Урок№25
14.10.2021
Предмет: «Устройство, эксплуатация и ремонт транспортных средств».
Группа: ТУ-1
Преподаватель: Подзигун В.Г.
Тема: «Приборы очистки воздуха бензинового двигателя».
Цель: изучить и кратко записать в конспект основное содержание темы.
Система впуска(или впускная система) предназначена для впуска в двигатель необходимого количества воздуха и образования топливно-воздушной смеси. Термин «впускная система» появился в период развития конструкций двигателей внутреннего сгорания, в частности с появлением системы непосредственного впрыска топлива. Оборудование для питания двигателя воздухом перестало быть просто воздуховодом, а превратилось в отдельную систему.
В своей работе система впуска взаимодействует со многими системами двигателя, в том числе: системой впрыска; системой рециркуляции отработавших газов; системой улавливания паров бензина; вакуумным усилителем тормозов.
Взаимодействие перечисленных систем и еще ряда других систем обеспечивает система управления двигателем.
Основными элементами впускной системы являются: воздухозаборник; воздушный фильтр; дроссельная заслонка; впускной коллектор; впускные заслонки (на отдельных конструкциях двигателей); соединительные патрубки; конструктивные элементы системы управления двигателем (рис. 120).
Рис. 120. Схема впускной системы: 1 – воздушный фильтр; 2 – расходомер воздуха; 3 – адсорбер; 4 – запорный клапан системы улавливания паров бензина; 5 – блок управления дроссельной заслонкой; 6 – датчик давления во впускном коллекторе; 7 – клапан управления впускными заслонками; 8 – вакуумный привод впускных заслонок; 9 – датчик положения впускной заслонки; 10 – датчик давления в магистрали вакуумного усилителя тормозов; 11 – клапан системы рециркуляции от- работавших газов; 12 – блок управления системы управления двигателем
Воздухозаборник обеспечивает забор воздуха из атмосферы и представляет собой патрубок определенной формы.
Воздушный фильтр служит для очистки воздуха от механических частиц. Воздушный фильтр состоит из корпуса с воздухозаборником и фильтрующего элемента (рис. 121). Фильтрующий элемент изготавливается из специальной бумаги и размещается в отдельном корпусе. Фильтрующий элемент воздушного фильтра является расходным материалом, т.е. име
ет ограниченный срок службы. В зависимости от условий эксплуатации автомобиля срок службы фильтрующего элемента может изменяться.
Рис. 121. Фильтрующий элемент воздушного фильтра: 1 – донышко; 2 – фильтрующая перегородка; 3 – защитная сетка; 4 – донышко; 5 – уплотнение; 6 – сердечник
Принцип действия воздушного фильтра. Воздух поступает в корпус фильтра через воздухозаборник, проходит через фильтрующий элемент, где очищается от механических частиц и поступает далее через впускной коллектор в цилиндры двигателя (рис. 122). Некоторые воздушные фильтры имеют пламегасители, которые предотвращают попадание пламени из камер сгорания к фильтрующему элементу при несвоевременном открытии впускных клапанов.
Рис. 122. Устройство и действие воздушного фильтра: 1 – муфта; 2, 10 – хомуты; 3 – корпус воздушного фильтра; 4 – пламегаситель; 5 – фильтрующий элемент; 6 – крышка с каркасом фильтрующего элемента; 7 – уплотнитель; 8 – болт стяжной; 9 – скоба крепления крышки; 11 – воздухозаборный рукав
Давайте разберемся, какие существуют виды воздушных фильтров для автомобилей, и как правильно их выбирать.
1. Инерционные — устаревшие фильтры, известные в народе как «кастрюли». Сейчас данный вид практически не используется из-за их малоэффективности и низких фильтрационных свойств. «Кастрюля» очищала воздух в два этапа: сначала резко меняла направление воздушных потоков, из-за чего самые крупные частицы пыли оседали на днище, а затем протягивала воздух через капроновую подушку. Инерционные фильтры были многоразовыми, время от времени их нужно было извлекать и мыть.
2. Инерционно-масляные — появились на смену простым инерционным, были немного эффективнее, хотя сейчас тоже считаются устаревшими. Собственно, инерционно-масляные модели усовершенствовали, добавив на днище моторное масло, которое задерживало крупную пыль и прочий песок. Фильтр тоже был многоразовым, его нужно было извлекать, мыть и менять масло. Инерционно-масляные типы можно встретить и в настоящее время — например, в сельскохозяйственной технике.
3. Бумажные — самые востребованные. Воздух прогоняется через несколько слоев обработанной смолами пористой бумаги, сложенной так, чтобы увеличить фильтрационную способность устройства. Волокна бумаги очищают воздух по всей поверхности, не только по краям, и улавливают даже микроскопические частицы пыли — вплоть до 1 микрона! Бумажные воздушные фильтры достаточно дешевы, поэтому при износе их просто заменяют на новые.
Так как этот вид является самым популярным, расскажем подробнее о конструкции таких фильтров:
· Кольцевой: имеет форму кольца, с двух сторон на него наложен слой поролона-уплотнителя, а между уплотнителями — собственно сам фильтрующий элемент, бумага «гармошкой». Чаще всего кольцевой тип можно встретить на легковых авто с карбюратором.
· Цилиндрический: конструктивно очень похож на кольцевой, но фильтрующая поверхность у них больше — это обеспечивает лучшее очищение воздуха. Необходимость очищать больше и лучше продиктовано сферой использования: цилиндрические чаще всего ставятся на грузовики.
· Панельный: имеет не круглую, а квадратную форму, плюс уплотнитель у него только с одной стороны. Фильтрующий элемент — тот же, сложенная гармошкой пористая бумага. Используется на инжекторных легковых автомобилях.
4. Нулевики — фильтры нулевого сопротивления с поролоном или хлопчатой тканью. Все то же самое, что и в бумажном виде, только вместо пропитанной смолой бумаги используются ткань либо поролон, обработанные особыми составами. Эффективность очистки воздуха у нулевиков очень высока, при этом фильтрующие материалы практически не оказывают сопротивления воздушному потоку. Они обслуживаемые — периодически их нужно доставать и мыть.
Воздушные фильтры масляного и инерционного типов сейчас почти не используются в автомобилях, нулевики пока не слишком популярны, поэтому, скорее всего, на вашей машине стоит именно бумажный. Помните, что менять его нужно каждые 10–15 тыс. км.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!