Элементы денежной системы




Инфляция: причины, последствия, методы борьбы.

Причины инфляции

- дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются государственные ценные бумаги или бумажные деньги;

- высокий уровень непроизводственных расходов государства, приводящий к затратам человеческого труда, которые не оборачиваются увеличением выпуска потребительских благ;

- товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения;

- монопольное положение некоторых производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию;

- отрыв роста заработной платы от роста производительности труда.

Последствия инфляции:

· ухудшение экономического положения страны (снижение объема производства, перелив капитала из сферы производства в сферы с высокой скоростью оборота капитала, обесценение финансовых ресурсов государства, ограничение кредитных операций);

· снижение конкурентоспособности товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке;

· рост социальной напряженности (снижение жизненного уровня населения, обесценивание накоплений, социальное расслоение общества)

Методы борьбы с инфляцией:

Административные меры   Экономические меры
             
Замораживание цен с рационированием личного потребления   Денежные реформы   Антиинфляционная политика
    · нуллификация · деноминация · девальвация (ревальвация) · реставрация · дефляционная политика · политика доходов · шоковая терапия
                 

Дефляционная политика: регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения ставок процента за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы => замедление темпов экономического роста.

Политика доходов: параллельный контроль за темпами роста цен и зарплаты путем их замораживания или установления пределов роста => социальные противоречия.

Шоковая терапия: свободное ценообразование, стимулирование развития рыночных отношений => снижение уровня жизни.

 

  1. Денежное обращение: понятие и формы.

Денежное обращение - движение денег в процессе производства и обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей.

Роль денег в современной экономике проявляется как результат их функционирования. Сегодня все товары, услуги, способность людей к труду, природные ресурсы имеют денежную форму. Всеобщий характер товарно-денежных отношений превращает деньги в самовозрастающую стоимость, в денежный капитал.

Однако главным остается использование денег как регулятора экономических процессов.

Денежное обращение представляет собой движение денег при выполнении ими своих функций. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта как в наличной, так и в безналичной формах.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими функции средства обращения с помощью банкнот, монет и кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет Центральный банк, он же и определяет правила налично-денежного обращения и кассовых операций.

Безналичное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других инструментов.

  1. Безналичные расчеты РФ.

Безналичные расчеты - денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом расчетным центром является банк.

Формы безналичных расчетов и правила их осуществления определяются Центральным банком.

Между формами обращения денег существуют взаимосвязь и взаимозависимость, они образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги.

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения, которое зависит от количества проданных товаров и услуг, уровня цен и тарифов, скорости обращения денег. В условиях обращения знаков стоимости главная роль в регулировании денежного обращения принадлежит государству, а основным условием стабильной национальной денежной единицы является соответствие потребности хозяйства в деньгах их фактическому поступлению в обращение.

Одной из основных услуг банкам-корреспондентам является открытие и ведение корреспондентских счетов в российских рублях. Сотрудничество в этой области даёт возможность банкам использовать преимущества уникальной многофилиальной расчётной системы Сбербанка России для ускоренного осуществления расчётов, а также для реализации различных проектов, предполагающих большой объём платежей с учреждениями Сбербанка России. В настоящее время нашими корреспондентами являются многие крупнейшие российские банки и банки стран СНГ и Балтии. Также Сбербанк предлагает банкам открытие и ведение корреспондентских счетов во многих видах иностранных валют, как со свободной, так и с ограниченной конверсией.

Открытие и ведение корреспондентских счетов в Сбербанке России осуществляется на уровне Центрального аппарата, территориальных банков и отделений.

  1. Денежные системы: понятие и элементы.

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Элементы денежной системы

- денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для изменения и выражения цен всех товаров.

- масштаб цен – это средства выражения стоимости в денежных ед., т.е. техническая функция денег. Государство фиксирует масштаб цен законодательным порядком.

- виды денег, являющиеся законным платежным средством

- эмиссионная система

- методы регулирования денежного обращения

Каналы эмиссии современных банкнот:

· банковское кредитование хозяйства, которое обеспечивает связь денежного обращения с динамикой воспроизводства общественного капитала;

· банковское кредитование государства, когда банкноты эмитируются взамен государственных долговых обязательств; прирост официальных валютных резервов в странах с активным платежным балансом.

  1. Денежная система в РФ.

Функционирует в соответствии с Федеральным Законом “О Центральном Банке РФ” от 10.07.02г. № 86-ФЗ. Национальной валютой является рубль, состоящий из 100 копеек. Выпуск денежных суррогатов запрещен. Официальное соотношение между рублем и драгоценными металлами не устанавливается.

Виды денег – банковские билеты (билеты ЦБР) и разменные монеты. Исключительное право эмиссии принадлежит ЦБР.

В целях организации наличного денежного обращения Центральный Банк России:

· прогнозирует и организует производство банкнот и металлических монет;

· создает резервные фонды банкнот и монет;

· определяет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

· устанавливает признаки платежности денежных знаков, порядок их замены и уничтожения;

· утверждает правила ведения кассовых операций в организациях.

В целях организации государственного денежно-кредитного регулирования экономики Центральный Банк России устанавливает целевые ориентиры прироста денежной массы в обращении (осуществляет таргетирование).

Методы денежно-кредитного регулирования: · политика обязательного резервирования · политика открытого рынка · учетная политика Характерные черты современных денежных систем: · официальное соотношение национальной валюты и драгоценных металлов не устанавливается; · обращаются неразменные на металл кредитные деньги; · банкноты эмитируются под прирост официальных золотовалютных резервов; · преобладает безналичный денежный оборот; · усиливается государственное регулирование денежного обращения, что может приводить к инфляционным процессам; · золотой резерв сохраняется в резервах центральных банков, а также в виде монет и украшений у частных лиц (тезаврация).
  1. Денежная масса и ее элементы. Регулирование денежной массы.

Денежная масса - совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

Между формами обращения денег существуют взаимосвязь и взаимозависимость, они образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги.

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения, которое зависит от количества проданных товаров и услуг, уровня цен и тарифов, скорости обращения денег. В условиях обращения знаков стоимости главная роль в регулировании денежного обращения принадлежит государству, а основным условием стабильной национальной денежной единицы является соответствие потребности хозяйства в деньгах их фактическому поступлению в обращение.

Количественным показателем движения денег служит денежная масса как совокупность всех покупательных платежных и накопленных средств. Для анализа изменений движения денег используют денежные агрегаты.

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 – М0 – средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах, в банках, депозиты населения до востребования, средства страховых компаний;

М2 - М1 – срочные депозиты населения;

М - М2 – сертификаты, облигации госзаймов.

Совокупный объем денежной массы показывает агрегат М2.

Устройство денежного обращения в государстве, закрепленное законодательно, называется денежной системой, элементами которой являются денежная единица, масштаб цен, виды денег, эмиссионная система, государственный аппарат регулирования денежного обращения.

  1. Ростовщический капитал как исторический предшественник ссудного. Источники ссудного капитала.

Накопленные деньги концентрируются в кредитной системе, используются ею как ссудный капитал и приносят доход владельцу.

Историческим предшественником ссудного капитала был капитал ростовщический, который появился одновременно с имущественной дифференциацией в обществе, с зарождением частной собственности. Богатство сосредоточивалось в одних руках, а потребности в деньгах испытывали производители. С помощью ссуд богатство превратилось в стоимость, приносящую доход, т.е. в капитал. Ростовщические ссуды выдавались под залог, а их характерной чертой было использование заемных средств в качестве покупательного и платежного средства, т.к. высокие ставки не способствовали использованию таких ссуд в производстве.

Развитие товарного производства постепенно привело к вытеснению ссудным капиталом ростовщического, однако ростовщичество как вид предпринимательской деятельности еще сохранилось.

Источниками формирования ссудного капитала выступают как временно свободные денежные средства государства, предприятий и населения, на основе договоров передаваемые во временное пользование посреднику за доход в виде процента, так и средства, временно высвобождающиеся из оборота промышленного и торгового капитала. Такое высвобождение происходит по нескольким причинам:

во-первых, процесс формирования амортизационного фонда происходит равномерно по мере поступления выручки от реализации продукции, а расходование средств этого фонда - периодически и одномоментно;

во вторых, поступление выручки от реализации продукции во времени не совпадает с фактическим осуществлением затрат на производство;

в-третьих, нераспределенный остаток прибыли обычно капитализируется, т.к. для инвестиций обычно требуется крупный капитал, накапливающийся при неоднократном обороте промышленного капитала.

Отличительной особенностью ссудного капитала является то, что он всегда находится в денежной форме.

  1. Функции кредита в рыночной экономике.

1. Позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране денежного золота.

2. Перераспределительная. Благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства.

3. Содействует экономии издержек обращения. В процессе его развития появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, различные виды счетов, депозитные сертификаты), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков.

4. Ускорение концентрации и централизации капитала. Используется в конкурентной борьбе, содействует процессу поглощения и слияния фирм. Одни предприниматели, добившиеся предоставления им кредитов на льготных основаниях, получают возможность быстрого роста капитала, другие могут воспользоваться кредитом лишь на ухудшившихся условиях и проигрывают в конкурентной борьбе.

  1. Принципы кредита.

Принципами кредита является:

возвратность, как неотъемлемый атрибут кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата кредитору заемных средств.

срочность выражает необходимую форму достижения возвратности, т.к. срок представляет конкретный фактор времени, зафиксированный в договоре. (Частичным исключением являются онкольные ссуды, срок погашения которых договором не определяется).

платность осуществляется через механизм банковского процента, ставка которого выражает цену кредита. Экономический смысл платы за кредит заключается в распределении дополнительно полученной за счет использования заемных средств прибыли между кредитором и заемщиком.

обеспеченность кредита выражает необходимость защиты имущественных интересов кредитора в случае нарушения заемщиком взятых на себя обязательств.

В современной банковской практике формы обеспечения ссуд достаточно многообразны, это залог, заклад, гарантия или поручительство, страховой полис, переуступка в пользу банка требований заемщика к третьему лицу и др. В ряде случаев кредитор может предоставлять необеспеченные (бланковые) ссуды.

целевой характер кредита распространяется на большинство ссудных операций, выражая необходимость целенаправленного использования заемных средств.

дифференцированный характер кредита выражает дифференцированный подход к клиенту, зависящий как от категории заемщика, так и от политики конкретного кредитора. Самый общий подход означает, что ссуда выдается только тем клиентам, которые в состоянии ее вернуть своевременно и уплатить за пользование ею.

  1. Формы кредита.

Формы кредита:

Банковский кредит - наиболее распространенная в экономике форма кредитных отношений, объектом которой является предоставление в ссуду денежных средств. Классифицируется по срокам погашения, способам взимания ссудного процента, наличию обеспечения, целевому назначению, категориям заемщиков.

Коммерческий кредит - одна из первых форм кредитных отношений, представляет собой реализацию товаров или услуг с отсрочкой платежа под вексель. В хозяйственной практике используется простой вексель - соло и переводной вексель - тратта. Основные отличия от банковского кредита заключаются в том, что в роли кредитора могут выступать любые юридические лица; коммерческий кредит предоставляется только в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным и торговым.

Потребительский кредит выступает как целевая форма кредитования физических лиц, причем в роли кредитора могут выступать как специализированные учреждения, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров и услуг. Потребительский кредит предоставляется как в денежной, так и в товарной формах.

Государственный кредит требует обязательного участия государства либо в роли кредитора, либо в роли заемщика. От лица государства в этих операциях выступают органы исполнительной власти различных уровней. Как кредитор государство через центральный банк осуществляет кредитование конкретных регионов и отраслей, а также коммерческих банков в процессе продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных ценных бумаг.

Международный кредит - это совокупность кредитных отношений на международном уровне, участниками которых могут выступать международные кредитно-финансовые организации, правительства государств и отдельные юридические лица. Может выступать как в товарной (во внешнеторговой деятельности), так и в денежной формах.

Кредит как экономическая категория используется как средство регулирования экономики. В рыночной экономике государственное регулирование кредита - необходимое условие эффективного воздействия на процесс общественного воспроизводства.

  1. Задачи и функции ЦБ в кредитной системе.

Поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности для обеспечения экономического роста

- рубль; - расчеты; - банки.

Функции Центрального Банка:

- эмиссия банкнот

- осуществление денежно-кредитной политики

- рефинансирование кредитно-банковских организаций

- проведение валютной политики

- регулирование деятельности кредитных институтов

- финансовый агент правительства

- организация платежно-расчетных отношений

  1. Функции коммерческих банков.

- посредничество в кредите

- посредничество в расчетах

- посредничество в ценных бумагах

- выпуск кредитных денег

  1. Сущность финансов, их признаки и функции.

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

· денежные отношения;

· распределительные отношения;

· связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Финансы – это система денежных отношений организованных государством, в результате которого происходит формирование и использование общегосударственных денежных фондов. Сущность финансов проявляется в их функциях.

Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

  1. Структура финансовой системы РФ.

Финансовая система государства – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В РФ финансовая система состоит из пяти звеньев финансовых отношений, первые три из которых относятся к централизованным и используются для макроэкономического регулирования:

· государственная бюджетная система;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· финансы предприятий различных форм собственности.

  1. Структура и принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов

Единство - обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном обьеме.

Реальность - это правдивость бюджетных показателей.

Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно быть опубликованы.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субьектов Федерации и местными органами самоуправления.

 

  1. Функции бюджета.

Основные функции бюджета:

- перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных

средств.

  1. Доходы бюджета.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами хозяйствования и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. В условиях рыночной экономки система доходных поступлений базируется на налоговой системе.

Источники доходов бюджета:

  1. ср-ва полученные от приватизации;
  2. ср-ва полученные от размещения гос-ных ценных бумаг;
  3. ср-ва полученные от гос-ной собственности;
  4. доходы унитарных предприятий;
  5. наиболее значимые налоговые доходы.

Налоговые доходы – безвозмездные, обязательные, безвозмездные, платежи в пользу бюджета.

  1. Расходы бюджета.

Расходы бюджета выражают экономические отношения, складывающиеся при распределении бюджетного фонда и использовании денежных средств в соответствии с основными функциями государства.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом, для покрытия которого могут использоваться как внутренние, так и внешние источники финансирования, соотношение которых зависит от бюджетной политики государства.

Все расходы бюджетов делятся на 2 группы:

1. Текущие расходы – это часть расходов обеспечивающая текущее финансирование органов гос. власти, органов местного самоупарвления, оказания гос. поддержки в бюджет учреждения отдельным отраслям экономике, форме дотации, субсидии и субвенции.

Субсидии и дотации – это денежные средства на покрытие текущих расходов.

Субвенция – денежные средства выделяемые на финансирование расходов, но имеющие четкий целевой характер.

2. Капитальные расходы – это денежные средства обеспечивающие инновационную и инвестиционную деят. гос-ва, а так же обеспечение государственного кредита.

  1. Бюджетный федерализм.

Федерализм бюджетный — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.

Бюджетный федерализм - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.

Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

  1. Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:

· единства бюджетной системы;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· бездефитцитности бюджета;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· достоверности бюджета.

 

 

  1. Бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов. В условиях рыночной экономики в значительной степени уступает место самофинансированию. В то же время является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, а также отдельных предприятий, отраслей, регионов.

Это наиболее желаемый ме­тод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источ­ник средств практически бесплатен, нередко полученные сред­ства не возвращаются, а их расходование слабо контролирует­ся. В силу ряда объективных причин доступ к этому источни­ку постоянно сужается.

  1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ.

Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и целевого использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регулируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.

Расширение деятельности государства привело к созданию большого количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом.

По уровню управления различают – государственные и региональные.

По целевому назначению различают:

Социальные · Фонд социального страхования (ФСС) · Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) · Пенсионный фонд РФ (ПФР) · Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) · Фонд обязательной социальной поддержки населения · Другие фонды Экономические · Федеральный и территориальные дорожные фонды · Фонд производства минерально-сырьевой базы РФ · Фонды финансового регулирования · Другие фонды
  1. Государственные внебюджетные фонды РФ.

Государственный внебюджетный фонд - в РФ - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения РФ.

  1. Государственный кредит в РФ.

Государственный кредит - денежные отношения, в которых органы власти и управления всех уровней выступают в качестве заемщика, кредитора и поручителя.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита, совмещает их особенности. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет и распределительную и контролирующую функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков: по месту размещения – на внутренние внешние, по субъектам – на размещаемые центральными и территориальными органами власти, по сроку - на кратко-, средне-, долгосрочные, по методу определения дохода – на обязательства с твердым или плавающим доходом.

Управление государственным кредитом в РФ осуществляют совместно Министерство финансов и Центральный банк.

  1. Сущность страхования. Классификация страхования.

Составной частью категории финансы является экономическая категория страхование, отличительная особенность которого заключается в том, что оно охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Под страхованием понимают совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

По форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным; обязательное осуществляется в силу закона в соответствии с общественной целесообразностью, добровольное осуществляется в силу закона на основе заключаемых договоров.

Сущность страхования проявляется в его функциях, они позволяют выявить его особенности. Финансы как уже сказано, выражают свою сущность через распределительную функцию; она находит свое специфическое проявление в функциях страхования: - рисковая; - предупредительная; - контрольная.

  1. Функции страхования.

Сущность страхования проявляется в его функциях, они позволяют выявить его особенности. Финансы как уже сказано, выражают свою сущность через распределительную функцию; она находит свое специфическое проявление в функциях страхования:

Рисковая. Именно в рамках этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования.

Предупредительная. Часть средств страхового фонда используется на уменьшение степени и последствий страхового риска.

Контрольная. Выражает строго целевое формирование и использование средств страхового фонда. Проявляется как в условиях страховых договоров, так и одновременно с другими функциями в конкретных страховых отношениях.

  1. Управление финансами в РФ.

Управление финансами в РФ осуществляют законодательно – Федеральное Собрание, исполнительно – Министерство финансов и его органы на местах, главное управление федерального казначейства как подразделение Министерства финансов, контроль осуществляют Министерство по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции, исполнение таможенного законодательства обеспечивает Государственный таможенный комитет, руководство внебюджетными фондами осуществляют их правления и исполнительные дирекции, надзор за деятельностью страховых организация – соответствующее управление в составе Министерства финансов.

  1. Финансовая политика государства.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций. Содержание финансовой политики включает разработку общей концепции и определение задач, создание финансового механизма и управление финансовой деятельностью его посредством. Различают директивный и регулирующий финансовый механизм, первый разрабатывается для финансовых отношений с участием государства, второй определяет организацию финансовых отношений на предприятиях.

К задачам финансовой политики можно отнести:

обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;

рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

использование финансовых методов для регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов;

разработка адекватного финансового механизма и его развитие.

Финансовая политика государства – от



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: