Культура России в XVII в.
Особенности русской культуры XVII в.
• стремление образованного русского общества к научному осмыслению окружающего мира
• все большее обмирщение культуры, утверждение светского начала
• тесная связь культуры с событиями общественной жизни (Смутное время, народные восстания, раскол Русской Православной церкви, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике)
• усиление идейного противостояния в общественной жизни
• интерес к иностранному опыту в различных областях хозяйства и культурной жизни
• изменения в быту (распространение предметов обихода с Запада и Востока), стиль русской жизни приобретал все больше европейских черт
• заметным становится личностное начало в культуре
Образование и книгопечатание
Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и просвещения. В XVII в. этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было от 75% до 96%, среди посадских людей - 23%-52%. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.
Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос на печатные и рукописные пособия. Самыми большими тиражами издавалась с 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова-Протопопова. В 1648 г. впервые в России вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» - таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике.
|
Рост количества грамотных людей породил активизацию книгопечатания. В течение XVII в. было выпущено 483 издания, причем выходили и светские книги - «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Грамматика». Невиданным для тогдашней России тиражом было издано Соборное Уложение 1649 г. Однако 85% всех изданий являлись религиозными. Именно с последним обстоятельством связано то, что в XVII в. роль рукописных книг не уменьшалась. Они затрагивали те темы, которых не было в печатных изданиях.
О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений. Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре. Действовали школы для подготовки чиновников в Андреевском и Заиконоспасском монастырях. Позже в Москве появились частные училища. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская Академия для людей «всякого чина, сана и возраста».
function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} } Накопление научных знаний
Особенно быстро процесс накопления знаний в XVII в. шел в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и торговли. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики. Росло количество естественнонаучных познаний, выпускались пособия по математике (таблица умножения), химии, медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: появились многочисленные повести, материал которых служил извлечению уроков из исторического прошлого.
|
Для Московского государства XVII столетие - эпоха географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, обзоры, описания увиденных земель.
Путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия известный церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.
К XVII в. наблюдается теоретическое осмысление накопленных практических знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии.
Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.
function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} } Литература и общественно-политическая мысль
|
Доминирующим явлением, характерным для русской культуры XVII в., был процесс секуляризации (обмирщения) общественной жизни. Это в полной мере проявилось в развитии литературы и социальной мысли. При неуклонном сокращении сферы клерикального (церковного) происходило укрепление мирского (светского) начала.
Последнее летописное сочинение «Новый летописец» рассказывало о событиях со смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени.
В исторических повестях героями становятся обычные люди, описываются реальные события: повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков. Многие произведения рассказывали о событиях Смутного времени. Патриотический пафос и мысль о национальном единении в борьбе с оккупантами характерны для «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанной в 1610 - 1611 гг.
Появляются новые жанры:
n автобиография: протопоп Аввакум Петров создал «Житие протопопа Авакума, им самим написанное». Духовный лидер старообрядчества также прославился своими полемическими «челобитными» царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу и «посланиями» к разным людям;
n драматургия и поэзия: Симеон Полоцкий написал первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Он же переложил на стихи псалтырь, написал два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»;
n демократическая сатира отражала народные настроения. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость. Объектом критики стала даже церковь («Сказание о куре и лисице»);
n бытовая повесть: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» изображали купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.
В XVII в. был составлен первый библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» (С. Медведев), а также возникла книга энциклопедического содержания «Полис» (К. Истомин).
К публицистическим сочинениям можно отнести труды Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, которые в своих сочинениях стремились обосновать законность власти Михаила Федоровича Романова. Под влиянием Смутного времени формируется оппозиционная публицистика: Юрий Крижанич во время тобольской ссылки написал «Думы политичны», проповедуя, что предназначение самодержавного монарха состоит в том, чтобы установить социальный мир и смягчить угнетение низших высшими. Похожие идеи высказывал С. Полоцкий. Талантливым публицистом был царь Алексей Михайлович. Его перу принадлежит замечательная «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Послание Никону на Соловки» и др. Будучи заядлым охотником, «Тишайший государь» даже составил «Урядник сокольничего пути».
С восшествием на патриарший престол Никона (1652 г.) возобновились споры о «священстве» и «царстве». Идеи о превосходстве церковной власти излагал патриарх Никон в «посланиях» 1650-х гг., в предисловии к «Служебнику», 1655 г. и в сочинении «Возражение», 1663 г. Обратная мысль - о величии царской власти - развивается в «посланиях» самого царя Алексея Михайловича, и по поручению его - в составленном иеромонахом Епифанием Славинецким труде «Деяние московского собора».
Большую популярность приобрела переводная литература (проникающая из Польши и Чехии) - поучительные рассказы «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились рыцарские романы, бытовые новеллы, юмористические рассказы и анекдоты. Были популярны «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде», «Повесть о Еруслане Лазаревиче».
В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика - события Смуты и борьбы с интервентами. Исторические песни изобиловали рассказами о разбойниках - «Разбойничий дуван», о Степане Разине - «Смерть Разина».
Архитектура
Для культуры XVII в. характерен процесс обмирщения. В архитектуре происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы.
Появилось большое количество каменных общественных зданий: Печатный и Монетный дворы, а также частные владения: палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова. Активное строительство началось в 20-е годы, в Москве даже был создан Приказ каменных дел, объединявший лучших мастеров.
Нарядное шатровое строительство (шатер над Спасской башней Московского Кремля, церковь Рождества в Путинках) было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. Образцом он провозгласил храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатровый стиль не исчез, его широко использовали вдали от Москвы.
Здания XVII столетия отличались изобилием декоративности, мелких деталей, рельефных многоцветных украшений: изразцов и узоров из резного камня и кирпича («каменное узорочье»). В этом стиле выдержаны Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты бояр, церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле. В 40-70 гг. зародился новый стиль - московское, или нарышкинское барокко, характерными чертами которого стали симметрия, многоярусность, резьба по белому камню, сочетание белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях - усадебный храм Л.К.Нарышкина).
Великолепным образцом деревянного зодчества являлся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, созданный мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым.
function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} } function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} } Живопись
В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись.
В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).
Произведения мастеров Оружейной палаты - Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г. Зиновьева, И. Максимова, Т. Филатьева, К. Уланова) - сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность. Самым известным творением Семена Ушакова является икона «Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.
Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи, которая стала чрезвычайно декоративна. Наиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове.
В конце XVI в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом на холсте. Меняются приемы портретного письма: если раньше техника была иконописной (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского), то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I - Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).
function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} } Прикладное искусство
Главным центром расцвета прикладного искусства в XVII в. являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и др.) В них работали собранные со всей Руси талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера худож. росписи.
function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} } Театр
Обмирщение культуры, характерное для России XVII в., выражалось, например, в том, что в 1672 г. в Москве впервые был создан придворный театр. По поручению царя Алексея Михайловича лютеранский пастор И. Г. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал по Москве "детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека" и стал репетировать с ними так называемое "Артаксерксово действо", разыгранное 17 октября 1672 г. Репертуар первого театра состоял из пьес на библейские или легендарно-исторические сюжеты. Однако просуществовал он всего лишь четыре года до смерти Алексея Михайловича. Позже при Славяно-греко-латинской Академии сложился русский школьный театр. Пьесы писались преподавателями, сюжеты были как евангельские, так и житийные. Все роли исполняли учащиеся, представления давали по праздникам.
Широкое распространение в XVII в. получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженных, праздники (проводы Масленницы), выступления скоморохов. function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} }
Выводы:
· Русская культура XVIIв. Находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени.
· Начался постепенный переход от религиозного к рациональному объяснению мира.
· Накопление знания, начало их теоретического осмысления.
· Процесс «обмирщения» культуры и сознания противоречив: светское начало тесно переплетается с религиозным
· Проявляется личностное начало, появляются авторские произведения.
· Усиливается взаимосвязь с западноевропейской культурой.