Конспект
Образовательной деятельности
По развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Цель: обобщить знания детей по теме «Профессии ».
Программные задачи:
- закрепить представление детей о разнообразии профессий, о их значимости в
жизни человека;
- развивать монологическую форму речи (умение объяснить
не логическую ситуацию);
- развивать у детей навык строить предложения со словами-предметами,
словами-признаками, словами-действиями, развивать творческое воображение;
- формировать умение составлять и графически записывать предложения, делать
анализ предложения;
- развивать навык составления рассказа по опорной схеме;
- развивать речевую активность, диалогическую речь ( посредством ответов на
вопросы, диалога);
- расширять словарный запас (интервью, репортёр, респондент);
- воспитывать навыки совместной деятельности в коллективе,
доброжелательное отношение друг к другу;
- формироватьспособность выражать словом свои чувства, уметь
согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Оборудование: текст письма; сундучок с картинками о профессиях; мяч,
демонстрационные сюжетные картинки: действия стоматолога, художника,
строителей; карточки и фломастеры по количеству детей, влажные салфетки,
опорная схема-план для составления рассказа, микрофон; видеозапись
физкультурно минутки.
Ход.
Мотивация.
Воспитатель: ребята мне пришло сообщение от знакомой учительницы Нины Ивановны, и я хочу прочитать его вам. Вот послушайте:
«Я дала своим первоклашкам такое задание — рассказать о своей будущей профессии. И вот что получилось……»
|
Лера: Я мечтаю работать врачом в ресторане. Врач готовит очень вкусные щи и печет торты. У меня будет очень важная работа и поэтому я должна научиться делать красивые причёски.
Саша: Я буду работать строителем. Строитель работает в школе, он учит детей грамотно писать. Для работы мне обязательно будут нужны: белый халат, шприц и кастрюля. Я очень хочу научиться красить стены, чтобы управлять самолётом.
Воспитатель: Ребята, вы всё поняли, что рассказали Лера и Саша о том кем бы они хотели стать?
Ответы детей: Да, ребята всё напутали.
Воспитатель: А что не неправильно написали дети? Докажите что они всё напутали.
Ответы детей: Врач не работает в ресторане, он лечит людей, а в ресторане работает повар….. и. т. д.
Воспитатель: Молодцы вы верно заметили ошибки, которые допустили Лера и Саша.
Воспитатель: Вы тоже скоро пойдёте в первый класс, и мне бы не хотелось, чтобы с вами такое произошло. А чтобы всё знать о профессиях и правильно
рассказывать о своей будущей профессии я предлагаю вам отправиться в необычный мир – мир профессий.
Прошу вас пройти и сесть на ковёр (в круг).
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Воспитатель: Давайте подумаем: для чего работают люди?
Ответы детей: Люди работают, чтобы зарабатывать деньги….и т.д.
Воспитатель: А я думаю, люди работают, чтобы приносить пользу.
Игровое упражнение: «Сундучок профессий». (см. приложение №1)
Воспитатель: Ребята у меня есть «Сундучок профессий». Я предлагаю вам достать из сундучка картинку, рассмотреть свою картинку, сказать название профессии и рассказать какую пользу приносят люди этой профессии.
|
(Воспитатель проносит перед ребятами сундучок, и ребята достают картинки, а потом по желанию, по очереди выполняют задание).
Ответы детей: Врач лечит людей, чтобы они не болели и жили долго и счастливо…. и. т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень интересно рассказали о пользе профессий.
Игровое упражнение: «Загадочный предмет»
Воспитатель: Людям любой профессии для работы необходимы определённые предметы, орудия труда, инструменты или оборудование. Без них они не смогут выполнять свою работу. И я предлагаю поиграть в игру «Загадочный предмет ». Для этого прошу вас встать в круг.
В этой игре нам поможет мяч. При помощи мячика мы выбираем водящего.
Водящему я шепчу на ушко слово-предмет, орудие труда или инструмент, которым пользуется специалист.
А водящий придумывает для вас загадку про этот предмет: должен описать предмет, назвать действие с этим предметом.
Ваша задача сказать, что запредмет загадал водящий и человеку, какой профессии он необходим в работе.
Условие игры: выслушать водящего, не перебивать его, не спешить дать ответ, а лучше подумать и ответить правильно.
(Проводится игра. Во время игры воспитатель напоминает правила игры, по необходимости, наводящими вопросами, помогает водящим правильно загадать загадку.)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята прошу пройти и сесть за столы. И мы продолжим наш разговор о профессиях.
Игровое упражнение: «Составь предложение» (см. приложение №2)
|
(Дети работают за столами, воспитатель - у доски.
На столах, у каждого ребенка карточка, фломастер черного цвета, влажная салфетка)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю составить предложение о том, что делает человек определённой профессии. Напомните мне, что такое предложение?
Ответы детей: предложение – это когда мы говорим несколько слов.
Воспитатель: Верно, предложение - это одно или несколько слов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку.
(«Художник рисует картину»).
Воспитатель: Какое предложение мы можем составить по этой картинке?
Ответы детей: «Художник рисует картину».
Воспитатель: А давайте так составим это предложение:
«Художник рисует картину»
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Ответы дети: В этом предложении три слова.
Воспитатель: Давайте посчитаем и проверим сколько хлопков мы сделали.
(дети хлопают и считают хлопки).
Ответы детей: Три слова.
Воспитатель: Верно, в этом предложении три слова.
Воспитатель: Как начинается первое слово в предложение?
Ответы детей: Первое слово в предложение начинается с большой буквы.
Воспитатель: А что ставиться в конце предложения?
Ответы детей: В конце предложения ставиться точка.
Воспитатель: Ребята давайте вместе составим схему этого предложения.
Воспитатель: И так, первое слово в предложении начинается с большой буквы (поднимем руку вверх), значит, мы рисуем вертикальную полоску, затем рядом рисуем прямоугольник – это первое слово, отступаем место и рисуем второй прямоугольник – это второе слово, еще отступаем место и рисуем третий прямоугольник – это третье слово, и затем ставим точку. (Воспитатель на доске рисует схему предложения, а дети выполняют задание в индивидуальных карточках)
Воспитатель: Ребята, скажите какое первое слово в этом предложении? А какое второе слово? И третье слово будет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку, и составьте следующее предложение. («Стоматолог лечит зубы»)
Ответы детей: Доктор лечит зубы.
Воспитатель: А я бы составила такое предложение: «Стоматолог лечит мальчику зубы».
Воспитатель: Сколько слов в моем предложении?
Ответы детей: В этом предложении четыре слова.
Воспитатель: Давайте проверим – посчитаем хлопки. (Дети выполняют)
Воспитатель: Верно, в этом предложении четыре слова.
Воспитатель: Ребята, а теперь самостоятельно составьте схему этого предложения.
(Дети самостоятельно составляют схему предложения в индивидуальных карточках)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим вместе это задание. (Воспитатель рисует схему на доске и комментирует свои действия.)
Воспитатель: Вы сказали в этом предложении 4 слова, какое первое слово? Как оно начинается? Какое второе слово, какое третье слово, и четвертое слово…? Что ставиться в конце предложения?
(Ответы детей)
Воспитатель: Проверьте свои схемы, правильно вы составили это предложение.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку и составьте предложение по этой картинке. («Строители строят дома »)
Ответы детей: Строители строят дома.
Воспитатель: А я бы так составила предложение: «Строители строят большой микрорайон».
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Ответы детей: В этом предложении тоже четыре слова.
Воспитатель: Давайте проверим – посчитаем хлопки. (Дети выполняют)
Воспитатель: Верно, в этом предложении четыре слова.
Воспитатель: Составьте схему этого предложения.
(Дети выполняют задание, затем все вместе проверяют выполнение задания)
Воспитатель: ребята, вы хорошо потрудились, предлагаю передохнуть и выйти на музыкальную физическую минутку.