к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
В статье рассмотрена эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве, участники Таможенного союза. Сделан вывод, что заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС.
Ключевые слова: таможенный союз, таможня, экспорт, импорт, граница, таможенные пошлины.
В современном мире невозможно представить развитие любой страны без интеграционного процесса. Известные примеры включают Европейский союз (ЕС), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Аналогом в Содружестве независимых государств (СНГ) можно назвать Таможенный союз.
Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того, в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности [5].
Заключение ТС является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.
Для лучшего понимания тенденций и целей развития Таможенного союза в 2016 году, следует рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве [3]:
|
– 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
– 2007 год – Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
– 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
– 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
– 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
– 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
– 2014 год – в Таможенный союз вступает Армения;
– 2015 год – в Таможенный союз вступает Кыргызстан.
На текущий момент (2016 год) участниками Таможенного союза являются члены ЕАЭС [6]:
– Республика Армения;
– Республика Беларусь;
– Республика Казахстан;
– Кыргызская Республика;
– Российская Федерация.
В настоящее время, Таможенный союз – это объединение, направленное на повышение экономического уровня в государствах-членах. Созданный рынок имеет более чем 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов [4]. Заключение Таможенного союза позволило товарам свободно перемещаться по всей территории с действием всеобщего контроля. Если факт экспорта документально подтвержден, то не надо платить акциз, а ставка НДС равна нулю. В случае импорта в Россию из Казахстана и Белоруссии, российские налоговые органы взимают акциз и НДС. Таможенный союз – это легкая и выгодная форма взаимодействия.
|
В 2016 году важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства [2]:
– на долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
– Казахстан получает – 7,11%;
– Беларусь – 4,55%;
– Кыргызстан – 1,9%;
– Армения – 1,11%.
На ближайшую перспективу (2017 год) важнейшей целью Таможенного союза является увеличение рынков сбыта товаров и услуг, производимых его участниками, что можно достичь путем [8]:
– отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
– ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
– принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.
Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» [1]. На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.
|
Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.
Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.
Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема) [7].
Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.
Изучая опубликованную официальную информацию о создании и функционировании Таможенном союзе на сайте Евразийского экономического союза – eurasiancommission.org легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота. Несмотря на данный пробел, все-таки в настоящее время, заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри Таможенного Союза.
Список использованной литературы
1. Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 (ред. от 02.12.2014) «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://www.tsouz.ru/, 26.04.2011.
2. Аскарова Р.Х. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России // Аграрный вестник Урала. – 2015. – № 7 (137). – С. 65-70.
3. Геворгян И.А. Становление и развитии евразийской интеграции как нового полюса на постсоветском пространстве // Модернизационный вектор развития науки в XXI веке: традиции, новации, преемственность сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. НОУ ДПО "Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента". 2016. – С. 102-105.
4. Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современ-ных мирохозяйственных отношениях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 63 с.
5. Мураталиева З.Т. Некоторые итоги деятельности Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2015. – Т. 15. – № 3. – С. 88-91.
6. Мусина Д.Р., Латыпов Р.В. Таможенный союз как фактор развития экономики России // Инновационная наука. – 2015. – № 12-1. – С. 183-187.
7. Пантелеева Ю.А. Проблемные вопросы учета и налогообложения экспортных операций // Производственный менеджмент: теория и практика. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. г. Новосибирск, 2014 г.
8. Шарипова А.Ж. Таможенный союз: вчера, сегодня, завтра // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. Электронный сборник статей по материалам XLII студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2016. – С. 110-114.
CUSTOMS UNION (2016)E.S. Nadeeva student at the Department of «National and World Economy»Samara State Technical University, SamaraE-mail: nadeeva63@icloud.com Research supervisor J.A. Panteleyev cand.econ.sci., associate Professor at the Department of «Industrial Economics and Production Management»Samara State Technical University, SamaraThe article describes the evolution of the integration processes in the post-Soviet space, the participants of the Customs Union. It was concluded that significantly simplify the movement of goods, reducing the number of administrative procedures, some improvement in competitive conditions at enterprises CU member countries. Keywords: Customs Union, Customs, export, import, border, customs duty.
УДК 338.001.36