че­ны в элек­три­че­скую сеть по­сле­до­ва­тель­но. Какая лампа будет горeть ярче? Ответ по­яс­ни­те.

38. За­да­ние 24 № 947. Ёлоч­ная гир­лян­да спа­я­на из лам­по­чек для кар­ман­но­го фо­на­ря. При вклю­че­нии этой гир­лян­ды в сеть на каж­дую из лам­по­чек при­хо­дит­ся на­пря­же­ние не более 4 В. Опас­но ли, вы­кру­тив одну из лам­по­чек, су­нуть в па­трон палец? Для справ­ки: сила тока в гир­лян­де не более 2,5 А, а со­про­тив­ле­ние паль­ца не­сколь­ко сотен ом. Ответ по­яс­ни­те.

39. За­да­ние 24 № 987. На га­зо­вую плиту с оди­на­ко­вы­ми го­рел­ка­ми, включёнными на пол­ную мощ­ность, по­ста­ви­ли две оди­на­ко­вые ка­стрюли, за­пол­нен­ные водой, — одну от­кры­тую, а дру­гую за­кры­тую крыш­кой. Какая из них за­ки­пит быст­рее? Ответ по­яс­ни­те.

40. За­да­ние 24 № 1014. На стол по­ста­ви­ли две оди­на­ко­вые ка­стрюли, за­пол­нен­ные водой, доведённой на плите до ки­пе­ния, — одну от­кры­тую, а дру­гую за­кры­тую крыш­кой. Какая из них осты­нет быст­рее? Ответ по­яс­ни­те.

41. За­да­ние 24 № 1077. Два сплош­ных брус­ка из­го­тов­ле­ны из раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов: бру­сок 1 — из ма­те­ри­а­ла плот­но­стью , бру­сок 2 — из ма­те­ри­а­ла плот­но­стью Массы брус­ков оди­на­ко­вы. Брус­ки, за­креплённые на нитях, урав­но­ве­ше­ны на ры­чаж­ных весах. На­ру­шит­ся ли рав­но­ве­сие весов, если, не сни­мая брус­ки с весов, опу­стить их в жид­кость плот­но­стью Ответ по­яс­ни­те.

42. За­да­ние 24 № 1104. Два сплош­ных брус­ка из­го­тов­ле­ны из раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов: бру­сок 1 — из ма­те­ри­а­ла плот­но­стью ρ, бру­сок 2 — из ма­те­ри­а­ла плот­но­стью 2 ρ. Объёмы брус­ков оди­на­ко­вы. Брус­ки, за­креплённые на нитях, урав­но­ве­ше­ны на ры­чаж­ных весах. На­ру­шит­ся ли рав­но­ве­сие весов, если, не сни­мая брус­ки с весов, опу­стить их в жид­кость плот­но­стью ρ /2? Ответ по­яс­ни­те.

43. За­да­ние 24 № 1161. Может ли вес тела, ле­жа­ще­го на го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти, быть боль­ше силы тя­же­сти, дей­ству­ю­щей на это тело? Ответ по­яс­ни­те.

44. За­да­ние 24 № 1188. Может ли вес тела, ле­жа­ще­го на го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти, быть мень­ше силы тя­же­сти, дей­ству­ю­щей на это тело? Ответ по­яс­ни­те.

45. За­да­ние 24 № 1215. В печах, ис­поль­зу­е­мых для отоп­ле­ния домов в сель­ской мест­но­сти, для уда­ле­ния из топки дыма слу­жит труба (ды­мо­ход). При нор­маль­ном ре­жи­ме ра­бо­ты печи ча­сти­цы дыма «за­са­сы­ва­ют­ся» в трубу и вы­ле­та­ют на­ру­жу, в ат­мо­сфе­ру — труба «вы­тя­ги­ва­ет» дым из печи. Будет ли кир­пич­ная печ­ная труба обес­пе­чи­вать луч­шую тягу, чем сталь­ная? Теп­ло­про­вод­ность кир­пи­ча зна­чи­тель­но мень­ше, чем у стали. Ответ по­яс­ни­те.

46. За­да­ние 24 № 1242. В печах, ис­поль­зу­е­мых для отоп­ле­ния домов в сель­ской мест­но­сти, для уда­ле­ния из топки дыма слу­жит труба (ды­мо­ход). При нор­маль­ном ре­жи­ме ра­бо­ты печи ча­сти­цы дыма «за­са­сы­ва­ют­ся» в трубу и вы­ле­та­ют на­ру­жу,

в ат­мо­сфе­ру — труба «вы­тя­ги­ва­ет» дым из печи. Будет ли ме­тал­ли­че­ская печ­ная труба обес­пе­чи­вать луч­шую тягу, чем кир­пич­ная? Теп­ло­про­вод­ность кир­пи­ча зна­чи­тель­но мень­ше, чем у стали. Ответ по­яс­ни­те.

47. За­да­ние 24 № 1269. К не­за­ря­жен­но­му ша­ри­ку элек­тро­мет­ра под­но­сят ди­элек­три­че­скую (эбо­ни­то­вую) за­ря­жен­ную па­лоч­ку, в ре­зуль­та­те чего стрел­ка элек­тро­мет­ра от­кло­ня­ет­ся. Про­изойдёт ли ещё более за­мет­ное от­кло­не­ние стрел­ки элек­тро­мет­ра, если этой па­лоч­кой кос­нуть­ся ша­ри­ка элек­тро­мет­ра? Ответ по­яс­ни­те.

48. За­да­ние 24 № 1296. К не­за­ря­жен­но­му ша­ри­ку элек­тро­мет­ра под­но­сят ме­тал­ли­че­скую за­ря­жен­ную па­лоч­ку, в ре­зуль­та­те чего стрел­ка элек­тро­мет­ра от­кло­ня­ет­ся. Про­изойдёт ли ещё более за­мет­ное от­кло­не­ние стрел­ки элек­тро­мет­ра, если кос­нуть­ся этой па­лоч­кой ша­ри­ка элек­тро­мет­ра? Ответ по­яс­ни­те.

49. За­да­ние 24 № 1332. Ма­лень­кую мо­дель лодки, пла­ва­ю­щую в банке с водой, пе­ре­ме­сти­ли с Земли на Луну. Из­ме­нит­ся ли при этом (и если из­ме­нит­ся, то как) глу­би­на по­гру­же­ния (осад­ка) лодки? Ответ по­яс­ни­те.

50. За­да­ние 24 № 1396. Из вер­ши­ны про­во­лоч­но­го квад­рат­но­го кон­ту­ра со сто­ро­ной 0,6 м вы­пол­за­ет ма­лень­кий жук, рав­но­мер­но пе­ре­ме­ща­ясь по про­во­ло­ке со ско­ро­стью 6 см/мин. Можно ли по ис­те­че­нии по­лу­ча­са счи­тать тра­ек­то­рию дви­же­ния жука пря­мо­ли­ней­ной? Ответ по­яс­ни­те.

51. За­да­ние 24 № 1423. Из вер­ши­ны про­во­лоч­но­го квад­рат­но­го кон­ту­ра со сто­ро­ной 6 м вы­пол­за­ет ма­лень­кий жук, рав­но­мер­но пе­ре­ме­ща­ясь по про­во­ло­ке со ско­ро­стью 6 см/мин. Можно ли по ис­те­че­нии по­лу­ча­са счи­тать тра­ек­то­рию дви­же­ния жука пря­мо­ли­ней­ной? Ответ по­яс­ни­те.

52. За­да­ние 24 № 1472. Два уче­ни­ка од­но­вре­мен­но из­ме­ря­ли ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние с по­мо­щью ба­ро­мет­ра: один, на­хо­дясь в школь­ном дворе под от­кры­тым небом, дру­гой — в ка­би­не­те фи­зи­ки на пятом этаже. Оди­на­ко­вы­ми ли будут по­ка­за­ния ба­ро­мет­ров? Если нет, то какой ба­ро­метр по­ка­жет боль­шее зна­че­ние ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния? Ответ по­яс­ни­те.

53. За­да­ние 24 № 1500. Конец маг­нит­ной стрел­ки при­тя­нул­ся к од­но­му из кон­цов сталь­но­го стерж­ня. Можно ли сде­лать вывод о том, что из­на­чаль­но стер­жень был на­маг­ни­чен? Ответ по­яс­ни­те.

54. За­да­ние 24 № 1527. Каким пят­ном (более свет­лым или более тёмным по срав­не­нию с сухим ас­фаль­том) будет ка­зать­ся во­ди­те­лю ночью лужа в свете фар его ав­то­мо­би­ля? Ответ по­яс­ни­те.

55. За­да­ние 24 № 1554. Коль­цо из мед­ной про­во­ло­ки быст­ро вра­ща­ет­ся между по­лю­са­ми силь­но­го маг­ни­та (см. ри­су­нок). Будет ли про­ис­хо­дить на­гре­ва­ние коль­ца? Ответ по­яс­ни­те.

56. За­да­ние 24 № 1587. Какая доска на ощупь ка­жет­ся более хо­лод­ной: сухая или влаж­ная, если их тем­пе­ра­ту­ра оди­на­ко­ва и равна ком­нат­ной? Ответ по­яс­ни­те.

57. За­да­ние 24 № 1614. Под ко­ло­ко­лом воз­душ­но­го на­со­са на­хо­дит­ся колба, на­по­ло­ви­ну на­пол­нен­ная водой и плот­но за­кры­тая проб­кой. Что про­изой­дет с проб­кой при от­ка­чи­ва­нии воз­ду­ха из-под ко­ло­ко­ла? Ответ по­яс­ни­те.

58. За­да­ние 24 № 1641. Ав­то­мо­биль дви­жет­ся по по­во­ро­ту до­ро­ги. Оди­на­ко­вые ли пути про­хо­дят пра­вые и левые колёса ав­то­мо­би­ля? Ответ по­яс­ни­те.

59. За­да­ние 24 № 1668. Алю­ми­ни­е­вый и сталь­ной шары имеют оди­на­ко­вую массу. Какой из них легче под­нять в воде? Ответ по­яс­ни­те.

60. За­да­ние 24 № 1704. Име­ют­ся де­ре­вян­ный и ме­тал­ли­че­ский ша­ри­ки оди­на­ко­во­го объёма. Какой из ша­ри­ков в 40-гра­дус­ную жару на ощупь ка­жет­ся хо­лод­нее? Ответ по­яс­ни­те.

 

ОТВЕТЫ:

1. Ре­ше­ние.

Дав­ле­ние камня на дно можно рас­счи­тать по сле­ду­ю­щей фор­му­ле:

где F тяж — сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на ка­мень, F А — сила Ар­хи­ме­да, дей­ству­ю­щая на ка­мень, S — пло­щадь по­верх­но­сти камня, ко­то­рой он опи­ра­ет­ся на дно.

При до­бав­ле­нии соли в воду, ее плот­ность уве­ли­чит­ся, сле­до­ва­тель­но уве­ли­чит­ся и дей­ству­ю­щая на ка­мень сила Ар­хи­ме­да, ко­то­рая опре­де­ля­ет­ся по фор­му­ле:

где ρ — плот­ность воды, V — объем камня, g — уско­ре­ние сво­бод­но­го па­де­ния. Так как, объем камня и уско­ре­ние сво­бод­но­го па­де­ния не из­ме­нят­ся, а плот­ность воды уве­ли­чит­ся, то сила Ар­хи­ме­да, дей­ству­ю­щая на ка­мень воз­рас­тет. Сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на ка­мень также не из­ме­нит­ся, так как не ме­ня­ет­ся масса камня. Таким об­ра­зом, раз­ность силы тя­же­сти и силы Ар­хи­ме­да ста­нет мень­ше, и дав­ле­ние камня на дно умень­шит­ся.

 

Ответ: дав­ле­ние камня на дно умень­шит­ся.

2. Ре­ше­ние.

Ответ: уро­вень воды в труб­ке по­ни­зит­ся.

Объ­яс­не­ние: при умень­ше­нии ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния, со­глас­но за­ко­ну Пас­ка­ля, часть воды долж­на выйти из труб­ки, чтобы сум­мар­ное дав­ле­ние воз­ду­ха в труб­ке и стол­би­ка воды урав­но­ве­ши­ва­ло умень­шив­ше­е­ся ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние.

3. Ре­ше­ние.

Ответ: во­дя­ной пар об­жи­га­ет силь­нее.

Объ­яс­не­ние: по­верх­ность кожи при крат­ко­вре­мен­ном кон­так­те с водой по­лу­ча­ет энер­гию толь­ко за счёт охла­жде­ния тон­ко­го слоя воды в зоне кон­так­та. Если же на кожу по­па­дет пар, то энер­гия вы­де­ля­ет­ся как при кон­ден­са­ции пара, так и при охла­жде­нии об­ра­зо­вав­шей­ся на коже воды. И хотя масса об­ра­зо­вав­шей­ся воды может быть не­ве­ли­ка, про­цесс кон­ден­са­ции со­про­вож­да­ет­ся вы­де­ле­ни­ем боль­шо­го ко­ли­че­ства теп­ло­ты, что и вы­зы­ва­ет более силь­ный ожог.

4. Ре­ше­ние.

Ответ: из ке­ра­ми­че­ской.

Объ­яс­не­ние: по­сколь­ку теп­ло­про­вод­ность ме­тал­ла на­мно­го боль­ше теп­ло­про­вод­но­сти ке­ра­ми­ки, круж­ка из ке­ра­ми­ки будет на­гре­вать­ся го­раз­до мед­лен­нее и мед­лен­нее будет от­да­вать тепло губам. Из неё легче пить го­ря­чий чай.

5. Ре­ше­ние.

Ответ: оди­на­ко­вое.

Объ­яс­не­ние: от­но­си­тель­но плота ско­рость лодки оди­на­ко­ва по те­че­нию и про­тив те­че­ния и равна соб­ствен­ной ско­ро­сти лодки.

6. Ре­ше­ние.

Ответ: ра­бо­та силы тя­же­сти оди­на­ко­ва.

Объ­яс­не­ние: ра­бо­та силы тя­же­сти не за­ви­сит от формы тра­ек­то­рии, а за­ви­сит от на­чаль­но­го и ко­неч­но­го по­ло­же­ний тела.

7. Ре­ше­ние.

Ответ: вы­тал­ки­ва­ю­щая сила не из­ме­нит­ся.

Объ­яс­не­ние: вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на пла­ва­ю­щее в жид­ко­сти тело, урав­но­ве­ши­ва­ет силу тя­же­сти. Де­ре­вян­ный бру­сок, пла­ва­ю­щий в ке­ро­си­не, тем более не уто­нет в воде, так как плот­ность воды боль­ше плот­но­сти ке­ро­си­на. В воде и ке­ро­си­не вы­тал­ки­ва­ю­щие силы урав­но­ве­ши­ва­ют одну и ту же силу тя­же­сти, но при этом из­ме­ня­ет­ся объём по­гру­жен­ной части брус­ка.

8. Ре­ше­ние.

Ответ: вы­тал­ки­ва­ю­щая сила умень­шит­ся.

Объ­яс­не­ние: вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на бру­сок в воде, урав­но­ве­ши­ва­ет силу тя­же­сти. Де­ре­вян­ный бру­сок, пла­ва­ю­щий при пол­ном по­гру­же­нии в воде, уто­нет в ке­ро­си­не, так как плот­ность ке­ро­си­на мень­ше плот­но­сти воды. В ке­ро­си­не вы­тал­ки­ва­ю­щая сила будет мень­ше силы тя­же­сти и, сле­до­ва­тель­но, мень­ше вы­тал­ки­ва­ю­щей силы в воде.

9. Ре­ше­ние.

Ответ: шарик при­дет в ко­ле­ба­тель­ное дви­же­ние.

Объ­яс­не­ние: при при­бли­жении к ша­ри­ку кон­дук­тора элек­тро­фор­ной ма­ши­ны в ша­ри­ке воз­ни­ка­ет ин­ду­ци­ро­ван­ный заряд: од­но­имённый с кон­дук­то­ром заряд на даль­ней от кон­дук­то­ра сто­ро­не ша­ри­ка и раз­но­имённый — на ближ­ней. Шарик начнёт при­тя­ги­вать­ся к кон­дук­то­ру и со­при­коснётся с ним. После со­при­кос­но­ве­ния шарик по­лу­чит элек­три­че­ский заряд и от­толкнётся от кон­дук­то­ра. При­кос­нув­шись к про­во­дя­щей пла­сти­не, шарик пе­ре­даст ей боль­шую часть за­ря­да и качнётся назад. Затем он опять коснётся кон­дук­то­ра элек­тро­фор­ной ма­ши­ны, и про­цесс по­вто­рит­ся.

10. Ре­ше­ние.

Ответ: более силь­ные тор­мо­за дол­жен иметь гру­зо­вой ав­то­мо­биль.

Обос­но­ва­ние: масса гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля боль­ше, чем масса лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля, сле­до­ва­тель­но, при оди­на­ко­вых зна­че­ни­ях ско­ро­сти гру­зо­вой ав­то­мо­биль об­ла­да­ет боль­шей ки­не­ти­че­ской энер­ги­ей, чем лег­ко­вой, и для его оста­нов­ки долж­на быть со­вер­ше­на боль­шая ра­бо­та. Со­от­вет­ствен­но, при оди­на­ко­вом тор­моз­ном пути сила, вы­зы­ва­ю­щая тор­мо­же­ние, для гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля долж­на быть боль­ше, чем для лег­ко­во­го.

11. Ре­ше­ние.

Ответ: на­пи­сан­ное крас­ны­ми чер­ни­ла­ми слово не удаст­ся про­честь через стек­ло крас­но­го цвета (того же цвета, что и цвет чер­нил).

Объ­яс­не­ние: крас­ные чер­ни­ла по­гло­ща­ют свет всех цве­тов, кроме крас­но­го, а крас­ный свет от­ра­жа­ют. Белая бу­ма­га от­ра­жа­ет лучи всех цве­тов, но крас­ное стек­ло по­гло­ща­ет весь свет, кроме крас­но­го. В глаза по­па­дут оди­на­ко­вые лучи и от чер­нил, и от бу­ма­ги, по­это­му слово будет не­раз­ли­чи­мо.

12. Ре­ше­ние.

Ответ: не­об­хо­ди­мо по­ме­стить лед на крыш­ку со­су­да.

Обос­но­ва­ние: если по­ме­стить лед свер­ху, то охла­жде­ние со­су­да с со­дер­жи­мым будет идти наи­бо­лее быст­ро. Охла­жден­ные верх­ние слои жид­ко­сти в со­су­де будут опус­кать­ся, за­ме­ня­ясь теп­лой жид­ко­стью, под­ни­ма­ю­щей­ся снизу, пока не охла­дит­ся вся жид­кость в со­су­де. С дру­гой сто­ро­ны, охла­жден­ный воз­дух во­круг льда также будет опус­кать­ся вниз и до­пол­ни­тель­но охла­ждать сосуд.

13. Ре­ше­ние.

Ответ: мяч при­дет­ся под­ка­чи­вать.

Объ­яс­не­ние: при охла­жде­нии мяча в зале за­мед­лит­ся теп­ло­вое дви­же­ние мо­ле­кул воз­ду­ха, сле­до­ва­тель­но, умень­шит­ся дав­ле­ние внут­ри мяча. Чтобы вос­ста­но­вить преж­нее дав­ле­ние, мяч при­дет­ся под­ка­чать.

14. Ре­ше­ние.

Ответ: осад­ка уве­ли­чит­ся.

Обос­но­ва­ние: при пе­ре­хо­де из моря в реку вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на ко­рабль, не из­ме­ня­ет­ся. Вы­тал­ки­ва­ю­щая сила прямо про­пор­ци­о­наль­на про­из­ве­де­нию плот­но­сти жид­ко­сти на объём по­гружённой части тела (ко­раб­ля).Так как плот­ность прес­ной воды мень­ше, то объём по­гружённой части ко­раб­ля (осад­ка) дол­жен стать боль­ше.

15. Ре­ше­ние.

Ответ: из де­ре­ва.

Обос­но­ва­ние: суда для изу­че­ния маг­нит­но­го поля сле­ду­ет стро­ить из не­маг­нит­ных ма­те­ри­а­лов. Сталь­ные де­та­ли судна, на­маг­ни­чи­ва­ясь, могут своим маг­нит­ным полем по­ме­шать точ­ным из­ме­ре­ни­ям маг­нит­но­го поля Земли.

16. Ре­ше­ние.

Ответ: нет, нель­зя.

Обос­но­ва­ние: зву­ко­вые волны могут пе­ре­да­вать­ся толь­ко в среде (газах, жид­ко­стях, твёрдых телах) и не пе­ре­да­ют­ся через ва­ку­ум. Про­стран­ство между Землёй и Солн­цем за­пол­не­но ва­ку­у­мом.

17. Ре­ше­ние.

Ответ: яйцо раз­ле­тит­ся.

Объ­яс­не­ние: в твёрдом теле (варёное яйцо) дав­ле­ние пе­ре­даётся по на­прав­ле­нию дей­ствия силы, по­это­му об­ра­зу­ет­ся от­вер­стие. В жид­ко­стях, со­глас­но за­ко­ну Пас­ка­ля, дав­ле­ние пе­ре­даётся по всем на­прав­ле­ни­ям.

18. Ре­ше­ние.

Ответ: на боль­шую ве­ли­чи­ну из­ме­ни­лась внут­рен­няя энер­гия пер­во­го ша­ри­ка.

Объ­яс­не­ние: пер­вый шарик, упав на песок, оста­но­вил­ся; сле­до­ва­тель­но, из­ме­не­ние его внут­рен­ней энер­гии равно его на­чаль­ной ме­ха­ни­че­ской энер­гии, по­сколь­ку вся ме­ха­ни­че­ская энер­гия пре­вра­ти­лась во внут­рен­нюю энер­гию ша­ри­ка и песка. Вто­рой шарик от­ско­чил и под­нял­ся на не­ко­то­рую вы­со­ту; сле­до­ва­тель­но, из­ме­не­ние его внут­рен­ней энер­гии равно раз­но­сти его на­чаль­ной и ко­неч­ной по­тен­ци­аль­ной энер­гии.

19. Ре­ше­ние.

Ответ: тер­мо­мет­ры будут по­ка­зы­вать раз­ную тем­пе­ра­ту­ру.

Объ­яс­не­ние: тер­мо­метр, у ко­то­ро­го шарик за­копчён, по­ка­жет более вы­со­кую тем­пе­ра­ту­ру, так как за­копчённый шарик по­гло­ща­ет всё па­да­ю­щее на него из­лу­че­ние Солн­ца, а не­за­копчённый от­ра­жа­ет боль­шую часть па­да­ю­ще­го из­лу­че­ния.

20. Ре­ше­ние.

Ответ: не обя­за­тель­но. Мас­ля­ная плёнка может не за­крыть всю по­верх­ность воды.

Объ­яс­не­ние: тон­кая плёнка будет рас­те­кать­ся по по­верх­но­сти воды толь­ко до опре­делённых пре­де­лов, так как тол­щи­на плёнки не может быть мень­ше диа­мет­ра мо­ле­кул мас­ля­ной жид­ко­сти. Если пло­щадь по­верх­но­сти воды боль­ше мак­си­маль­но воз­мож­но­го раз­ме­ра мас­ля­но­го пятна, то плёнка не за­кро­ет всю по­верх­ность воды, если мень­ше, то за­кро­ет.

21. Ре­ше­ние.

Ответ: в пер­вом слу­чае вода осты­нет в боль­шей сте­пе­ни.

Объ­яс­не­ние: ско­рость охла­жде­ния умень­ша­ет­ся с умень­ше­ни­ем раз­но­сти тем­пе­ра­тур на­гре­то­го тела и окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха. По­это­му если сразу влить в го­ря­чую воду хо­лод­ную, даль­ней­шее осты­ва­ние будет про­хо­дить мед­лен­нее.

22. Ре­ше­ние.

Ответ: цепь замкнётся и лампа за­го­рит­ся.

Объ­яс­не­ние: когда доска начнёт сво­бод­но па­дать, то на­сту­пит со­сто­я­ние, близ­кое к со­сто­я­нию не­ве­со­мо­сти. Гиря прак­ти­че­ски ста­нет не­ве­со­мой и пе­ре­ста­нет дей­ство­вать на пла­сти­ну, пла­сти­на по­сте­пен­но вы­пря­мит­ся и замкнёт цепь.

23Ре­ше­ние.

Ответ: уро­вень воды по­ни­зит­ся.

Объ­яс­не­ние: ка­мень, ле­жа­щий на дне бас­сей­на, вы­тес­ня­ет воду в объёме сво­е­го тела. Для камня, пла­ва­ю­ще­го в лодке, вес вы­тес­нен­ной воды равен весу камня в воз­ду­хе. Учи­ты­вая, что плот­ность камня боль­ше плот­но­сти воды, по­лу­ча­ем, что в этом слу­чае объём вы­тес­нен­ной воды будет боль­ше объёма камня.

24. Ре­ше­ние.

Ответ: может.

Обос­но­ва­ние: све­то­вые лучи рас­про­стра­ня­ют­ся пря­мо­ли­ней­но. По­это­му рейка, тень на стене и иду­щие через концы рейки лучи об­ра­зу­ют тра­пе­цию. Для того чтобы ли­ней­ный раз­мер тени был боль­ше, чем ли­ней­ный раз­мер рейки, нужно, чтобы одна бо­ко­вая сто­ро­на этой тра­пе­ции (тень) была боль­ше дру­гой сто­ро­ны (рейки). При­мер рас­по­ло­же­ния рейки, све­то­вых лучей и стены, от­ве­ча­ю­щий этому тре­бо­ва­нию, по­ка­зан на ри­сун­ке.

25. Ре­ше­ние.

Ответ: может.

Обос­но­ва­ние: если по­ка­за­тель пре­лом­ле­ния среды, в ко­то­рой на­хо­дит­ся дво­я­ко­вы­пук­лая линза, боль­ше, чем по­ка­за­тель пре­лом­ле­ния ма­те­ри­а­ла линзы, то линза будет рас­се­и­вать па­да­ю­щий на неё па­рал­лель­ный све­то­вой пучок. По­это­му если дво­я­ко­вы­пук­лую стек­лян­ную линзу по­гру­зить в жид­кость с по­ка­за­те­лем пре­лом­ле­ния боль­шим, чем у стек­ла, то такая линза будет рас­се­и­ва­ю­щей.

26. Ре­ше­ние.

Ответ: кубик дви­жет­ся с по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щим по мо­ду­лю уско­ре­ни­ем.

Обос­но­ва­ние: так как сила при­тя­же­ния со сто­ро­ны по­лю­са по­сто­ян­но­го маг­ни­та воз­рас­та­ет по мере при­бли­же­ния же­лез­но­го ку­би­ка к по­лю­су, то со­глас­но вто­ро­му за­ко­ну Нью­то­на уско­ре­ние ку­би­ка будет воз­рас­тать по мере его при­бли­же­ния к этому по­лю­су.

27. Ре­ше­ние.

Ответ: кубик дви­жет­ся с по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щим по мо­ду­лю уско­ре­ни­ем.

Обос­но­ва­ние: так как сила при­тя­же­ния со сто­ро­ны по­лю­са по­сто­ян­но­го маг­ни­та воз­рас­та­ет по мере при­бли­же­ния же­лез­но­го ку­би­ка к по­лю­су, то со­глас­но вто­ро­му за­ко­ну Нью­то­на уско­ре­ние ку­би­ка будет воз­рас­тать по мере его при­бли­же­ния к этому по­лю­су.

28. Ре­ше­ние.

Ответ: в со­су­де 1.

Обос­но­ва­ние: дав­ле­ние газа за­ви­сит от числа со­уда­ре­ний мо­ле­кул газа о стен­ки со­су­да в еди­ни­цу вре­ме­ни. Число со­уда­ре­ний мо­ле­кул за­ви­сит от ско­ро­сти ха­о­ти­че­ско­го дви­же­ния мо­ле­кул, ко­то­рая, в свою оче­редь, за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры — с уве­ли­че­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры ско­рость ха­о­тич­но­го (теп­ло­во­го) дви­же­ния мо­ле­кул газа уве­ли­чи­ва­ет­ся. Так как тем­пе­ра­ту­ра газа в тёплом по­ме­ще­нии боль­ше тем­пе­ра­ту­ры газа в хо­лод­ном по­ме­ще­нии, то и ско­рость мо­ле­кул, и дав­ле­ние газа в пер­вом со­су­де, раз­мещённом в тёплом по­ме­ще­нии, будут боль­ше.

29. Ре­ше­ние.

Ответ: бру­сок 1.

Обос­но­ва­ние: так как массы, удель­ные теплоёмко­сти и на­чаль­ные тем­пе­ра­ту­ры брус­ков оди­на­ко­вы, в них за­па­се­но оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство теп­ло­ты. Теп­ло­про­вод­ность брус­ка 1 боль­ше, чем теп­ло­про­вод­ность брус­ка 2. Зна­чит, бру­сок 1 быст­рее пе­ре­даёт энер­гию из­нут­ри к воз­ду­ху. Сле­до­ва­тель­но, он быст­рее охла­дит­ся.

30. Ре­ше­ние.

Ответ: розы будут ка­зать­ся чер­ны­ми.

Объ­яс­не­ние: их цвет за­ви­сит от света, ко­то­рый по­па­да­ет к Диме в глаза. Крас­ные розы по­гло­ща­ют все цвета, кроме крас­но­го, а крас­ный цвет от­ра­жа­ют. Зе­ле­ное стек­ло по­гло­ща­ет весь свет, кроме зе­ле­но­го. Но зе­ле­но­го цвета нет в свете, ко­то­рый от­ра­жа­ют розы, – они его по­гло­ти­ли. К Диме в глаза через зе­ле­ное стек­ло не по­па­дет ни­ка­ко­го света от крас­ных роз – они по­ка­жут­ся чер­ны­ми.

31. Ре­ше­ние.

Ответ: лужа ка­жет­ся свет­лым пят­ном на фоне более тем­ной до­ро­ги.

Объ­яс­не­ние: и лужу, и до­ро­гу осве­ща­ют толь­ко фары встреч­но­го ав­то­мо­би­ля. От глад­кой по­верх­но­сти воды свет от­ра­жа­ет­ся зер­каль­но, то есть впе­ред, и по­па­да­ет в глаза пе­ше­хо­ду. По­это­му лужа будет ка­зать­ся ярким пят­ном. От ше­ро­хо­ва­той по­верх­но­сти до­ро­ги свет рас­се­и­ва­ет­ся и в мень­шей сте­пе­ни по­па­да­ет в глаза пе­ше­хо­ду.

32. Ре­ше­ние.

Ответ: алю­ми­ни­е­вый шар под­нять легче.

Объ­яс­не­ние: легче под­нять тот шар, на ко­то­рый дей­ству­ет боль­шая сила Ар­хи­ме­да. Плот­ность стали боль­ше плот­но­сти алю­ми­ния, сле­до­ва­тель­но, при рав­ной массе объем алю­ми­ни­е­во­го шара боль­ше. Сила Ар­хи­ме­да прямо про­пор­ци­о­наль­на объ­е­му по­гру­жен­но­го тела, по­это­му на алю­ми­ни­е­вый шар будет дей­ство­вать боль­шая сила Ар­хи­ме­да.

33. Ре­ше­ние.

Ответ: вы­тал­ки­ва­ю­щие силы оди­на­ко­вы.

Объ­яс­не­ние: вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на тело, пла­ва­ю­щее в жид­ко­сти, урав­но­ве­ши­ва­ет силу тя­же­сти. По­сколь­ку в обеих жид­ко­стях (в воде и ке­ро­си­не) брус­ки пла­ва­ют, то вы­тал­ки­ва­ю­щие силы, урав­но­ве­ши­ва­ю­щие одну и ту же силу тя­же­сти, будут равны.

34. Ре­ше­ние.

Дав­ле­ние камня на дно можно рас­счи­тать по сле­ду



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: