Оценка стиля руководства
Стиль руководства имеет двоякую направленность: на достижение целей предприятия (деловое руководство) и на взаимодействие с персоналом ради наилучшего выполнения поставленных цели (руководство людьми).
Деловое руководство определяется способность руководителя организовать выполнение задач, т.е. поставить перед каждым работником или группами работников конкретные задачи и объяснить, где и каким образом эти задачи должны быть выполнены, а также организовать систему взаимосвязей при выполнении задач и определить наилучшие способы их выполнения.
Руководство людьми определяется способностью руководителя наладить личный контакт с людьми, а также обеспечить им социально-эмоциональную и психологическую поддержку.
Для оценки стиля на основе менеджерской решетки существует определенная методика, предложенная Полем Херси и Кеннтом Бланшаром. (Источник: Payl Hersey and Ken Blanhard, Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resources, 4 th ed., 1982).
По этой методике проведите оценку присущего Вам стиля руководства, либо оцените конкретное лицо из числа руководителей любого уровня на торговом предприятии.
Оценку проведите с помощью предлагаемого ниже теста:
Тест: Оценка выбора действий в предлагаемой ситуации.
Выберите вариант предпочтительного действия в каждой ситуации:
Ситуация | Варианты действий |
1. Ваши подчиненные не реагируют на Ваше дружеское отношение и выполнение поставленных задач. Их производительность резко падает. | А. Подчеркнуть необходимость нормальной работы на рабочем месте и выполнения поставленных задач. В. Обсудить вопрос с подчиненными, но не навязывать своего участия. С. Поговорить с подчиненными, а затем поставить задачи. D. Сознательно не вмешиваться. |
2. В вашей группе наблюдаются заметные успехи. Вы постарались, чтобы каждый член группы осознал ответственность и предъявляемые к нему требования | А. Налаживать дружеские взаимодействия, но обеспечить, чтобы все знали свои обязанности и предъявляемые требования. В. Не предпринимать активных действий. С. Дать членам группы почувствовать свою важность и значимость в выполнении работы. D. Подчеркнуть важность задач и сроков их выполнения. |
3. Члены Вашей группы не могут самостоятельно справиться с постав ленной задачей. Обычно Вы не вмешивались, Производительность группы и взаимоотношения в группе были хорошими. | А. Подключиться к работе группы и вместе работать над выполнением задания В. Предоставить группе самостоятельно справиться с ситуацией. С. Действовать быстро и жестко, чтобы исправить положение и дать новые указания, перенацелить группу. D. Воодушевить группу на выполнение задания, поддержать усилия, выразить одобрение. |
4. Вы предлагаете произвести крупные изменения, Ваши подчиненные хорошо справляются со своей работой. Они осознают необходимость перемен. | А. Подключить группу к осуществлению перемен, и при этом не давать лишних указаний В. Объявить о проводимых переменах и внедрять их под строгим контролем. С. Предоставить группе осуществлять перемены самостоятельно. D. Выслушать мнение группы, но оставить руководящую роль за собой. |
5. Производительность Вашей группы постепенно падала последние несколько месяце. Члены группы не проявили заинтересованности в выполнении задания. В прошлом перераспределение Функций и обязанностей помогало. Приходилось постоянно напоминать членам группы о соблюдении сроков выполнения заданий. | А. Предоставить группе самостоятельность в выборе решения. В. Принять советы группы, но при условии выполнения заданий. С. Перераспределить функции и обязанности и осуществлять тщательный контроль. D. Вовлечь группу в распределение функций и обязанностей, и не давать лишних указаний. |
6. Вас назначили руководителем хорошо организованной группы, которую прежний администратор держал под строгим контролем. Вы хотели бы, не снижая производительности, внести больше человечности во взаимоотношения. | А. Постараться заинтересовать людей и дать им почувствовать свою значимость. В. Подчеркнуть важность сроков исполнения поставленных задач. С. Сознательно не вмешиваться. D. Привлечь группу к принятию Решений, но так, чтобы это не отразилось на выполнении заданий. |
7. Вы хотите перейти к новой для Вашей группы структуре. Члены группы внесли свои предложения о необходимых изменениях, группа отличается высокой производительностью и гибкостью. | А. Определить изменения и осуществлять жесткий контроль. В. Участвовать в разработке изменений, но предоставить группе самостоятельно их внедрять. С. Одобрить внесенные группой изменения, но самостоятельно контролировать их внедрение. D. Избегать конфронтации, не вмешиваться. |
8. Производительность и взаимоотношения в группе хорошие, Вас беспокоит не достаток Вашего контроля над группой. | А. Не вмешиваться в работу группы В. Обсудить ситуацию с группой, но изменения производить самому. С. Принять меры по усилению контроля за работой подчиненных D. Поддержать обсуждение ситуации с группой, но не навязывать своего мнения. |
9. Ваш начальник назначил Вас руководителем рабочей группы, которая опаздывает с предоставлением требуем рекомендаций по проведению изменений. Группе не ясны ее задачи. Совещания плохо посещаются. Совещания теряют деловой характер, но группа обладает знаниями и талантом, необходимым, чтобы исправить ситуацию. | А. Предоставить группе самостоятельно решать свои проблемы В. Учесть рекомендации группы, но обеспечить реализацию целей. С. Конкретизировать стоящие перед группой задачи и осуществлять строгий контроль. D.Подключить группу к постановке задач, не оказывая при этом лишнего давления. |
10. Ваши подчиненные, обычно способные брать на себя ответственность, не принимают Ваших новых требований. | А. Привлечь группу к формулированию новых требований, но не осуществлять контроль В. Четко сформулировать новые требования и осуществлять контроль. С. Избегать конфронтации и не осуществлять давления, не вмешиваться. D. Учесть рекомендации группы, но контролировать выполнение своих требований. |
11. Вы получили новое назначение. Ваш предшественник не вмешивался в работу группы. Группа хорошо справляется с заданиями, взаимоотношения в группе хорошие. | А. Принять меры по усилению контроля за работой подчиненных. В. Вовлечь подчиненных в работу по принятию решений и поддерживать хорошие идеи. С. Обсудить прежнюю работу группы самостоятельно обдумать необходимость изменений. D. Не вмешиваться в работу группы. |
12. Поступила информация об ухудшении взаимоотношений между подчиненными. Группа прекрасно работала, эффективно решала свои долгосрочные задачи. В течение года взаимоотношения в группе были хорошими. Все члены группы обладают высокой квалификацией. | А. Обсудить Ваше решение с подчиненными и обдумать необходимость изменения подходов к работе. В. Предоставить членам самим решать свои проблемы. С. Действовать быстро и решительно, чтобы исправить положение и дать новые указания. D. принимать участие в обсуждении проблем, выражая поддержку Вашим подчиненным. |
Подсчет результатов практического занятия.
|
|
|
Проделайте следующее
1. Обведите буквы, которые Вы выбрали в каждой предложенной ситуации в табл. 4.3. (Диапазон стиля) и в табл.4.4. (Способность к адаптации).
2. Подсчитайте сумму обведенных букв в каждой колонке табл. 4.3. (Диапазон стиля) и табл. 4.4. (Способность к адаптации) и впишите итог в свободные квадраты в конце каждой колонки. 3. Умножьте итоги в колонках (a), (b), (c), (d) в табл. 4.4. на положительные и отрицательные множители соответствующей колонки и запишите полученные произведения в самом конце колонок (произведения). Не забудьте поставить знаки (+) и (-).
Таблица 4.3. Таблица 4.4.
ДИАПАЗОН СТИЛЯ СПОСОБНОСТЬ к АДАПТАЦИИ
Вариант действий Вариант действий
(1) | (2) | (3) | (4) | (a) | (b) | (c) | (d) | |||
C И Т У АЦ ИЯ | А D C B C B A C C B A C | С А А D B D С B B D C A | B C D A D A B D D A B D | D B B C A C D A A C D B | D B C B A C A C A B A C | B D B D D A C B D C C A | C C A A B B D D B A D D | A A D C C D B A C D B B | ||
Всего | ||||||||||
Умножьте результат на | -2 | -1 | +1 | +2 |
Сложите Полученные результаты _ + _ + _ + _ = Всего _____
Нанесите итоговые значения таблицы 4.3. на менеджерскую решетку (рис.2). Наибольшая оценочная величина соответствует предпочтительному стилю руководства, ближайшая к ней – вспомогательному стилю.
Сильный
Контактный Стиль | Сектор 3 Слабый деловой Сильный контактный | Сектор 2 Сильный деловой Сильный контактный |
Сектор 4 Слабый деловой Слабый контактный | Сектор 1 Сильный деловой Слабый контактный | |
Деловой стиль |
СлабыйСильный
Рис.2. Менеджерская решетка.
Оптимальным стилем делового руководства является тот, при котором оценочные значения равномерно распределены по всем секторам менеджерской решетки.
Итоговое значение таблицы 4.4. показывает умение руководителя эффективно адаптироваться к ситуации. Наивысшая эффективность по умению адаптироваться к ситуации характеризуется числовым значением +24.