Организация обсуждения в конце занятия и при завершении групповой работы (шеринг).




Шеринг (от англ. to share — делиться) — анализ представлен­ных участниками результатов работы в категориях «здесь и сейчас».м Шеринг (от англ. to share — делиться) — анализ представленных участниками результатов работы в категориях «здесь и сейчас».

Обзор

По моему мнению, организация обсуждения, наряду с сопережи­ванием, является важнейшим навыком в работе ведущего. Уп­равление процессом обсуждения — это весьма специфическое умение.

В данном контексте обсуждение — это деятельность, проводимая в конце каждого занятия и в завершение групповой работы. Шеринг в конце каждого занятия начинается с определенных вопросов по по­воду того, что происходило на занятии. Обсуждение этих вопросов помогает детям закрепить знания и навыки, полученные на занятии. Заключительное обсуждение групповой работы охватывает все рас­смотренные на группе проблемы и дает возможность каждому под­вести итог своей работы и понять, над чем следует работать даль­ше уже самостоятельно.

В этом разделе мы рассмотрим, как организовывать шеринг в конце каждого занятия. Заключительное обсуждение описано в третьей час­ти книги в разделе «Ритуалы завершения групповой работы».

Обоснование

Предположим, что вы прослушали курс в университете и должны сдавать экзамен в понедельник вечером. В субботу утром вы са­дитесь готовиться, открываете учебник и вдруг обнаруживаете, что кто-то вырвал все страницы с вопросами к экзамену! Вы при­ходите в ярость, начинаете паниковать и волноваться. Почему? А потому, что обзорные вопросы в конце каждой главы помогают разобраться с проблемами, терминами и концепциями, которые необходимы для подготовки к экзамену. Они помогают структу­рировать полученные знания. Экзаменационные вопросы обычно берутся из этих обзорных страниц, а у вас уже нет времени пе­речитывать весь учебник, чтобы самостоятельно выделить эти опорные точки. Щеринг в конце каждого занятия напоминает та­кие обзорные страницы в конце каждой главы учебника.

Обсуждение помогает детям сделать следующее: Подвести итог и обсудить, над чем их заставило задумать­ся это занятие.

Проанализировать те чувства, которые они испытали, осоз­нали или обсудили в процессе занятия. Проанализировать приемы и навыки, над которыми они работали на занятии, и понять, какие изменения произошли в их поведении.

Сформулировать, чему они научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы. Сформулировать, в каком направлении они собираются работать дома до следующего занятия.

• Определить, как они могут в дальнейшем применить полу­ченные знания и навыки.

Кроме того, такое обсуждение может мотивировать детей к про­должению работы над своими проблемами, повысить уверенность детей в том, что они способны что-то изменить в себе, и поддер­жать тех, кто реально достиг успехов.

Практические рекомендации

Как отмечалось в первой части, групповое занятие состоит из трех этапов: вводная часть, работа и обсуждение. Основное вре­мя на занятии отводится рабочему этапу. Для того, чтобы вовре­мя и плавно перейти от рабочего этапа к шерингу, вы можете использовать приемы прерывания и приемы управления внима­нием. Постарайтесь сохранить силы и энергию для этого важней­шего этапа занятия. (Приемы прерывания и управления внимани­ем обсуждаются ниже).

Обсуждение должно затрагивать вопросы, которые помогут вам и детям проанализировать не только содержательную часть заня­тия, но и эмоции, мысли и поведение. Эти вопросы должны затра­гивать внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли или поведение и возможности применения новых знаний. Вам следует подготовить вопросы по всем этим темам и проследить, чтобы они соответствовали воз­расту и умственному развитию детей. Если времени недостаточ­но, отберите по одному вопросу на каждую тему.

 

Использование приёма высказывания по кругу («круг»).

 

Обзор

Этот прием активно используется в групповой работе с момента ее возникновения. Эта техника полезна для всех типов групп.

Несмотря на относительную простоту, этот прием дает широкие возможности для концентрации внимания, углубления и усиле ния того, что происходило на занятии. Суть его заключается в том, что каждый член группы может ответить на вопрос или высказаться по определенной теме. Вводная часть может иметь форму незакон­ченного предложения, например: «Сегодня я чувствовал », или форму вопроса, например: «Скажите пожалуйста, что бы вы хотели узнать на этом занятии?»

Фиксированный ответ

Этот тип высказываний предполагает выбор варианта ответа из за­ранее заданных. Например:

Пусть каждый из вас ответит на вопрос, нравится ли ему ходить на занятия? Выберите один из вариантов: «очень», «немного», «нет.

Краткие высказывания

Краткие высказывания полезны в тех случаях, когда вы хотите оценить состояние ребенка, но не хотите заставлять его раскры­ваться полностью. Это экономит время и, кроме того, позволяет детям понять, у кого какие проблемы, кто чего достиг и кто испы­тывает сходные чувства. Этот тип высказываний предполагает развернутый ответ о чув­ствах, мыслях, мнении и т.д. Вы можете попросить ребенка дать его собственный комментарий по какому-либо вопросу:

Для того, чтобы помочь ребенку разговориться, вы можете задать ему вопрос или начальную фразу.

Обоснование

Высказывания по кругу помогают достичь нескольких важных целей. Возможно, самая главная — это организация процесса сбора информации о состоянии детей. Некото­рым детям легче работать, когда групповая работа струк­турирована. «Круг» особенно полезен при работе с деть-

ми, которые не принимают активного участия в работе из-за застенчивости, недостатка навыков общения или по дру­гим причинам. Начните упражнение с более раскованных детей. Это даст возможность робким детям послушать и понять, какого рода ответ от них ожидается.

С помощью этого приема вы можете получить достаточную информацию о состоянии каждого ребенка и при необходи­мости оказать помощь в продвижении к индивидуальным це­лям. Например, высказывания по кругу позволяют узнать об эмоциональном настрое группы. Вы можете попросить де­тей дать быстрые ответы на вопросы, а потом переключиться на более плодотворную деятельность.

Кроме того, с помощью высказываний по кругу можно добиться более активного участия детей в работе группы и более глубокого понимания сути происходящего. Задавая целенаправленные вопросы, вы можете заставить детей глубже заглянуть в себя. «Круг» также помогает удерживать внимание группы на определенной теме.

Делясь со всей группой и получая информацию от других детей, каждый ребенок получает возможность понять, что происходит на занятии, и подвести итог своей работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: