Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь




Введение

 

Обеспечение национальной безопасности - одна из важнейших проблем современности. Система международных отношений, сложившаяся во время холодной войны, ушла в прошлое, а на ее месте формируется новая геополитическая реальность.

Национальная безопасность как наука - это система взглядов, представлений, идей о безопасности личности, общества и государства, а также наука о выявлении и устранении угроз национальной безопасности.

Трансформация в конце ХХ века понятий национальной безопасности и международной безопасности, самой сущности явлений, стоящих за этими понятиями, - это общепризнанный факт как для наук, изучающих международные отношения и право, так и для самой международной практики. Независимо от теоретических и идеологических оснований ученые, эксперты и политики говорят о диверсификации угроз международной безопасности, появлении принципиально новых угроз, не подпадающих ни под одно из ранее принятых определений. Появились новые аспекты межгосударственной безопасности: информационная агрессия, а также информационная война, финансовая интервенция и многие другие, признанные и непризнанные на международном уровне угрозы, способные фундаментально нарушить внутреннюю жизнь государства, вплоть до лишения суверенитета. Следовательно, начинают расширяться временные и географические границы национальной безопасности.

Мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений, характеризующихся интенсивностью и динамичностью.

 


 

Глобальные проблемы

 

Интересы большинства человечества затронуты процессами глобализации, которые создают новую объективную реальность и во многом влияют на мировой прогресс. Вместе с тем ее неоднозначный характер и последствия порождают множественные попытки формирования и навязывания идеологии глобализма, признанной подметить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов.

Продолжающийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, активное формирование и становление новых центров силы обостряют соперничество государств и конкуренцию моделей будущего развития. Стремление ряда стран использовать силовые методы, давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, двойные стандарты в трактовке демократических норм и принципов остается источником напряженности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами.

На смену традиционным системам межгосударственных сдержек и противовесов приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых отношений и экономики. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.

Мировая экономика активно трансформируется и характеризуется повышением неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и рост которого будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобальном масштабе происходит передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции. Обозначаются контуры новых центров экономического лидерства. Развивается региональные интеграционные образования.

Технологическая эволюция становится источником принципиально новых угроз, предоставляя недоступные ранее возможности негативного влияния на личность, общество и государство.

Информационная сфера превращается в системообразующий фактор жизни людей, обществ и государств. Усиливается роль и влияние средств массовой информации и глобальных коммуникативных механизмов на экономическую, политическую и социальную ситуации. Информационные технологии нашли широкое применение в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения, которые становятся более уязвимыми перед случайными и преднамеренными воздействиями. Происходит эволюция информационного противоборства как новой самостоятельной стратегической формы глобальной конкуренции. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам.

Актуализировались глобальные проблемы человечества, в том числе нехватка продовольственных и природных ресурсов, климатические изменения и антропогенное воздействие на окружающую среду, наркотрафик, торговля людьми, незаконная миграция. Трансконтинентальные и трансграничные людские потоки увеличивают вероятность распространения эпидемий, вызываемых новыми вирусами. Проявляется напряженность между странами-поставщиками, транзитерами и потребителями ресурсов.

Человеческий потенциал стал важнейшим фактором социально-экономического развития. Глобальные демографические тенденции, прежде всего старение населения в развитых государствах на фоне быстрого роста населения во многих развивающихся странах, усиление миграционных потоков, все более активно влияют на политическую ситуацию, экономическое состояние и этнокультурный ландшафт стран и регионов мира.

Нарастает потенциал конфликтности, связанный с увеличением разрыва между богатыми и бедными странами, политическим и религиозным экстремизмом, агрессивным национализмом, сепаратизмом и сохранением территориальных претензий, усилением религиозной нетерпимости и ксенофобии, высоким уровнем террористической активности и транснациональной организованной преступности, распространением оружия массового уничтожения и неконтролируемым распространением материалов и технологий, которые могут быть использованы для производства такого оружия.

Очевидна тенденция к росту уязвимости всех членов международного сообщества перед лицом разнообразных вызовов и угроз, спектр и острота которых эволюционирует, видоизменяется и приобретает трансграничный характер.

национальный глобальный безопасность

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь

 

Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса. Республика Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов.

Для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, необходимо обеспечить экономическую, политическую, научно-техническую, социальную, демографическую, информационную, военную и экологическую безопасность. Также необходимо сохранять баланс интересов между обществом, личностью и властью, с целью предотвращения разногласий и противоречий, которые могут возникнуть в обществе в ходе каких-либо событий.

В странах СНГ разработка проблем национальной безопасности началась в 90-х гг. XX в. При подготовке Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Советом безопасности 27 марта 1995 г., понятие национальной безопасности рассматривается как «состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз». В 1995 г. в Республике Беларусь была принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика, как основа любого государства и его общественно-политической системы, определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.

Важнейшей составной частью национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Одной из главных задач является обеспечение экономической безопасности страны: эффективное развитие экономики, интегрированность в международные союзы, создание механизмов защиты собственных экономических интересов.

Экономическая безопасность государства - это процесс существования и развития общественно-экономической формации в экономической среде, устойчивый, саморазвивающийся материальный и социально-экономический комплекс, в пределах которого при отражении угроз определенным способом происходит формирование структурных объектов, их взаимодействие для эффективного удовлетворения развивающихся материальных потребностей субъектов общества. В свою очередь экономическая безопасность подразделяется на энергетическую, продовольственную и финансовую. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Экономическая безопасность является основополагающей частью национальной безопасности. Это обусловлено важностью и первостепенностью значения удовлетворения потребностей личностей, субъектов хозяйственной деятельности, общественных групп в процессе функционирования и развития, как экономики отдельной страны, так и экономики мирового хозяйства.

Понятие «экономическая безопасность страны» охватывает все сектора экономики. В условиях глобализации мировой экономики каждое государство вынуждено обеспечивать собственную экономическую безопасность. Этого особенно сложно достигнуть небольшим государствам, не имеющим достаточного количества природно-сырьевых ресурсов, необходимых для развития и устойчивого положения на мировой арене. К таким государствам относится Республика Беларусь. Проблемы национальной экономической безопасности приобретают важное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и отечественный и зарубежный опыт позволяют вычленить три ее важнейших элемента:

Экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантии для предпринимательской активности, сдерживания факторов способных дестабилизировать ситуацию, т.е. борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения.

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиции и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Положение Республики Беларусь в мире, изменение ее внутреннего состояния объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности.

Проблемы национальной безопасности Республики Беларусь рассматриваются многими белорусскими учеными.

Пузиков Владимир Викторович, профессор, доктор экономических наук, ставит национальную безопасность Республики Беларусь в прямую зависимость, как от внешних, так и внутренних факторов. Также рассматривает проблемы борьбы с экономической, организованной преступностью, теневой экономикой и коррупцией.

Виктор Владимирович Пинигин, кандидат экономических наук, доцент, награжден Почетной Грамотой Совета Министров Республики Беларусь. В настоящее время - заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. Он рассматривает методологические подходы и вопросы измерения национальной безопасности. Согласно его точке зрения, началось усиление внешних дисбалансов в экономике, которое объясняется тем, что внутренний спрос удовлетворяется в значительной мере за счет импорта.

Енин Юрий Иванович рассмотрел параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности.

Мясникович Михаил Владимирович, доктор экономических наук, связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Он назначен с октября 2004 года - Председателем Президиума НАН Беларуси. С 28 декабря 2010 года он назначен на должность премьер-министра Республики Беларусь.

Свой вклад в разработку направлений и изучения национальной и экономической безопасности Республики Беларусь внесли также Е.Г. Моисеенко, П.Г. Никитенко, В.Н. Ермашкевич, А.В. Бондарь, В.А. Дадалко, А.И. Громкович и др.

Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность методов, обеспечивающих стабильную ситуацию в стране. Она предполагает: выделение наиболее важных национальных интересов; выявление угроз, препятствующих реализации национальных интересов; систему противодействия реально существующим и возникающим угрозам национальной безопасности; механизм воздействия всех субъектов национальной безопасности, обеспечивающий реализацию защитных мер.


Заключение

 

Эффективность обеспечения национальной безопасности достигается способностью системы обеспечения национальной безопасности своевременно выявить изменения во внутренней и внешней обстановке, формирующих вызовы и угрозы национальной безопасности, предотвратить последствия кризисных ситуаций.

Государственными органами, входящими в систему обеспечения национальной безопасности, в пределах их компетенции организуется реагирование на вызовы и угрозы национальной безопасности, предполагающее:

. Сбор, обработку и анализ информации о развитии ситуации в соответствующих сферах обеспечения национальной безопасности;

. Оценку ситуации, прогнозирование ее развития и возможных негативных последствий;

. Разработку предложений по совершенствованию оперативного реагирования на угрозы национальной безопасности.

В случае возрастания опасности, формирования и обострения угроз национальной безопасности вырабатываются, принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения, включая меры оперативного, среднесрочного и долгосрочного характера.

Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания международных транспортных коммуникаций.

Основными проблемами обеспечения национальной безопасности, исходя из взглядов белорусских ученых на проблему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, являются:

. Динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения;

. Преобладание импорта над экспортом.

. Сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;

. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: