Игровая деятельность,
Как учебная ситуация.
Классификация игровой деятельности.
Методист ДДТ С.В. Рожкова.
Игровая деятельность как учебная ситуация.
Классификация игровой деятельности.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Игра воспитывает, обучает и развивает детей, выступая средством их психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Об игре в качестве средства воспитания писали многие педагоги (К.Д.Ушинский, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко).
Н.К. Крупская определяла игру как потребность растущего организма. В игре ребёнок совершенствуется и развивается, приобретая такие ценные морально-волевые качества, как инициатива. Находчивость и ответственность.
Игра важна не сама по себе. Главное в ней, что ценное в воспитательном отношении она несёт, какие качества формирует.
Игры в современной педагогике рассматриваются как особые элементы в системе активных методов обучения, достоинство которых состоит в их способности соединять знания и умения.
Игровая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни и связана с участием во всевозможных мероприятиях, самодеятельности, специальных деловых играх при обучении в ВУЗах или повышении квалификации.
В игровой учебной ситуации ребята учатся не только правильно. Доходчиво и убедительно излагать свои мысли, но и общаться в процессе овладения знаниями. Общение затрагивает. Как эмоционально-чувственную, так и волевую сферу учащегося, формируя навыки и культуру его поведения со сверстниками и взрослыми.
Игровые методы широко используются в практике дополнительного образования. В играх раскрываются творческие способности учащихся; игру всегда сопровождает дух непринуждённости и раскованности. Благодаря чему большое количество учащихся. Порой незаметно для себя, вовлекается в процесс образования.
|
Игровая деятельность стимулирует у своих участников высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости. Существует несколько подходов к классификации игр.
По технологии их организации игры условно разделяют на следующие типы:
- ролевые;
- позиционные;
- проективные;
- имитационные;
- социально – психологические;
- организационно - деятельностные;
- стационарные.
Если за основу классификации брать количество вовлечённых в игру детей, то тогда можно выделить:
- индивидуальные игры;
- парные;
- групповые;
- массовые.
Также можно рассматривать игры по характеру мыслительной деятельности, выделив низ них:
- репродуктивные;
- тренинговые;
- поисковые (проблемные);
- и творческие игры.
Учитывая длительность участия в игре, их можно разделить на
- кратковременные;
- длительные;
- и игры – эпопеи.
Игры – эпопеи характеризуются тем, что ролевая имитация становится ядром деятельности и воспитателей, и воспитуемых, подчиняя себе, все массовые праздники.
Игра – эпопея предполагает придание всем окружающим предметам и явлениям особого смысла и своих названий (сказочных, фантастических, экономико –экологических, социально – психологических или эколого- туристических. Тогда здание превращается в замок, пещеры или в фирмы, банки. «Деревья» и «озёра» населяются гномами, эльфами либо людьми, инопланетянами, соответственно игровой легенде..Выбор которой зависит от возраста, уровня развития, иногда от гендерных особенностей (девочек труднее вовлечь в игру - путешествие).
|
При выборе любой игры, необходимо соблюдать общепринятую структуру:
- старт (объяснение условий игры, легенды);
- финиш (поощрение победителей);
- последействие (проведение опроса – беседы, анкетирования, рефлексии, эмоциональной оценки игры, практических дел; дальнейшие действия, сообразно тематике).
Деловые игры предусматривают имитацию принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях по заданным игрой правилам.
Применяются они для обучения и научно – исследовательских целей, а также выработки практических навыков. Деловая игра, помогает детям применять полученные знания в новой ситуации, развивая их творческие способности.
Ролевые игры предполагают имитацию деятельности по заранее заданному сценарию.
Особняком стоят ситуативно – ролевые игры, когда отсутствует чётко прописанный сценарий, но имеются сюжет и финал, к которому можно прийти разными путями, и с разной скоростью. Именно такие игры чаще всего берутся за основу игры – эпопеи.
Как варианты ролевых игр могут выступать следующие формы игровой деятельности: подготовка и проведение конференции, симпозиума, научно – практического семинара, пресс-конференции, выборы в какие-либо органы власти, разработка концепции программы какой-либо (экологической) партии, создание устава, эмблемы, девиза, гимна, листовок…
|
Во время проведения ролевой игры этика, правила и нормы поведения должны быть в центре внимания. При разработке содержательной части ролевой игры необходимо, чтобы центральным стержнем стали не только знания, но в первую очередь, нравственная позиция личности, взаимоотношения людей, их гуманное и заботливое отношение к теме вопроса.
Социально – психологические игры – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. В игре каждый персонаж имеет право на свободное разрешение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Следовательно, ход такой игры непредсказуем. Именно импровизация придаёт ей свою остроту, повышая интерес всех участников к содержанию игры.
Содержанием социально – психологической игры выступают:
1) ценностное отношение детей к миру (оно проживается);
2) умение детей взаимодействовать с миром (оно вырабатывается);
3) знания детей о мире (они приобретаются).
Недопустимо попрание ценностей!
Имитационные игры основаны на моделировании реальности и предметного содержания деятельности. Включая их широкий диапазон – от настольных игр до компьютерного моделирования. Примерами могут служить как «Экологические кубики» (совокупность выпавших граней – факторов среды позволяет описать виды организмов в этих условиях); «Зоологическое лото» (биологическое и др.) «домино». Имитационные игры хороши для непогоды, когда занятия проводятся в помещении.
Позиционные игры – это игры по станциям, где на каждой позиции требуется выполнение разных заданий или где игроки приобретают новые знания и умения. Эти игры проводятся на местности по маршруту или в аудитории, но с обязательным перемещением игроков или самих станций. Примером могут служить «Интеллектуальные марафоны».
Игры – путешествия можно проводить как игры – эпопеи.
Они бывают следующих модификаций:
- когда в маршрутном листе обозначены порядок движения и расположение станций;
- когда в маршрутном листе станции только названы, а порядок прохождения и местоположение не определены, (задача команд – пройти как можно больше станций, выполнить больше заданий за определённое время);
- когда маршрут известен только «проводнику», а передвижение меняется в зависимости от выполняемой задачи (перебежками, в темноте с фонариком, через лабиринт, с закрытыми глазами, взявшись за руки, цепочкой и др.).
Проективные игры подразумевают разработку модели будущего в какой –либо области: в сфере отношений и деятельности, в науке и техносфере (игры «Город моей мечты», «Создай свой дом!)
Соревновательные игры основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков: конкурс – аукцион, конкурс проектов или кроссвордов, конкурс – марафон, викторина и т.д.
Игры можно комбинировать и расширять, превращая в игры – эпопеи - узконаправленные (тематические) или комплексные, требующие разносторонних знаний и умений.
Использование игр в образовании и воспитании повышает социальный и культурный интерес к проблемам общества, обеспечивает эффективное формирование общей культуры, мировоззрения личности.
Список использованной литературы.
1) Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей./ М.Е. Сысоева – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999. -176 с.
2) Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики./ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.
3) Рекомендации организаторам экологических игр. – М.:ГОУДОД ФЦГСДОД, 2005. – 64 с. (Серия «Библиотека для педагогов, родителей детей»).