к.э.н., доцент кафедры «Мировая экономика и экономическая теория»
Волгоградского государственного технического университета, г.Волгоград
На основе анализа данных о проведении российскими фармацевтическими компаниями IPO сделан вывод о тенденциях развития этого процесса на рынке Российской Федерации. Дана краткая характеристика самого понятия IPO, проведен обзор наиболее известных фондовых бирж, а также рассмотрены случаи проведения IPO российскими фармацевтическими компаниями.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, первичное публичное размещение, листинг, фондовые биржи, IPO.
В последние несколько лет российские фармацевтические компании проявляют все больший интерес к проведению IPO. В классическом понимании, IPO (от англ. initial public offering) – это «первичное размещение компанией акций на фондовой бирже или первая публичная продажа акций компании». Целью поведения IPO является возможность получить объективную рыночную оценку стоимости компании. Помимо этого, продажа акций компании позволяет привлечь значительные финансовые средства на дальнейшее ее развитие. Процессы IPO тесно связаны с процессами слияний и поглощений на фармацевтическом рынке. Посредством эмиссии акций собственники могут продать их по приемлемой цене, тем самым диверсифицировав свои активы. Проведение IPO является одним из основных направлений деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. Это может быть удобно в случае, если собственник хочет выгодно выйти из бизнеса. Кроме того, проведение IPO положительно влияет на имидж компании в связи с тем, что «процесс проведения IPO требует публичного освещения основных показателей деятельности», раскрытию финансовой отчетности, что, усиливает ее конкурентные позиции. В настоящее время на мировом рынке капитала доминируют несколько бирж, которые «характеризуются самой высокой капитализацией, значительными объемами торгов и наибольшей ликвидностью. Это Нью-Йоркская (NYSE), Лондонская (LSE), Токийская (TSE) фондовые биржи и американская электронная биржа (NASDAQ)».
|
Наибольшей популярностью у российских компаний при проведении IPO пользуется Лондонская фондовая биржа. Связано это с тем, что расходы на организацию публичного размещения акций являются более низкими по сравнению с проведением IPO на американских площадках. Совокупные расходы на прохождение листинга составляют 3-4% от объема привлеченных средств, в США – 6-7%.
Компании, которые планируют выпустить свои ценные бумаги на крупнейшей в мире электронной бирже NASDAQ, должны соответствовать определенным минимальным требованиям. Взносы, взимаемые с компаний, которые торгуются на этой фондовой бирже, зависят от количества выпущенных акций. У российских компаний NASDAQ не пользуется высокой популярностью по причине удаленности последней и высокой стоимости размещения акций.
Помимо названных выше фондовых бирж, существует еще одна, это Московская биржа, образовавшая путем объединения Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) с ОАО «Фондовая биржа РТС» в декабре 2011 года. По данным на май 2015 года капитализация рынка акций составила 28,4 трлн. рублей. Количество участников, прошедших листинг, составило 253 компании.
Первопроходцем среди российских фармацевтических компаний в проведении IPO стала «Аптечная сеть 36,6». Необходимо отметить, что компания «Аптечная сеть 36,6» активно осуществляет рекламную кампанию по продвижению своего бренда. Аптечная сеть была создана в 1991 году. В конце 2013 года компания объединилась с сетью «A.V.E.». По данным исследовательского агентства «DSM Group» в рейтинге аптечных сетей за 1-ое полугодие 2015 года «A.V.E. Group» заняла второе место с долей 3,2%. В настоящее время аптечная сеть насчитывает 863 аптеки. Размещение первичных акций состоялось в январе 2013 года. Биржей размещения стала Московская межбанковская валютная биржа. Было размещено 1,6 млн. ценных бумаг, цена размещения составила 9 долларов. По итогам проведения IPO объем привлеченных средств составил 14 млн. долларов США.
|
Второй компанией, разместившей свои акции, стала компания «Верофарм». «Верофарм» – ведущая российская фармацевтическая компания, один из крупнейших отечественных производителей дженериков, а также онкологических препаратов и медицинских пластырей. Компания «Верофарм» была основана 21 января 1997 года акционерами аптечной сети «36,6». По данным «DSM Group» «Верофарм» занимает 5-е место по объему продаж среди отечественных производителей в стоимостном выражении за 2014 год. В 2006 году «Верофарм» вышел на IPO. Стоимость одной акции составила 28 долларов, сумма привлеченных средств – 140 млн. долл. Акции были размещены на фондовой бирже РТС. Позднее, в сентябре 2013 года, 52,01% акций компании за 5 млрд. рублей купила компания «Гарден Хиллс». В феврале 2014 года «Гарден Хиллс» увеличил долю в «Верофарме» с 52,01% до 81,12%. А в июне 2014 года американская корпорация Abbott объявила о покупке «Верофарма» за 631 млн. долл. Сделка была закрыта в декабре 2014 года.
|
ПАО «Фармстандарт» в 2007 году разместила свои акции в РТС и депозитарные расписки на Лондонской фондовой бирже. Проведение IPO оказалось успешным, вызвало интерес, как у российских, так и у иностранных инвесторов. Стоимость акций установилась по верхней границе диапазона и составила 58,2 доллара, за расписку – 14,5 долл. Капитализация компании по итогам IPO составила 2,2 млрд. долл. Объем привлеченных средств достиг 880 млн. долл. Таким образом, «Фармстандарт» можно считать первой российской фармацевтической компанией, чьи акции котируются на международном рынке.
«Протек» – одна из крупнейших российских фармацевтических компаний, работающая во всех основных сегментах фармацевтической отрасли: дистрибьюции, аптечной торговле и производстве. В апреле 2010 года компания провела IPO. Акции были размещены на РТС и ММВБ. Стоимость акций, 3,5 доллара за акцию, установилась ближе к нижней границе ценового коридора, определенного компанией накануне на уровне 3,1-4,5 долл., а объем IPO составил 400 млн. долл. Средства, полученные в результате размещения, использованы преимущественно для развития розничного и производственного сегментов.
«Фармсинтез» – одна из ведущих российских фармацевтических компаний, с 1997 года осуществляющая полный цикл производства от синтеза активных молекул до выпуска современных готовых лекарственных форм. Выпускает препараты, применяемые в онкологии, онкоурологии, хирургии, гастроэнтерологии, гинекологии, эндокринологии, реаниматологии и радиоизотопной диагностике. «Фармсинтез» провел IPO в ноябре 2010 года. Объем привлеченных средств составил всего 528 млн. рублей. Стоимость одной акции установилась на отметке 24 рубля. Биржей проведения IPO стала ММВБ.
Рекордсменом среди российских фармацевтических компаний стала группа компаний «Мать и дитя». «Мать и дитя» входит в группу MD Medical Group. Компания оказывает частные медицинские услуги в области женского и детского здоровья и в настоящее время насчитывает 4 ультрасовременных высокотехнологичных госпиталя и 25 клиник, расположенных в 13 городах России, а также в Киеве. Компания разместилась на IPO в Лондоне по цене в 12 долларов за одну глобальную депозитарную расписку. Общий объем размещения составил 311 млн. долл.
Таким образом, в результате изучения опыта проведения IPO на фармацевтическом рынке Российской Федерации, было установлено, что отечественные фармацевтические компании отдают предпочтение российским биржам. Это обусловлено их близостью и более простой процедурой проведения IPO. В качестве положительной тенденции необходимо выделить интерес к отечественным компаниям не только со стороны российских, но и иностранных инвесторов. Распространяющаяся практика IPO является качественно новым этапом взаимодействия российской экономики с мировым финансовым рынком.
Список использованной литературы
1. Википедия [Электронный ресурс] // Нью-Йоркская фондовая биржа – Электронные данные. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нью-Йоркская_фондовая _биржа.
2. Новости IPO [Электронный ресурс] // Официальный сайт РБК QUOTE – Электронные данные. – URL: https://quote.rbc.ru/shares/ipo/.
3. Евстратов, А.В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А.В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 3 (137). – С. 32-37.
4. Евстратов, А.В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А.В. Евстратов, В.С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. – 2016. – № 1 (41). – С. 35-40.
5. Евстратов, А.В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А.В. Евстратов, Г.А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 1 (135). – С. 49-54.
6. Пушкарев, О.Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О.Н. Пушкарев, А.В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – №1. – С. 62-66.
7. Евстратов, А.В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А.В. Евстратов, Г.А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2016. – № 1 (180). – С. 64-69.
8. Фридман, Ю.А. IPO-дромы для российских фармацевтических компаний / Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Н.А. Оськина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2008. № 2. – С.109-115.
9. Дубова, Ю.И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю.И. Дубова, А.В. Евстратов, А.Ю. Заруднева; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 96 с.