Тема И.Ф. Стравинский. Биография. «Русские сезоны»




Восьмой класс музыкального отделения предпрофессиональные программы, вторник, 9 ноября

(09.00)

Домашние задания присылать в WhatsApp 8(922)0245725

 

Сольфеджио

 

Тема Правописание хроматической гаммы в мажоре

 

 

1. Хроматическая гамма – восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматические ступени звукоряда рассматриваются как понижения или повышения одноименных диатонических ступеней мажора или минора.

В мажорной хроматической гамме в восходящем движении III и VI ступени остаются на месте, без изменения, VII ступень понижается, остальные ступени повышаются.

 

Откуда берутся эти правила. Дело в том, что каждый хроматический звук подразумевает отклонение в родственную тональность. До диез - в ре минор, ре диез – в ми минор, фа диез – в Соль мажор (тональность доминанты), соль диез – в ля минор (тональность VI ступени). Как раз поэтому, мы не можем писать ля диез, так как на VII ступени в мажоре находится уменьшенное трезвучие и родственной тональности там нет. Поэтому мы напишем си бемоль и си бекар. Вместо повышения VI ступени, мы понизим VII ступень.

 

 

 

В мажорной хроматической гамме в нисходящем движении I и V ступени остаются на месте, без изменения, IV ступень повышается, остальные ступени понижаются.

 

 

Есть еще один способ для лучшего запоминания этого правила. Каждый звук в хроматической гамме повторяется два раза, кроме тех ступеней, которые не изменяются (в восходящем движении III и VI, в нисходящем движении I и V).

 

 

2. Построить интервальную последовательность в тональности E – dur

 

б.3 IV; ув.4 IV; м.6 III; б.3 I; м.3 VI; ув.4 VI г.; б.6 V; ч.1 I.

 

3. Построить аккордовую последовательность в тональности E – dur

 

T53; м.VII7; ум.VII7; T53; S6; ув.53; D7;

 

4. № 128 пение с листа

 

Домашнее задание T53;

1. Построить хроматические гаммы с 1 и 2 знаками при ключе.

2. Определить каким мажорным тональностям принадлежат отрезки хроматических гамм

 

 

3. Петь мелодии с пульсацией, выучить наизусть.

 

 

4. Петь интервальную и аккордовую последовательности в E – dur

5. № 128 наизусть нотами с пульсацией.

 

Музыкальная литература

Тема И.Ф. Стравинский. Биография. «Русские сезоны»

Игорь Федорович Стравинский – крупнейший композитор XX века.

Творческий путь Стравинского продолжался более полувека, и все это время композитор находился в центре общественного внимания. Вокруг его сочинений велись бурные споры, в которых сталкивались нередко противоположные мнения: восторги и презрение, безудержные восхваления и полное отрицание. Яркое самобытное дарование, широкий общекультурный кругозор, интеллект привлекали к нему многих деятелей культуры разных поколений как в России, так и за рубежом.

Стравинский жил в разных странах: России, Швейцарии, Франции, США. Но при всем многообразии и кажущейся пестроте жизненного пути он всегда оставался прежде всего русским композитором, о чем сам сказал в 80- летнем возрасте: «У человека одно место рождения, одна родина – и место рождения является главным фактором его жизни. Россия моя, и я люблю ее».

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбауме близ Петербурга. С артистической средой он был знаком с ранних лет: его отец- прославленный певец Мариинского театра, где помимо сослуживцев бывали Стасов, Мусоргский и Достоевский.

С 9 лет начал заниматься фортепиано, с 11 занятия приобрели регулярный характер. В 18 лет был вынужден поступить на юридический факультет по настоянию родителей, но интереса к музыке не потерял.

Уже в 1910 г. Стравинский написал свой первый балет «Жар – птица».

В 1914 г. Стравинский обратился к жанру оперы и создал «Соловья» по сказке Г.Х. Андерсена. В том же году он покинул Россию. Жил сначала в Швейцарии, а с 1920 г. – во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А.С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. Эти произведения стали вершиной в творчестве Стравинского.

В 1939 г. Игорь Федорович покинул Европу и переехал в США, где обратился к традициям джазовой музыки. В 1945 г. был создан «Черный концерт для кларнета и джаз – банда».

Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты. Симфонии, концерты, хоры. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX века.

«Русские сезоны» (1907г. -1914г.) – выступления русских оперных и балетных трупп в Париже и Лондоне, организованные С.П. Дягилевым, способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

После грандиозного успеха выставки русских художников, которая прошла в 1906 г. в парижском Осеннем салоне, Дягилев при покровительстве императорского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции приступил к организации русских сезонов.

В 1907 г. Дягилев познакомил Париж с русской музыкой. На сцене «Гранд Опера» прошел цикл Русских исторических концертов, их программы были составлены из произведений самых разных композиторов: Глинки, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Римского – Корсакова, Скрябина. Пианистами были Рахманинов и Скрябин, а дирижерами – Глазунов и Римский – Корсаков.

Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Приглашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаил Фокин и его жена Вера Фокина, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская.

Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Публика и критики восторженно отзывались о мастерстве русских танцовщиков (особенно отметив Нижинского, Павлову и Карсавину).

Самым крупным достижением Дягилева на музыкальной ниве «Русских сезонов» было «открытие Стравинского».

Балеты И. Стравинского в «Русских сезонах» С Дягилева 1910 г. – «Жар – птица». 1912 г. – «Петрушка», 1913 г. – «Весна Священная», 1914 г. – «Соловей», 1916 г. – Фейерверк», 1920 г. – «Пульчинелла», 1922 г. «Мавра», «Сказ про Лису, Петуха, Кота да Барана», 1923 г. – «Свадебка», 1928 г. – «Аполлон Мусагет». Сотрудничество Дягилева и Стравинского продолжалось 18 лет, За этот долгий период в «Русских сезонах» было поставлено 10 балетов композитора. Но именно первые три из них «Жар – птица», «Петрушка» и «Весна священная» остались по сей день популярными. Их называют «Великой балетной триадой Стравинского». Последней работой Стравинского и Дягилева стал бале «Аполлон Мусагет», поставленный в 1928 г.. Через год после этой премьеры 19 августа 1929 г. Сергея Павловича Дягилева не стало.

 

 

Домашнее задание

1. О. Аверьянова Отечественная музыкальная литература XX века, стр. 65 – 73, прочитать и сделать конспект.

2. YouTube, tvkultura.ru Документальный фильм «Париж Сергея Дягилева»

 

Домашнее задание

1. Посмотреть мультфильм «Прогулка»;

2. Сочинить небольшой рассказ или стихотворение на тему прослушанных произведений;

3. Изобразить понравившиеся образы (рисунок, поделка, аппликация).

 

 

С. Прокофьев (Детская музыка) –видеоклавир

Youtube( Вера Ткачева)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: