Показатели психофизического развития детей 1-го года жизни




Показатели психофизического развития здоровых детей различных возрастных групп.

1.1. Показатели психофизического развития здорового новорожденного ребенка в возрасте до 10 дней (по Е.М. Мастюковой, В. И. Гарбузовон, Э.Л. Фрухт и др.)

 

1-ая неделя жизни ребенка:

-поворачивает глаза к свету;

-хмурится и беспокоится при ярком свете;

-вздрагивает при резком звуке (звонок, колокольчик, хлопок);

-глазные яблоки плывут в сторону громкого звука (звонок, колокольчик, хлопок, металлический стук по стеклу или металлу);

-преобладает торможение над возбуждением;

-при пробуждении крик и гримаса неудовольствия, индивиду­альный способ реагирования - может не быть гримасы, крика;

-голодный кричит;

-взятый матерью и прижатый к груди кричащий ребенок успокаивается;

-сон спокойный, просыпается голодный и мокрый;

-переодетой и накормленный быстро засыпает;

-глаза: легкое сходящееся косоглазие, легкое грефе;

-безусловные рефлексы - все симметричны.

 

Показатели психофизического развития детей 1-го года жизни

 

Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1-зрительные ориентировочные реакции (АЗ – анализация зрительная);

2- слуховые ориентировочные реакции (АС – анализация слуховая);

3- эмоции и социальное поведение - Э;

4-движение (руки и действия с предметами - ДР);

5- движения общие – ДО;

6- подготовительные этапы развития речи: понимание речи - ПР, активная речь -АР;

7- умения в кормлении и в других режимных процессах, навыки-Н.

 

Ребенок в возрасте 10 дней:

ДО – в положении на животе пытается поднять голову;

АЗ.– задерживает взгляд на красном предмете, на глазах и лице матери;

АЗ - удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);

АС - вздрагивает и моргает при резком звуке.

 

Ребенок в возрасте 18-20 дней:

 

АЗ - удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);

АС - плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

 

Ребенок в возрасте 1 месяц:

 

АЗ – плавное прослеживание движущегося предмета;

АС – длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки);

Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

ДО – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.);

АР – издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

 

Ребенок в возрасте 2 месяца:

 

АЗ – длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым;

АС – ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону голоса взрослого;

Э – быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке;

ДО – лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.);

АР – повторно произносит отдельные звуки.

 

Ребенок в возрасте 3 месяца:

 

АЗ - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у зрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке);

Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки;

ДР - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью;

ДО - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову

(1 минута).

 

Ребенок в возрасте 4 месяца:

 

АЗ – узнает мать или близкого человека (радуется);

АС – поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;

Э – во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на эмоциональ­ное речевое общение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему;

ДР – рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки;

ДО – удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе;

РА – гулит;

Н – во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

 

Ребенок в возрасте 5 месяцев:

 

АЗ – отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого вз­рослого);

АС – узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует;

Э – радуется ребенку, берет у него из рук игрушки, гулит;

ДР – берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке;

ДО – долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;

РА – подолгу певуче гулит;

Н - ест с ложки полугустую и густую пищу.

 

Ребенок в возрасте 6 месяцев:

 

АС – по-разному реагирует на свое и чужое имя;

ДР – уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу или занимается, перекладывая из одной руки в другую;

ДО – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;

РА – произносит отдельные слоги (начало лепета);

Н – хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки.

Ребенок в возрасте 7 месяцев:

 

ДР – стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее;

ДО – хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях);

ПР – на вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу);

АР – подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3);

Н – пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

Ребенок в возрасте 8 месяцев:

 

Э – смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет;

ДР – игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими, в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает);

ДО – сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер;

РП – на вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах, по просьбе взрослого, выполняет разученные ранее простые действия;

РА – громко, четко и повторно произносит различные слоги;

Н – ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

Ребенок в возрасте 9 месяцев:

АС – плясовые движения под плясовую мелодию;
Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;
ДР – с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);

ДО – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;

РП – на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов;

РА – подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете;

Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

 

Ребенок в возрасте 10 месяцев:

 

Э – действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним;

ДР– самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер;

ДО – входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки;

РП – по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения: «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», играет в прятки и др.);

РА – подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых не было в его лепете;

Н – закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

 

Ребенок в возрасте 11 месяцев:

 

Э – радуется приходу детей; избирательное отношение к детям;

ДР – овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень;

ДО – стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги;

РП – по словесной инструкции, выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы);

РА – произносит первые слова-обозначения, например: «Дай, мама, би-би»;

Н – закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.

 

Ребенок в возрасте 12 месяцев:

 

АЗ – различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого;

Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;

ДР – выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца);

ДО – ходит самостоятельно (без опоры);

ПР – понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место); понимает слово нельзя (прекращает действие); некоторые слова в понимаемой речи приобретают обобщенный характер; по вербальной просьбе взрослого, выполняет разученные ранее действия с игрушками;

РА – подражая взрослому, легко произносит новые слоги; произносит 5-10 облегченных слов;

Н – самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).

 

 

1.3. Показатели психофизического развития детей

2-го годя жизни

 

Оценка психофизического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

– развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

– сенсорное развитие (С);

– игра и действия с предметами (И);

– движения (Д);

– навыки (Н).

 

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев:

РП – запас понимаемых слов быстро расширяется; РА - лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных

переживаний;

СР – различает по величине 2 полых куба (разница граней - 3см);

Д– ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н – самостоятельно ест густую пищу ложкой.

 

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев:

 

РП – обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи;

РА – облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности;

СР – различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И – воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;

Д– перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н – самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

 

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев:

 

РП – понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках;

РА – во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия;

РС – различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см);

Д– перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки;

Н – раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

 

Ребенок в возрасте 2-х лет:

 

РП – понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях;

РА – при общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения;

СР – подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый);

И – воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);

Д – перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу папки; перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см;

И – частично надевает одежду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: