Классификация игровой деятельности.




Игровая деятельность,

Как учебная ситуация.

Классификация игровой деятельности.

 

Методист ДДТ С.В. Рожкова.


Игровая деятельность как учебная ситуация.

Классификация игровой деятельности.

 

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Игра воспитывает, обучает и развивает детей, выступая средством их психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Об игре в качестве средства воспитания писали многие педагоги (К.Д.Ушинский, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко).

Н.К. Крупская определяла игру как потребность растущего организма. В игре ребёнок совершенствуется и развивается, приобретая такие ценные морально-волевые качества, как инициатива. Находчивость и ответственность.

Игра важна не сама по себе. Главное в ней, что ценное в воспитательном отношении она несёт, какие качества формирует.

Игры в современной педагогике рассматриваются как особые элементы в системе активных методов обучения, достоинство которых состоит в их способности соединять знания и умения.

Игровая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни и связана с участием во всевозможных мероприятиях, самодеятельности, специальных деловых играх при обучении в ВУЗах или повышении квалификации.

В игровой учебной ситуации ребята учатся не только правильно. Доходчиво и убедительно излагать свои мысли, но и общаться в процессе овладения знаниями. Общение затрагивает. Как эмоционально-чувственную, так и волевую сферу учащегося, формируя навыки и культуру его поведения со сверстниками и взрослыми.

Игровые методы широко используются в практике дополнительного образования. В играх раскрываются творческие способности учащихся; игру всегда сопровождает дух непринуждённости и раскованности. Благодаря чему большое количество учащихся. Порой незаметно для себя, вовлекается в процесс образования.

Игровая деятельность стимулирует у своих участников высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости. Существует несколько подходов к классификации игр.

 

По технологии их организации игры условно разделяют на следующие типы:

- ролевые;

- позиционные;

- проективные;

- имитационные;

- социально – психологические;

- организационно - деятельностные;

- стационарные.

 

Если за основу классификации брать количество вовлечённых в игру детей, то тогда можно выделить:

- индивидуальные игры;

- парные;

- групповые;

- массовые.

 

Также можно рассматривать игры по характеру мыслительной деятельности, выделив низ них:

- репродуктивные;

- тренинговые;

- поисковые (проблемные);

- и творческие игры.

 

Учитывая длительность участия в игре, их можно разделить на

- кратковременные;

- длительные;

- и игры – эпопеи.

 

Игры – эпопеи характеризуются тем, что ролевая имитация становится ядром деятельности и воспитателей, и воспитуемых, подчиняя себе, все массовые праздники.

Игра – эпопея предполагает придание всем окружающим предметам и явлениям особого смысла и своих названий (сказочных, фантастических, экономико –экологических, социально – психологических или эколого- туристических. Тогда здание превращается в замок, пещеры или в фирмы, банки. «Деревья» и «озёра» населяются гномами, эльфами либо людьми, инопланетянами, соответственно игровой легенде..Выбор которой зависит от возраста, уровня развития, иногда от гендерных особенностей (девочек труднее вовлечь в игру - путешествие).

При выборе любой игры, необходимо соблюдать общепринятую структуру:

- старт (объяснение условий игры, легенды);

- финиш (поощрение победителей);

- последействие (проведение опроса – беседы, анкетирования, рефлексии, эмоциональной оценки игры, практических дел; дальнейшие действия, сообразно тематике).

 

Деловые игры предусматривают имитацию принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях по заданным игрой правилам.

Применяются они для обучения и научно – исследовательских целей, а также выработки практических навыков. Деловая игра, помогает детям применять полученные знания в новой ситуации, развивая их творческие способности.

Ролевые игры предполагают имитацию деятельности по заранее заданному сценарию.

Особняком стоят ситуативно – ролевые игры, когда отсутствует чётко прописанный сценарий, но имеются сюжет и финал, к которому можно прийти разными путями, и с разной скоростью. Именно такие игры чаще всего берутся за основу игры – эпопеи.

Как варианты ролевых игр могут выступать следующие формы игровой деятельности: подготовка и проведение конференции, симпозиума, научно – практического семинара, пресс-конференции, выборы в какие-либо органы власти, разработка концепции программы какой-либо (экологической) партии, создание устава, эмблемы, девиза, гимна, листовок…

Во время проведения ролевой игры этика, правила и нормы поведения должны быть в центре внимания. При разработке содержательной части ролевой игры необходимо, чтобы центральным стержнем стали не только знания, но в первую очередь, нравственная позиция личности, взаимоотношения людей, их гуманное и заботливое отношение к теме вопроса.

 

Социально – психологические игры – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. В игре каждый персонаж имеет право на свободное разрешение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Следовательно, ход такой игры непредсказуем. Именно импровизация придаёт ей свою остроту, повышая интерес всех участников к содержанию игры.

Содержанием социально – психологической игры выступают:

1) ценностное отношение детей к миру (оно проживается);

2) умение детей взаимодействовать с миром (оно вырабатывается);

3) знания детей о мире (они приобретаются).

Недопустимо попрание ценностей!

 

Имитационные игры основаны на моделировании реальности и предметного содержания деятельности. Включая их широкий диапазон – от настольных игр до компьютерного моделирования. Примерами могут служить как «Экологические кубики» (совокупность выпавших граней – факторов среды позволяет описать виды организмов в этих условиях); «Зоологическое лото» (биологическое и др.) «домино». Имитационные игры хороши для непогоды, когда занятия проводятся в помещении.

 

Позиционные игры – это игры по станциям, где на каждой позиции требуется выполнение разных заданий или где игроки приобретают новые знания и умения. Эти игры проводятся на местности по маршруту или в аудитории, но с обязательным перемещением игроков или самих станций. Примером могут служить «Интеллектуальные марафоны».

Игры – путешествия можно проводить как игры – эпопеи.

Они бывают следующих модификаций:

- когда в маршрутном листе обозначены порядок движения и расположение станций;

- когда в маршрутном листе станции только названы, а порядок прохождения и местоположение не определены, (задача команд – пройти как можно больше станций, выполнить больше заданий за определённое время);

- когда маршрут известен только «проводнику», а передвижение меняется в зависимости от выполняемой задачи (перебежками, в темноте с фонариком, через лабиринт, с закрытыми глазами, взявшись за руки, цепочкой и др.).

 

Проективные игры подразумевают разработку модели будущего в какой –либо области: в сфере отношений и деятельности, в науке и техносфере (игры «Город моей мечты», «Создай свой дом!)

 

Соревновательные игры основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков: конкурс – аукцион, конкурс проектов или кроссвордов, конкурс – марафон, викторина и т.д.

 

Игры можно комбинировать и расширять, превращая в игры – эпопеи - узконаправленные (тематические) или комплексные, требующие разносторонних знаний и умений.

 

Использование игр в образовании и воспитании повышает социальный и культурный интерес к проблемам общества, обеспечивает эффективное формирование общей культуры, мировоззрения личности.

 

Список использованной литературы.

 

1) Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей./ М.Е. Сысоева – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999. -176 с.

2) Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики./ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.

3) Рекомендации организаторам экологических игр. – М.:ГОУДОД ФЦГСДОД, 2005. – 64 с. (Серия «Библиотека для педагогов, родителей детей»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: