Strategic budgeting in the oil and gas Production




L. Danilova

students at the Department of «Industrial Economics and Production Management»

Samara State Technical University, Samara

E-mail: lidiya.danilova2014@yandex.ru

A.V. Silantyeva

senior lecturer at the Department of «Industrial Economics and Production Management»

Samara State Technical University, Samara

The article explains the creation of a strategic budgeting system in the oil and gas industry. In its strategic objectives should be detailed to the level of production processes.

Keywords: budget, controlling, business process control.

УДК 336.01

ОТЧЁТНОСТЬ ПО СЕГМЕНТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Д.С. Дикарева

студентка кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

E-mail: nme_samgtu@mail.ru

А.В. Силантьева

старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

 

В статье рассматривается постановка сегментарного учета и методы его формирования в нефтегазодобывающем производстве.

Ключевые слова: сегментарный учёт, анализ, отчетность, маржинальный доход.

 

Во время составления внутренней управленческой отчётности в нефтегазодобывающей отрасли ценность имеет скорость и многообразие получения сведений для управления, при всём этом доступны ориентировочные показатели, приблизительные оценки и вероятностные расчёты.

Внутренняя сегментарная отчётность составляется на базе данных сегментарного учёта, являющийся подсистемой управленческого учёта. Он предоставляет процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и обеспечение всевозможных типов информации о разделах деятельности организации для внутренних пользователей, на базе которой складывается внутренняя и внешняя сегментарная отчётность и реализовывается управление организацией и ее отдельными секторами.

Система сегментарной отчётности в нефтегазодобывающей отрасли формируется из уровней управления производством и из видов протекающих производственных процессов.

На базе внутренней отчётности используются стратегические решения, исполняется единый контроль выполняемых геологоразведочных буровых работ. Руководство нефтегазодобывающего производства само отбирает наиболее подходящий формат для внутренней отчётности. Исходя из этого нужно руководствоваться критериями наглядности, понятности и удобства использования.

Для управленческого учёта большое значение имеет учёт фактических расходов – как основа принятия управленческих решений. Помимо прочего внимание уделяется нормативным издержкам (проектным расчётам), на базе которых рассчитываются возможные способы управленческих решений. Эти сведения носят переменчивый характер, и все объекты анализируются в динамике. Также учитываются различные факты за разные временные промежутки. Временным интервалом является неделя, декада, половина месяца, месяц. Варианты расчетов по альтернативным курсам действий также могут быть рассчитаны на разные периоды времени.

Для введения системы сегментарного учёта и отчётности на первичном этапе оценка эффективности работы нефтегазодобывающего производства имеет возможность осуществляться на основании сведений, которые получаются в результате обработки данных бухгалтерского учёта. Но тут имеется перечень важных недостатков:

– получаемая информация может описывать только часть финансовых показателей, необходимых для управления сегментом (как правило, ее недостаточно для того, чтобы с необходимой степенью точности оценивать эффективность деятельности предприятия);

– при обработке бухгалтерские данные часто некорректно интерпретируются;

– отчетность может поступать слишком поздно для использования ее в качестве инструмента при оперативном принятии управленческих решений.

Наибольшей информационной выгодой могут обладать сведения внутренней сегментарной отчётности при регулярности их сбора. Для того, чтобы увеличить информативности можно дать показатели в сравнении со среднеотраслевыми или сведениями конкурентов. Только в такой ситуации управленческая отчётность становится значимым составляющим планирования и контроля за издержками, которые помогают достичь максимального эффекта в деятельности. В ряде случаем могут быть несовпадения в связи с необоснованным планированием либо нереальных целей. Но при постоянной плановой деятельности данная ситуация понемногу изменяется, и анализ причин отклонений даёт реальную картину трудностей.

Для руководителей всевозможных выделенных сегментов с учётом местонахождения, главных видов исполняемых ими работ и задач деятельности выделяются блоки управленческой информации, которые необходимы для управления. С данными сведениями можно работать на постоянной основе.

В соответствии с ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" целью составления сегментарной отчетности для внешних пользователей является обеспечение заинтересованных пользователей информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

Для целей составления внешней сегментарной отчетности в нефтегазодобывающих производствах, на наш взгляд, целесообразно выделение сегментов по регионам осуществления деятельности, поскольку разведочные и другие скважины могут располагаться на различных территориях или даже в других регионах. Так как риски и прибыли нефтегазодобывающего производства определяются различиями в географических регионах деятельности, то главной признается информация по географическим, а не по операционным сегментам.

В любом производстве в составе информации по отчетному географическому сегменту раскрываются следующие стандартные показатели:

– общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

– финансовый результат (прибыль или убыток);

– общая балансовая величина активов;

– общая величина обязательств;

– общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

– общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.

Помимо качественных признаков, которые выделяются во внешней бухгалтерской отчетности, сегменты должны удовлетворять хотя бы одному из следующих требований:

– финансовый результат сегмента – не менее 10 % от суммарного финансового результата всех сегментов;

– активы сегмента – не менее 10 % от суммарных активов всех сегментов.

Основой для выделения сегментов может быть организационная и управленческая структура организации, а также системы внутренней отчетности. В некоторых случаях основой может являться схожесть экономических условий, а также процесс принятия управленческих решений в организации.

Подход ПБУ 12/2010 более ориентирован на внутренний управленческий учет, чем на формальные отличительные признаки выделения сегментов – операционные и географические, а также максимально приближен к требованиям МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты".

Процесс формирования информации по сегментам состоит из двух этапов: выделение сегментов; определение отчетных сегментов, удовлетворяющих установленным ПБУ 12/2010 критериям.

Для выделения отдельного сегмента достаточно того, что выделяется информация о части деятельности организации, например, геологоразведка. Причем эта часть деятельности должна анализироваться на систематической основе лицами, принимающими ключевые решения о распределении ресурсов внутри организации и оценивающими результаты этой деятельности.

Предметом проведения анализа становится та часть деятельности, по которой получают доход и несут расходы и по которой финансовые показатели формируются отдельно от других частей деятельности в системе управленческой отчетности. Руководителю сегмента, выделенного как отчетного на предприятиях нефтегазодобычи, для принятия оптимального решения необходимо на базе сегментарной отчетности провести аналитические расчеты и анализ количественных и качественных показателей.

Несмотря на важность составления сегментарной отчетности, еще не существует нормативного документа и единой методики ее составления. Данный факт свидетельствует о том, что важной задачей в данном направлении является разработка методик и профессиональных рекомендаций, которые бы способствовали внедрению в учетную практику сегментарной отчетности.

На наш взгляд, для разработки единой методики формирования сегментарной отчетности необходимо выполнение трех действий (шагов).

Шаг первый – начальный. При первом составлении сегментарной отчетности необходимо назначить ответственного за принятие управленческих решений, обозначить отчетные сегменты, сформировать учетную политику в отношении сегментарной отчетности.

Шаг второй – основной. При его выполнении нужно собрать данные для подготовки отчетности на основе показателей сегментарного учета. Необходимо разработать таблицы, где будет обобщаться информация по сегментам и периоды составления.

Шаг третий – конечный. Здесь следует раскрыть информацию, содержащуюся в отчетных таблицах.

При раскрытии информации по сегментам нефтегазодобывающего производства необходимо применять общие требования к представлению информации в бухгалтерской отчетности организаций.

Решение о том, нужно ли раскрывать все перечисленные показатели в информации о сегментах, принимается на основании установленной организацией приоритетности сегментов с учетом существенности рисков отдельных сегментов и степени их участия в формировании совокупных финансовых результатов.

В целях повышения информативности необходимо внутреннюю и внешнюю сегментарную отчетность сравнивать со среднеотраслевыми показателями или данными конкурентов по географическим сегментам.

Таким образом, постановка сегментарного учета и отчетности позволяет совершенствовать документооборот, оптимизировать показатели деятельности как отдельных сегментов, так и всего нефтегазодобывающего производства. На основе сегментарного учета может быть проведен сегментарный анализ, который позволяет оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Анализ и использование показателей сегментарной отчетности играет связующую роль между системой учета и принятием управленческих решений пользователями отчетности, что помогает уменьшить риск принятия неверных решений и создает им научную основу.

Основные плюсы сегментарного анализа заключаются в следующем:

– при составлении сегментарной отчетности определяется вклад каждого сегмента в формировании прибыли как более крупного сегмента, так и в целом производства;

– устанавливается целесообразность добычи углеводородов на том или ином месторождении;

– появляется возможность оптимизации показателей деятельности как отдельных сегментов, так и нефтегазодобывающего производства в целом, и, как следствие,

– повышение прибыли.

Анализ сегментарной отчетности может проводиться с помощью простого (одностороннего) расчета маржинального дохода и двухступенчатым расчетом.

Проведение расчета по первой методике требует соблюдения следующих условий:

– необходимость деления издержек на две части – постоянные и переменные;

– переменные издержки изменяются пропорционально объему производимых ГРР;

– постоянные издержки рассматриваются как нераспределенные и вычитаются из суммы маржинального дохода, полученного всеми сегментами, т. е. на сегмент не относятся;

– маржинальный доход определяется путем вычета из объема продаж переменных затрат.

Этот анализ позволяет определить, у какого именно сегмента коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности производимой и реализуемой продукции, выше. Иными словами, уже при одноступенчатом расчете маржинального дохода сегментарная отчетность представляет определенную информационную базу для анализа.

Двухступенчатый метод основан на разделении расходов на прямые постоянные и косвенные постоянные затраты. При этом определяется маржинальный доход Один как разница между объемом продаж и переменными затратами. Прямые постоянные затраты могут быть прямо отнесены на конкретные сегменты. Косвенные постоянные затраты рассматриваются как относящиеся к затратам, возникающим на более высоком уровне сегментирования, и на конкретные сегменты не относятся. Маржинальный доход Два (сегментарная прибыль) образуется после распределения прямых постоянных затрат. Данный метод обеспечивает большие информационные возможности и позволяет определить, в какой степени каждый сегмент причастен к формированию и покрытию постоянных затрат для получения прибыли.

 

Список использованной литературы:

1. Информация по сегментам [Электронный ресурс]: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2010: утв. приказом Министерства финансов РФ от 08.11.2010 № 143н.

2. Богатова Е. Р. Управленческая отчетность: что это такое, кому и зачем она нужна? [Текст] / Е. Р. Богатова // Руководитель в курсе дела. – 2007. – № 5.

3. Ефимова С. Б., Пахомов А. С. Предметно-целевой аспект сегментарной отчетности в России [Текст] / С. Б. Ефимова, А. С. Пахомов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) – 2012. – № 4.

4. Ибрагимова А. Х. Проблемы учета и анализа затрат при осуществлении геологоразведочных работ и пути их оптимизации [Текст] / А. Х. Ибрагимова // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 22 (220)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: