кандидат биологических наук, доцент кафедры
«Транспортные процессы и технические комплексы»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
В работе проводится обзор современного состояния IT-рынка в России, как фактора стабилизации и развития Российской экономики. Приведен прогноз объёма рынка в РФ для IT-сервиса оформления ДТП.
Ключевые слова: экономика, IT-компания, дорожно-транспортное происшествие, европротокол, мобильное приложение.
В настоящее время мировое сообщество проходит стадию глобализации, в результате чего преобразуется в единую глобальную систему. В рамках этого процесса происходит глобализация мировой экономики [1]. Одновременно создаются программные продукты, а так же множество IT-сервисов, которые позволяют обмениваться разными товарами и услугами людям из разных стран. На текущий момент уже создано большое количество программных продуктов и сервисов, которые постоянно используются людьми. Вместе с тем, существует ещё множество свободных ниш. Именно с этим связано появление новыхIT компаний, создающих новый ITпродукт по всему миру, в том числе и в России. Этому способствуют действующие экономические послабления и льготы для IT-компаний в стране[2]. Это направление в сравнении с другими отраслями, которые способны на выходе принести эквивалентное количество прибыли в максимально короткие сроки, является наиболее перспективным для стабилизации и развития Российской экономики.
В рамках магистерского исследования автором предлагается сервис для оформления ДТП с помощью смартфонов и планшетов со следующими возможностями:
1) Возможность пошагового оформления с использованием подсказок;
|
2) Возможность заранее внести свои данные в систему, что позволит оперативно оформить ДТП;
3) Возможность выбора схемы происшествия из множества вариантов, которые характерны для геолокации, с последующим редактированием;
4) Возможность производить фото, видео и геолокационную регистрацию, используя возможности смартфона или планшета;
5) Возможность найти цены запчастей к своему автомобилю для оценки ущерба;
6) Возможность передать собранные данные в страховую компанию через интернет;
7) Возможность узнать о статусе заявки через личный кабинет[3].
Целевым сегментом рынка данного сервиса являются юридические и физические лица, которые владеют транспортными средствами и имеют права для управления транспортным средством. Первичным рынком внедрения продукта являются города-миллионеры, поскольку в них высокая плотность транспортного потока и высока вероятность возникновения ДТП, а так же большое число людей, владеющих смартфонами или планшетами. Вторичным рынком являются города, в которых население менее миллиона человек, как следствие меньшая вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий и меньшая потребность в данном приложении.
Из основных подходов для анализа рынка ярко выделяется подход сверху вниз (Top-Down), который используется при определении объёма рынка наиболее часто. Суть подхода в том, что происходит пошаговое определение объёмов рынка, начиная с самого верхнего сегмента.
В данном подходе выделяется 4 сегмента рынка (рисунок1):
1) PAM (Potential Available Market) – объем всего рынка.
|
2) TAM (Total Addressable Market) – объем целевого рынка.
3) SAM (Served/ServiceableAvailableMarket) – объем реалистично достижимого сегмента.
4) SOM (Serviceable&ObtainableMarket) – объем реалистично достижимой доли рынка.
Рис. 1 Анализ объёмов рынка для физических лиц
При анализе объёмов рынка взяты статистические данные, характерные для Москвы.
Поскольку население Москвы составляет 12 млн [4], и согласно аналитическому агентству «Автостат» – число транспортных средств насчитывается более 4 млн [5], а так же учитывая статистические данные опубликованной в газете Ведомости – количество пользователей смартфонами в Москве составляет 50-60 процентов [6] и их количество активно растёт. Исходя из этих данных, можно предположить, что около 50% автолюбителей смогут воспользоваться этим приложением при оформлении ДТП, в которых участвует 2 автомобиля, и нет ущерба здоровью людей.
Целевой сегмент составляет средний и высший класс, который может позволить себе пользоваться данной услугой. Согласно опубликованным данным [7,8], данная категория граждан составляет 40-50%. Таким образом, получаем: общее число людей, проживающих в Москве 12.000.000, число транспортных средств в Москве 4.000.000, количество пользователей имеющих ТС и смартфон в Москве 2.000.000-2.400.000, целевой сегмент – средний и высший класс. В выделенной группе людей их число составляет 800.000 – 1.000.000 пользователей. Предполагается, что оптимистичный прогноз составит - 80%, а пессимистичный 30%. Исходя из этого, при пессимистичном прогнозе число пользователей составит 240.000-300.000, а при оптимистичном 640.000-800.000. В случае экстраполяции прогноза рынка на иные регионы необходимо будет снижать значения доли пользователей, принимая во внимание такие факторы как количество автомобилей на душу населения, загруженность дорог и т.п.
|
Таким образом, при использовании данного сервиса сократится время на оформление ДТП, а как следствие – количество пробок и время ожидания в пробках. В свою очередь это приведёт к снижению объёмов потребляемого транспортными средствами топлива и снижению загазованности воздуха. Кроме того это приведёт к снижению дополнительных издержек организаций, связанные с опозданиями сотрудников, что скажется в конечном счёте на повышение величины валового регионального продукта.
Список использованной литературы
1. www.grandars.ru– [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/globalizaciya.html.
2. www.tadviser.ru – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Льготы_для_ИТ-компаний_в_России.
3. Рябов, С.С. Применение информационных технологий при оформлении дорожно-транспортных происшествий [Текст]/С.С. Рябов//Перспективные информационные технологии: сб. научных трудов. – Самара, 2016. – с. 676-679.
4. https://www.statdata.ru/ – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.statdata.ru/naselenie-moskvy-po-okrugam-i-rajonam.
5. Autonews.ru – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.autonews.ru/automarket_news/news/1794753/.
6. Ведомости – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/20/moskva-nasitilas-smartfonami.
7. Российская газета – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rg.ru/2014/05/30/klass.html.
8. Lenta.ru – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/02/29/middle/.