N.A. Krutova
Cand.Econ.Sci., Associate Professor at the Department of «National and World Economy»
Samara State Technical University, Samara
E-mail: ndolgih@mail.ru
T.A. Krasnova
graduate student at the Department of «National and World Economy»
Samara State Technical University, Samara
E-mail: defffchushka@mail.ru
K.S. Malahova
lecturer at the Department of «National and World Economy»
Samara State Technical University, Samara
The article explains the importance and the distinctive features of the innovative process of risk management at the present stage of development of the Russian economy. Integrated solutions to the problem of the study, using the mechanism of insurance protection now should be given considerable attention, because the achievement of this goal will create conditions to maintain stable rates of development of business processes and strengthen the position of Russian companies on the world stage.
Keywords: innovation, innovation risks, risk management, competition, management of innovative risk management, insurance, innovative design, business innovation.
УДК 339.19:343.35
Особенности теневой экономики
А.А. Кубышкина, Ж.Г. Жеманкулова
студенты кафедры «Тепловые электрические станции»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
E-mail: anyutakubyshkina@mail.ru
Научный руководитель В.А. Проценко
к.э.н., доцент кафедры «Национальная и мировая экономика»
Самарского государственного технического университета, г. Самара
В статье описаны проблемы теневой экономики Российской Федерации, её структура и особенности. Сделан вывод, что полностью избавиться от теневого сектора невозможно, но можно уменьшить его долю в экономике страны.
Ключевые слова: ВВП, налоги, правонарушения, коррупция, безработица.
Теневая экономика в России была и остается одной из самых больших в мире по доле в ВВП. Она существует в любой стране и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Но до сих пор, несмотря на масштабы этого экономического явления, оно полностью не исследовано.
Объем теневой экономики тесно связан напрямую с количеством рабочих мест, а также с уровнями коррупции и преступности. При всем при этом, в стране с высокой реальной безработицей, неразвитой промышленностью, ограниченным количеством рабочих мест, которые не обеспечивают потребности населения, большая часть ВВП остается в тени.
|
Рис. 1 Динамика ВВП РФ
В своем высказывании министр финансов Российской Федерации Силуанов Антон Германовичв эфире радиостанции «Эхо Москвы» о теневом секторе экономики от 20 июня 2013 года отметил:
«Если теневой сектор у нас где-то 15-20 % от экономики, а ВВП у нас где-то 60 триллионов (рублей), то 15 % - это 9 триллионов».[1]
Рис. 2 Доля теневого сектора в ВВП РФ
Доля теневой экономики РФ подразделяется на такие сферы, как зарплата и доходы предпринимателей, государственные налоги, плата «крышам» и чиновникам, инвестиции и плата за обналичивание.
Согласно официальной статистике России в середине 1990-х годов, доля теневой экономики примерно составляла 1/3 ВВП, затем эта оценка сократилась до 1/4. На данный момент составляет 1/5.
Совокупная налоговая нагрузка на экономику РФ, по словам А. Г. Силуанова, составляет 35 %. Таким образом, бюджет РФ не добирает около 3 триллионов рублей доходов из-за ухода бизнеса в тень. [1]
В структуру теневой экономики входят:
· неформальная (разрешенные законом виды деятельности, участники которых не платят налоги);
· фиктивная (взятки, откаты, мошенничества, приписки и так далее);
· подпольная (неправомерные виды деятельности: распространение и продажа наркотических средств, оружием, убийство и насилие по заказам, контрабанда и другие).
|
Численность безработного населения в марте 2016 года увеличилась на 0,1% по сравнению с мартом 2015 года, то есть осталась практически на том же уровне.Общая численность безработных, по данным МОТ, в 4,9 раза больше численности, которые былизарегистрированы в службах занятости населения. Самый низкий процент безработицы отмечается в Центральном округе (3,8-4%), а самый высокий – в Северо-Кавказском округе (11,4-11,6%). [5]
Рис. 3 Уровень безработицы по методологии МОТ, по федеральным округам
(в % от численности рабочей силы; без корректировки сезонных колебаний)
Сокрытие формальной экономической деятельности изменяет систему разделения труда, увеличивает издержки производства, отрицательно сказывается на качестве товаров и услуг.
В России активно ведется борьба с сокрытием доходов от налогообложения. Правоохранительными органами проводятся мероприятия для того, чтобы отследить нелегальные денежные потоки и для возбуждения уголовного дела,составы преступлений в УК РФ сформулированы так, что не обязательно отслеживать денежные потоки. Также и обратно. Отслеженные денежные потоки не всегда становятся фундаментом для возбуждения уголовных дел в сфере теневой экономики. В лучшем случае обнаруживаются сопутствующие правонарушения.
По виду и объему сокрытия реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие: операции, полностью выводящиеся из бухгалтерского учета (неучтенные операции, при которых происходит сокрытие самого факта ее проведения), операции, которые направлены на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведенные под видом других операций (псевдооперации).
|
Рис. 4 Составляющие теневой экономики
Исходя из вышесказанного, к существующему на сегодня уголовно-правовому механизму воздействия на теневую экономику, можно выделить следующие нормы УК РФ:
· ст. 171 "Незаконное предпринимательство";
· ст. 172 "Незаконная банковская деятельность";
· ст. 173 "Лжепредпринимательство";
· ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте";
· ст. 198 "Уклонение гражданина от уплаты налога";
· ст. 199 "Уклонение от уплаты налога с организаций". [2]
Общепризнанно, что победить теневую экономику невозможно, но можно противостоять ей. Например, узаконить теневую экономику через амнистию её участников и их доходов. Также ввести единые правовые и экономические условия с обязательным усилением борьбы с коррупцией и криминалом российского общества. Это могло бы повлиять на снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реального налогообложения. Ужесточая контроль приказами, запретами, налогообложением, государство может способствовать увеличению численной составляющей теневого сектора.
Список используемой литературы
1. https://minfin.ru/ru/search/?q_4=теневая+экономика&source_id_4=6
2. https://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=23499
3. https://www.lerc.ru/?part=articles&art=18&page=13
4. https://ecotrends.ru/component/content/article/750-2008/839-2011-12-05-10-43-52
5. https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/239.htm