Шеринг (от англ. to share — делиться) — анализ представленных участниками результатов работы в категориях «здесь и сейчас».м Шеринг (от англ. to share — делиться) — анализ представленных участниками результатов работы в категориях «здесь и сейчас».
Обзор
По моему мнению, организация обсуждения, наряду с сопереживанием, является важнейшим навыком в работе ведущего. Управление процессом обсуждения — это весьма специфическое умение.
В данном контексте обсуждение — это деятельность, проводимая в конце каждого занятия и в завершение групповой работы. Шеринг в конце каждого занятия начинается с определенных вопросов по поводу того, что происходило на занятии. Обсуждение этих вопросов помогает детям закрепить знания и навыки, полученные на занятии. Заключительное обсуждение групповой работы охватывает все рассмотренные на группе проблемы и дает возможность каждому подвести итог своей работы и понять, над чем следует работать дальше уже самостоятельно.
В этом разделе мы рассмотрим, как организовывать шеринг в конце каждого занятия. Заключительное обсуждение описано в третьей части книги в разделе «Ритуалы завершения групповой работы».
Обоснование
Предположим, что вы прослушали курс в университете и должны сдавать экзамен в понедельник вечером. В субботу утром вы садитесь готовиться, открываете учебник и вдруг обнаруживаете, что кто-то вырвал все страницы с вопросами к экзамену! Вы приходите в ярость, начинаете паниковать и волноваться. Почему? А потому, что обзорные вопросы в конце каждой главы помогают разобраться с проблемами, терминами и концепциями, которые необходимы для подготовки к экзамену. Они помогают структурировать полученные знания. Экзаменационные вопросы обычно берутся из этих обзорных страниц, а у вас уже нет времени перечитывать весь учебник, чтобы самостоятельно выделить эти опорные точки. Щеринг в конце каждого занятия напоминает такие обзорные страницы в конце каждой главы учебника.
|
Обсуждение помогает детям сделать следующее: Подвести итог и обсудить, над чем их заставило задуматься это занятие.
Проанализировать те чувства, которые они испытали, осознали или обсудили в процессе занятия. Проанализировать приемы и навыки, над которыми они работали на занятии, и понять, какие изменения произошли в их поведении.
Сформулировать, чему они научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы. Сформулировать, в каком направлении они собираются работать дома до следующего занятия.
• Определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.
Кроме того, такое обсуждение может мотивировать детей к продолжению работы над своими проблемами, повысить уверенность детей в том, что они способны что-то изменить в себе, и поддержать тех, кто реально достиг успехов.
Практические рекомендации
Как отмечалось в первой части, групповое занятие состоит из трех этапов: вводная часть, работа и обсуждение. Основное время на занятии отводится рабочему этапу. Для того, чтобы вовремя и плавно перейти от рабочего этапа к шерингу, вы можете использовать приемы прерывания и приемы управления вниманием. Постарайтесь сохранить силы и энергию для этого важнейшего этапа занятия. (Приемы прерывания и управления вниманием обсуждаются ниже).
|
Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут вам и детям проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. Эти вопросы должны затрагивать внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли или поведение и возможности применения новых знаний. Вам следует подготовить вопросы по всем этим темам и проследить, чтобы они соответствовали возрасту и умственному развитию детей. Если времени недостаточно, отберите по одному вопросу на каждую тему.
Использование приёма высказывания по кругу («круг»).
Обзор
Этот прием активно используется в групповой работе с момента ее возникновения. Эта техника полезна для всех типов групп.
Несмотря на относительную простоту, этот прием дает широкие возможности для концентрации внимания, углубления и усиле ния того, что происходило на занятии. Суть его заключается в том, что каждый член группы может ответить на вопрос или высказаться по определенной теме. Вводная часть может иметь форму незаконченного предложения, например: «Сегодня я чувствовал », или форму вопроса, например: «Скажите пожалуйста, что бы вы хотели узнать на этом занятии?»
Фиксированный ответ
Этот тип высказываний предполагает выбор варианта ответа из заранее заданных. Например:
Пусть каждый из вас ответит на вопрос, нравится ли ему ходить на занятия? Выберите один из вариантов: «очень», «немного», «нет.
Краткие высказывания
Краткие высказывания полезны в тех случаях, когда вы хотите оценить состояние ребенка, но не хотите заставлять его раскрываться полностью. Это экономит время и, кроме того, позволяет детям понять, у кого какие проблемы, кто чего достиг и кто испытывает сходные чувства. Этот тип высказываний предполагает развернутый ответ о чувствах, мыслях, мнении и т.д. Вы можете попросить ребенка дать его собственный комментарий по какому-либо вопросу:
|
Для того, чтобы помочь ребенку разговориться, вы можете задать ему вопрос или начальную фразу.
Обоснование
Высказывания по кругу помогают достичь нескольких важных целей. Возможно, самая главная — это организация процесса сбора информации о состоянии детей. Некоторым детям легче работать, когда групповая работа структурирована. «Круг» особенно полезен при работе с деть-
ми, которые не принимают активного участия в работе из-за застенчивости, недостатка навыков общения или по другим причинам. Начните упражнение с более раскованных детей. Это даст возможность робким детям послушать и понять, какого рода ответ от них ожидается.
С помощью этого приема вы можете получить достаточную информацию о состоянии каждого ребенка и при необходимости оказать помощь в продвижении к индивидуальным целям. Например, высказывания по кругу позволяют узнать об эмоциональном настрое группы. Вы можете попросить детей дать быстрые ответы на вопросы, а потом переключиться на более плодотворную деятельность.
Кроме того, с помощью высказываний по кругу можно добиться более активного участия детей в работе группы и более глубокого понимания сути происходящего. Задавая целенаправленные вопросы, вы можете заставить детей глубже заглянуть в себя. «Круг» также помогает удерживать внимание группы на определенной теме.
Делясь со всей группой и получая информацию от других детей, каждый ребенок получает возможность понять, что происходит на занятии, и подвести итог своей работы