Особенности личности и эмоционально-волевой сферы, коммуникации, деятельности, общения.




Вопрос. Психологическая характеристика дошкольника с ЗПР

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психических норм для данного возраста.

Авторы: Борякова Н.Ю., Власова Т.А., Шевченко С.Г., Лубовский В.И., Ульенкова У.В., Шипицины Л.М.

Существуют несколько классификаций:

· Певзнер, Власова (неосложненный инфантилизм; «вторичная» ЗПР);

· Ковалев В.В. (дизонтогенетическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности; энцефалопатия; ЗПР при дефекте анализаторов; ЗПР при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве).

Но чаще всего применяется классификация Лебединской К.С.:

· Конституционального генеза – инфантильный тип телосложения; нестойкость эмоционально-волевой сферы; в игре проявляет выдумку, однако очень быстро устает от учебной деятельности;

· Соматогенного – связана с длительными хроническими заболеваниями; большая психическая и физическая истощаемость;

· Психогенного – неблагоприятные условия воспитания (гиперопека, гипоопека, развитие личности по неврологическому типу); боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности;

· Церебрально-органического (минимальная мозговая дисфункция) – органическое поражение ЦНС; незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Особенности психического развитии детей с ЗПР:

Восприятие: низкий уровень развития восприятия (нужно время для приёма и переработки сенсорной инф-ии; фрагментарность знаний об окр. мире; затруднения при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематичных изобр-ий). Не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их элементы.

Моторика: страдает техника движений и двигательные кач-ва (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). Многие не умеют прав-но держать карандаш, не регулируют силу нажима. Грубых двигательных расстройств нет, однако уровень моторного и физ.разв.ниже. страдает моторика кистей и пальцев рук. Недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений.

Внимание: неустойчивость внимания, более сильно нарушено произвольное внимание: замедленное запоминание, быстрота забывания, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимамого материала. С трудом концентрируются на задании. Повышенная отвлекаемость. Сниженное распределение внимания, т.е. не может одновременно выполнять неск-ко дей-й. Трудная переключаемость с одного вида дея-ти на другой.

Память: снижение объема памяти и скорости запоминания, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, нарушение механической памяти.

Мышление: стереотипность, его шаблонность. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно -действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета). Отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления, и проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляции. Можно отметить, что к началу школьного возраста наглядно-действенное мышление у детей с ЗПР активно развивается.

Речь: страдает связная речь, нарушена способность планировать свою дея-ть с пом-ю речи, нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка, не умеют рассуждать, делать выводы.

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы, коммуникации, деятельности, общения.

У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.

Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Дошкольники с ЗПР фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.

Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, снижают продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н.Л. Белопольская).

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС.

В млад. возрасте ММД: двигательная расторможенность либо, наоборот, медлительность + беспричинный плач, рассеянность. Моторная неловкость, нарушение сна и аппетита.

Первый год жизни: желудочно-кишечные нарушения, гипервозбудимость и непослушание, рассеянность, быстрая отвлекаемость.

3 года: проблемы с пов-ем, задержка развития речи и наруш. артикуляции.

Дошкольный возраст: замедление пихореч. развития, мотор. неловкость, нарушение сна и аппетита, агрессивность.

Органический инфантилизм - инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Наиболее распространенный вариант. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Невысокий уровень интеллект. развития и недоразв. речи.

Нарушение познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза: недостаточность памяти, внимания, медлительность и пониженная переключаемость, недостаточны развиты фонематический слух, зрит. и тактиль. воспр., автоматизация движ. и дей-й.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления - В основе гиперактивности лежит ММД, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости. Чаще всего отмечаются задержка и нарушения развития моторики: неловкость движений, тики, гримасничанье, двигательная расторможенность, либо повышенная медлительность, а также нарушения сна, возбудимость, неуправляемость поведения. Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Прежде всего следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. В оказании психолого-педагогической помощи интерактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять и принять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: