ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ШЕЛЬФОВЫХ ПРОЕКТАХ МИРОВЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ




Л.А. Ильина

д.э.н., доцент, зав.кафедрой «Экономика промышленности и производственный менеджмент» Самарского государственного технического университета, г.Самара

В.С. Тихонов

к.э.н, доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент» Самарского государственного технического университета, г.Самара

leasingagro@mail.ru

 

В статье представлен обзор инновационных технологий, используемых при реализации шельфовых проектов нефтегазовыми компаниями мира и РФ, отражены критерии эффективности используемых технологических решений, а также рассматриваются перспективы применения инновационных методов при реализации аналогичных проектов на континентальном шельфе.

Ключевые слова: инновационные технологии, шельфовые проекты, добыча нефти, нефтегазовые компании.

 

Согласно «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» в качестве ключевых направлений развития выделены комплексное социально-экономическое развитие региона, развитие науки и технологий, создание информационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности и международное сотрудничество в Арктике [1].

Государственное социально-экономическое регулирование и управление предусматривает первоочередное стимулирование и поддержку компаний, осуществляющих освоение и эксплуатацию углеводородных месторождений в Арктической зоне с применением инновационных технологий. Софинансирование новых проектов с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных средств должно способствовать развитию Арктических территорий, включая создание инфраструктуры, использование альтернативных и возобновляемых источников энергии, применение принципов энергосбережения при выборе ресурсов и технологий. Дополнительным направлением технологического развития является обеспечение экологической безопасности за счет создания и развития инновационных систем обращения с отходами путем их возвратного использования в производственных процессах.

Реализация углеводородных проектов на территории Арктики одновременно будет стимулировать развитие смежных направлений промышленного производства. Весомая ресурсная база Арктической зоны РФ способна обеспечить растущие потребности в углеводородном сырье как одном из стратегических видов ресурсов страны. Эффективное использование этой ресурсной базы возможно при условиях интенсивного комплексного изучения шельфовой зоны, внедрения инновационных технологических решений, способствующих значительно снизить риски инвестирования, связанные с климатическими особенностями региона добычи.

Практически во всех реализуемых шельфовых проектах в РФ в настоящее время используются исключительно иностранные технологии. Данный факт обусловлен в первую очередь тем, что проекты на Арктическом шельфе ведутся совместно российскими и зарубежными компаниями. Самостоятельно даже крупнейшие представители нефтегазового комплекса РФ не в состоянии обеспечить полное технологическое сопровождение проекта с возможностью минимизации сроков реализации и инвестиционных затрат. В свою очередь зарубежные партнеры российских компаний заинтересованы в реализации этих проектов, как в возможности продвижения своих инновационных технологических решений и доступа к российским запасам углеводородов на основе соглашений о разделе продукции.

Казалось бы, данное партнерство должно носить для обеих сторон исключительно позитивных характер. Однако, при реализации проектов в условиях усиления санкционных мер, принимаемых правительствами конкурирующих стран, вложение нескольких десятков миллиардов долларов на фоне падения цен на нефть может привести к резкому снижению эффективности и убыточности шельфовых месторождений.

В настоящее время, добыча углеводородов на континентальном шельфе является стратегической целью большинства нефтегазовых компаний, в том числе и отечественных.

Специалисты отрасли по разным данным представляют ориентировочные оценки запасов углеводородных ресурсов континентального шельфа на уровне 100 миллиардов тонн, а до 80 % потенциальных углеводородных запасов РФ сосредоточены на шельфе Арктики, из которой наиболее изучены шельфовые зоны Баренцева, Печорского и Карского морей. Роснефть и Газпром-нефть уже осваивают и начинают эксплуатацию месторождений в данном регионе.

В целом шельфовые проекты реализуются отечественными и зарубежными компания достаточно давно, а разработка месторождений началась задолго до того, как стали активно изучать данное направление добычи.

В частности, проект «Сахалин-1» (международный проект), оператором которого является дочернее предприятие американской компании ExxonMobil – один из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями. Этот проект иллюстрирует эффективность применения передовых технологических решений, для нефтегазовой отрасли и позволяет в значительной степени обеспечить дополнительным объемом ресурсов растущий спрос на углеводордное сырье.

«Сахалин-1» – это междунароный консорциум, в который входят такие компании, как «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочернее предприятие американской компании ExxonMobil, с долей участия – 30%; «Роснефть» через свои аффилированные организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%); Японский консорциум «СОДЭКО» (30%); Индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лтд.» (20%) [2].

Другой успешный шельфовый проект, реализуемый с применением инновационных технологий, Ормен Ланге - крупное газовое месторождение на территории континентального шельфа Норвегии, открытое в 1997 году. Запасы Оценочная величина запасов находится на уровне 400 миллиардов кубометров газа и 29 миллионов кубометров газового конденсата. Разработку ведут несколько международных компаний – StatoilHydro (28,8 %), Shell (17,2 %), Petoro (36 %), DONG Energy (10,9 %) и ExxonMobil (7,2 %) [3].

Промышленную добычу нефти в Российской Арктике в настоящее время ведёт одна российская компания – «Газпром-нефть» в Печорском море. Месторождение «Приразломное» уникально тем, что в арктических условиях бурение, добыча, хранение, подготовка, и отгрузка нефти ведется с российской морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», полностью спроектированной и построенной на отечественном предприятии в Северодвинске.

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году эта цифра была увеличена более чем 2,5 раза. Важнейшим этапом развития проекта «Приразломное» стал ноябрь 2015 года, когда на месторождении была добыта миллионная тонна первой российской арктической нефти [4].

В 2014 году на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в период короткого летнего сезона пробурена самая северная арктическая скважина Университетская-1 в акватории Карского моря, подтвердившая наличие залежей углеводородов в перспективном нефтегазовом бассейне. По результатам бурения скважины Университетская-1 открыто нефтегазовое месторождение «Победа» [5].

Стратегическая направленность России на активное освоение шельфовых территорий заложили основу международного сотрудничества «Роснефти» с ведущими мировыми корпорациями нефтегазового сектора. Кроме значительных инвестиций, весомым вкладом этих компаний являются инновационные технологии, способствующие реализации технически сложных шельфовых проектов. Признавая высокий уровень технологического развития зарубежного нефтегазового комплекса, частью сотрудничества является реализация программы обмена техническими и управленческими кадрами, способными адаптировать технологические решения к российским условиям деятельности.

Используемые в рассмотренных ранее проектах технологические решения представлены такими, как:

1. Буровая установка «Ястреб» (Сахалин-1), используемая на месторождении Чайво (в 2 этапа). 1 этап, с 2005 по 2009г.г. - пробурено 20 скважин, достигших рекордных показателей по общей протяженности, длине горизонтального участка и скорости проходки. 2 этап, с 2011 г.г. - пробурено 20 скважин, достигших рекордных показателей по общей протяженности, длине горизонтального участка и скорости проходки [2];

2. На месторождении Ormen Lange (Statoil), расположенном в Баренцевом море и осваиваемом с 2007 года используются подводные технологии добычи и подготовки углеводородов. В начале его освоения, на этапе бурения добывающих скважин, на каждом устье была установлена донная плита с буровыми окнами, на которую после заканчивания скважин был помещен подводный комплекс добычи (ПДК). Он включает в себя весь необходимый комплекс устьевого оборудования скважины для обеспечения безопасного извлечения углеводородного сырья [6];

3. При реализации шельфового проекта в Арктике «Газпром-нефть» использует МЛСП «Приразломная», которая предназначена для круглосуточной эксплуатации в течение 25 лет в экстремальных природно-климатических условиях при циклических нагрузках дрейфующих льдов. Данная платформа – гравитационного типа, состоящая из опорного основания и верхнего строения, включающего жилой и вспомогательные модули, комплексы для бурения, добычи, хранения нефти и отгрузки нефти, выработки электроэнергии [4].

Относительно инновационных разработок, применяемых в шельфовых проектах, следует отметить такие факты:

1) Наземная БУ «Ястреб» спроектирована специально для проекта «Сахалин-1» и является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли. Она предназначена для бурения с берега скважин с большим отходом забоя от вертикали (БОВ). Такая технология бурения скважин позволяет сократить высокие капитальные и эксплуатационные затраты на крупные морские сооружения, а также значительно снизить отрицательное воздействие на экологически уязвимые прибрежные районы [2].

2) На объектах проекта «Сахалин-1» при бурении используются уникальные технологии, запатентованные компанией ExxonMobil - технология обеспечения устойчивости ствола (Integrated Hole Quality) и технология процесса ускоренного бурения (Fast Drill). С помощью технологии обеспечения устойчивости ствола для более успешного бурения «Эксон Нефтегаз Лимитед» смогла учесть широкий спектр взаимозависимых переменных параметров проектирования, таких как прочность пород, напряжение в породах и гидравлические характеристики скважины. А технология процесса ускоренного бурения представляет собой уникальный метод последовательного анализа энергетических показателей процесса бурения, который позволяет максимально повысить эффективность проходки каждого метра ствола [2].

3) В проекте Statoil по подводной добыче после извлечения углеводородного сырья многофазовый поток, состоящий из смеси углеводородов (нефти, газа и конденсата), песка и воды по 160-километровому подводному трубопроводу транспортируется на перерабатывающий комплекс, расположенный на ближайшем острове, где происходит разделение и очистка углеводородов. После этого газ сжижается и подготавливается к загрузке в танкеры, а отделенный углекислый газ закачивается обратно в скважины [6].

4) На месторождении Tordis, расположенном в Северном море, компания Statoil при добыче углеводородов осуществляет подводную подготовку извлеченных углеводородов к дальнейшей транспортировке. Производится разделение нефти, газа и песка с помощью подводных сепараторов [6].

В исследовании, над которым работала группа американских экспертов во главе с председателем Совета директоров ExxonMobil Рексом Тиллерсоном, шельф назван «основой обеспечения долгосрочной устойчивости мирового нефтеобеспечения», а ресурсы России на шельфе – «наиболее перспективными». В районах, которыми наша страна уже владеет и на которые претендует, находится более 60 процентов всех запасов Арктического шельфа. Прилегающий к территории России шельф может стать в XXI веке основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 миллиона квадратных километров российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют шесть миллионов - то есть почти вся его площадь, из них четыре миллиона квадратных километров - это наиболее перспективные участки. По оценкам специалистов, к 2050 году континентальный шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи [7].

Шельфовые проекты - это проекты полного цикла: затраты на логистику и инфраструктуру здесь значительно выше, чем на бурение. Однако эффект от разработки континентального шельфа не сводится только к получению прямой прибыли, есть и другие положительные моменты. В первую очередь это развитие инноваций, спрос на которые, как правило, возникает там, где без них хозяйственная деятельность затруднена или вообще невозможна. Тяжелые условия, в которых ведется добыча на шельфе, сверхсложные задачи, стоящие перед специалистами, - все это делает шельфовые проекты драйвером научно-технической революции [7].

Большая часть шельфа России сосредоточена в Арктической зоне с экстремальными природно-климатическими условиями. Главными проблемами при освоении арктического шельфа являются сложная ледовая обстановка, в частности опасность айсбергов, и отсутствие круглогодичного доступа плавучих технических средств. В таких условиях наиболее эффективными являются подводные технические средства освоения шельфа: трубопроводы, буровые установки, перекачивающие комплексы, комплексы подготовки. У отечественных компаний есть опыт производства плавучих технических средств освоения шельфа, но все достижения в этой сфере осуществлялись в иных экономических условиях функционирования нашего государства [6].

Россия обладает уникальным по своему нефтегазовому потенциалу шельфом арктических морей и высокоинтеллектуальными человеческими ресурсами. В сегодняшних политических и финансовых условиях у РФ появился последний, долгое время отсутствовавший, стимул к интенсивному развитию собственных современных и перспективных нефтегазовых технологий и созданию передовой отечественной нефтегазовой промышленности – запрет на импорт иностранных технологий освоения шельфовых месторождений углеводородов. Несомненным является тот факт, что при правильном и своевременном создании стимулирующих финансово-организационных условий со стороны государства и национальных нефтегазовых компаний на российском шельфе будут реализовываться крупнейшие в мире нефтегазовые проекты с наивысшими показателями по эффективности и безопасности и с использованием отечественной инновационной техники и технологий [6].

 

Список использованной литературы

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://government.ru/info/18360/.

2. Сайт проекта «Сахалин-1» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sakhalin-1.ru/.

3. Ормен Ланге – крупное газовое месторождение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.norge.ru/ormenlange/.

4. Приразломное месторождение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/pnm/.

5. Шельфовые проекты - Роснефть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/business/Upstream/offshore/.

6. Васильев Б. Подводные технологии освоения арктического шельфа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pro-arctic.ru/29/03/2016/technology/20833.

7. С космическим размахом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/06/07/rosneftarctic/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: