Научный руководитель И.А. Майорова




доцент кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических

и социотехнических комплексов»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

Статья посвящена управлению качеством промышленной продукции на предприятии. Используя основные понятия по качеству товара, международные стандарты ИСО, было проведено описание проблемной ситуации, разработаны рекомендации по устранению выявленных проблем в области управления качеством промышленных товаров.

Ключевые слова: управление качеством, качество продукции, качество изделия, уровень качества продукции, стандарты ИСО 9000.

 

Управление конкурентоспособностью и качеством товара на сегодняшний день имеет немаловажное значение для успешного развития своего бизнеса.

Качество продукции – это объединение свойств продукции, определяющей ее пригодность, способность в соответствии с ее назначением удовлетворять определенные потребности потребителя.

Понятие качества изделия продукции относительное, оно оценивается количественно через сопоставления однотипных изделий, одинаковых по своему назначению.

Уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на ее сравнении с соответствующей совокупностью базовых показателей.

На сегодняшний день на современном мировом рынке, где предложение превышает спрос, преобладает покупатель. Покупатель делает выбор в отношении той продукции, которая имеет приемлемою для него цену и в наибольшей степени соответствует его ожиданиям.

Поэтому, для того, чтобы продукция была конкурентоспособной ее качество должно быть в первую очередь ориентировано на удовлетворение потребностей, нужд и ожиданий потребителя. Делая свой выбор среди предложенных ему вариантов, потребитель выбирает ту продукцию, для которой соотношение качества товара к его цене имеет наибольшее значение.

Следовательно, в условиях жесткой конкуренции, чтобы производителю своей продукции выйти на рынок и закрепиться на нем, ему необходимо увеличивать данное соотношение путем повышения качества продукции и снижения ее себестоимости.

Управление качеством промышленной продукции содержит определенные виды деятельности:

· Сбор и анализ информации поступающей от потребителя продукции и обо всех производственных процессах на предприятии.

· Установление и поправка целей и задач, а также выработка решений, направленных на их выполнение.

· Распределение и последующее перераспределение промышленных и материальных ресурсов. [2, стр. 69]

Для эффективного управления качеством промышленной продукции были созданы международные стандарты ИСО серии 9000, которые со временем были дополнены стандартами ИСО 14001 и 14000. В дополненных стандартах были отражены требования к экологической безопасности продукции, выпускаемой промышленными предприятиями. Задачами этих требований являлись повышение качества производства промышленной продукции. И здесь, безусловно, можно предположить, что управление качеством напрямую связано с постоянным контролем.

Постоянный контроль управления качеством промышленной продукции основан на выявлении показателей качественной продукции во время проведения специальных технологических операций контроля и удаления некачественных изделий.

На сегодняшний день существует и другая система менеджмента качества. Она основывается на осуществлении контроля за качеством не самой готовой продукции, а технологических процессов и проектных процедур, задействованных при производстве этой продукции.

Управление качеством промышленной продукции с использованием данного подхода является более результативной и менее затратной системой, поскольку нет необходимости постоянного контроля за производством продукции и за счет мер, направленных на предотвращение выпуска некачественной продукции, уменьшаются производственные расходы.

Собственно на таком подходе формируются положения международных стандартов ИСО 9000. Стандарты ИСО 9000, подразделяются на первичные, вторичные и поддерживающие. Первичные в свою очередь делятся на внутренние и внешние. Внутренние стандарты регламентируют мероприятия, направленные на управление качеством внутри производства и используются внутри самого предприятия. Внешние стандарты определяют требования, соблюдая которые предприятие может гарантировать высокое качество товара при заключении и выполнении контрактов, полученных от внешних заказчиков.

Следовательно, стандарты ИСО 9000 служат началом для создания системы управления качеством на промышленных предприятиях.

С помощью этих стандартов к управлению качеством товаров устанавливаются определенные требования для демонстрации производителями своих возможностей, регламентируя и определяя различные варианты развития, внедрения, разработки и сертификации системы управления качеством на промышленных предприятиях.

Управление качеством промышленной продукции в основном является совокупностью нескольких пакетов документов:

· представление процессов управления для отдельных системных элементов;

· разработка мероприятий управления качеством (что, кем и в какое врем должно быть сделано);

· инструкции, планы, тесты и т.д.

Специально аккредитованные организации осуществляют выдачу промышленным предприятиям сертификата соответствия стандартам ИСО 9000. Наличие данного сертификата имеет большое значение для дальнейшей производственной деятельности предприятия и удачного развития объединенных систем менеджмента в нем.

В стандартах ИСО 9000 содержатся около двадцати требований называемых системными к качеству промышленной продукции. Эти требования подразделены на отдельные группы, относящиеся к транспортировке, выпуску, документированию продукции, послепроизводственным мероприятиям и маркетинговым действиям. [3]

Руководство предприятия несет ответственность, за качество продукции, устанавливая систему обеспечения качества и формулируя принципиальные цели предприятия в области качества.

Неправильная постановка задач и распределение обязанностей руководителем может повлечь за собой невыполнение поставленных целей, снижение качества товара и потерю конкурентоспособности фирмы.

Руководитель должен опираться на общепринятые принципы в управлении качеством продукции, основные из них основаны на учете:

· отраслевой структуры производства;

· организованного взаимодействия сотрудников;

· общего уровня технологии;

· степени профессиональной подготовки кадров;

· наличия специальной группы менеджеров по качеству;

· принципа обязательного стимулирования работников;

· принципа предотвращения дефектов.

Так же существуют критерии качества, имеющие первостепенное значение:

· соответствие стандарту;

· соответствие качества товара платежеспособному спросу;

· соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов;

· соответствие качества товара требованиям покупателей;

· степень точности соблюдения всех производственных процессов. [1]

Для достижения эффективного производства и получения качественного продукции данные критерии необходимо исполнять.

Программа повышения качества является основополагающей при составлении стратегии качества товара. В ней отдельной строкой прописываются лица, ответственные за исполнения процессов. Несмотря на наличие разработанной программы качества нельзя исключать и фактор отношения руководства организации к проблеме качества

Желание самого руководителя выходить на рынок с конкурентоспособным и хорошего качества товаром приводит к грамотному планированию производства и исключению выпуска некачественной продукции.

 

Список использованной литературы

1. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие.- М.: Феникс, 2007.-256с.

2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие.- М.: проспект, 2006.- 286с.

3. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ОАО "Изд-во Экономика", 2009. - 639с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: