Научный руководитель И.А. Майорова




доцент кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических

и социотехнических комплексов»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

 

В статье описывается основная классификация факторов, определяющих качество товаров. Данные факторы были проанализированы и рассмотрены более подробно на примере пищевых продуктов. Кроме того, в статье также были выявлены основные проблемы влияния данных факторов на качество соли и приведены несколько мер по их решению.

Ключевые слова: факторы, качество, пищевые продукты, соль, срок хранения.

 

Как известно, показатель качества товара является наиважнейшей характеристикой, которая в большей степени оказывает влияние на выбор потребителей и конкурентоспособность самого продукта на рынке. В основе создания качественного товара лежит множество обстоятельств и процессов, которые могут воздействовать как комплексно, так и дискретно, в зависимости от вида или сорта товара. Ежегодно, во всем мире, производится огромное количество различных товаров, на качество которых воздействуют, в совокупности, множество различных факторов. В связи с этим невозможно классифицировать всю совокупность воздействий на создание продукта, однако на основании самых часто встречающихся факторов можно представить общую классификацию для всех видов товаров, без деления на их специфику.

Выделяют две группы факторов, определяющих качество товаров: формирующие и сохраняющие.

Факторы, формирующие качество товаров, можно подразделить на три группы:

· непосредственно влияющие на формирование потребительских свойств - качество исходного сырья и материалов, качество оборудования и производства в целом, уровень технологии;

· стимулирующие потребительские свойства - эффективность и рациональность производственных процессов, материальное стимулирование персонала;

· обеспечивающие сохранение потребительских свойств - условия хранения, транспортировка и упаковка, реализация и эксплуатация товаров.

Ко второй группе сохраняющих факторов относятся средства, приемы, а также условия окружающей среды, влияющие на надежность товаров. Можно выделить пять таких факторов:

1. Упаковка – это система средств, обеспечивающих защиту товара от негативного внешнего воздействия окружающей среды. Основным назначением упаковки является предупреждение попадания загрязнений и инородных элементов к товару. Служит основанием для предотвращения снижения основных потребительских качеств товара.

2. Транспортировка и условия хранения – данный фактор предназначен для поддерживания качества и количества товаров во время их перемещения и в местах складировании. Основная задача хранения - сохранить исходные качества товара. Для этого необходимо постоянное поддержание нормированных условий хранения и транспортирования, соблюдение установленных сроков (годности, хранения, перевозки), поддержание режимов хранения. Выделим основные режимы: температуру воздуха, влажность воздуха, газовый состав воздуха, освещенность, воздухообмен.

3. Товарная обработка. Данный фактор базируется на обеспечении однородности качества и количества, а так же подготовки товара к продаже.

4. Реализация. Влияние фактора характеризуется процессами и действиями на завершающей стадии пути товара – сбыт и продажа непосредственным потребителям.

5. Сервисное обслуживание. Процесс, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, в монтаже, наладке и ремонте. Данный фактор предотвращает поломки и повреждения товара в связи с некорректной установкой и отладкой, настройкой.[2]

Несмотря на выявленную нами классификацию, как уже было сказано выше, существует огромное разнообразие товаров и довольно сложно оценить всю совокупность факторов влияющих на качество. Дело в том, что показатель качество имеет относительный характер и зависит от типа, вида, марки и т.п. продукта. Например: патока является неплохим сахаристым продуктом, годным для приготовления джемов и варенья, но из нее получается плохая карамель. На лицо зависимость определения качества в зависимости от применения и разновидности товара.

Для того чтобы выполнить анализ факторов сконцентрируемся на определенном виде товаров, например на продуктах питания. Под качеством товаров понимается совокупность свойств, обуславливающих их пригодность для удовлетворения определенных потребностей человека в соответствии с назначением товара. Продукты питания, как правило, характеризуются определенным химическим составом и физическими свойствами. Они должны содержать витамины, микро- и макроэлементы, обладать питательной ценностью, служить источником энергии и легко усваиваться. Огромное значение имеет также внешний вид, запах, вкус, цвет. Пища должна быть безопасна, не должна содержать посторонних элементов, металлы, либо другие частицы инородных веществ, негативно влияющих на организм человека. Для этого необходимо строгое соблюдение технических, производственных инструкций, регламентов, закрепляющих нормы содержания солей, тяжелых металлов, ядов и др. субстанций.

Рассмотри подробнее факторы, влияющие на качество такого пищевого продукта как соль.

1. Основным фактором, образующим качество соли, является ее высокий уровень обработки от различных примесей. Повышенное содержание минеральных примесей может стать причиной быстрого всасывания влаги из атмосферы, придать ей прогорклый вкус, а также такая соль может стать источником першения в горле или даже причиной тошноты.

2. Важными составляющими качества соли также являются ее органолептические свойства. Цвет соли должен быть у сорта экстра – белый, у всех других сортов белый с разными оттенками (сероватым, желтоватым, розоватым, голубоватым), что зависит от состава минеральных примесей. Существенным условием качества является отсутствие в соли механических примесей и элементов. Определить их наличие можно по вкусу. Необходимо развести соль в воде 15-25 °С. Вкус данного раствора должен быть чисто соленым без посторонних привкусов и запахов. В случае с йодированной соли нормальным считается запах йода.

3. Третий, но не менее важный фактор - это уровень натрия хлорида в соли. Уровень данного показателя должен соответствовать значениям: у соли экстра - 99,7 %, высший сорт - 98,4 %, первый сорт - 97,7 %, второй сорт - 97,0 %.

4. Влажность. Данный показатель зависит от условий хранения и складирования. Уровень влажности должен располагаться в диапазоне от 0,1 до 6 %.

5. Упаковка и маркировка. Как уже говорилось ранее, упаковка является сохраняющим фактором качества соли и соответствие ее стандартам, бесспорно, влияет на продукт, который в конечном итоге получит потребитель. На прилавках магазинов соль можно встретить в мелкой и крупной упаковке и неупакованной. Полиэтиленовый и бумажные пакеты, картонные коробки служат упаковкой для небольших весовых категорий до 1,5 кг. Характеристика же упаковки для более крупных весовых категорий заключена в многослойности и ламинировании полиэтиленом. Объясняется это тяжестью самого продукта. Именно поэтому верх таких бумажных мешков сшивается нитями для более удобной транспортировки. Что касается маркировки, то она является своего рода «паспортом» соли и состоит из: наименования соледобывающего предприятия, наименование товара, сорта и номера помола. Также указывается масса нетто и брутто, дата производства и срок хранения.

6. И последний по счету, но не по значимости фактор, влияющий на качество соли - это условия и сроки хранения и транспортирования. Что касается условий и сроков хранения, то они основываются на видах соли и ее назначении. Можно выделить основные принципы хранения соли: влажность не выше 75%, температура 20-25°С. Если брать во внимание особенности: упаковка содержит внутренний пакет, то срок годности такой соли два с половиной года; в пачке без пакета один год; в полиэтиленовых пакетах не более пяти лет, в бумажных мешках 1 год. В отношении йодированной соли требования по срокам хранения немного строже. Срок хранения такой соли составляет всего около 3 месяцев. По истечении этого срока такая соль реализуется как обычная. Если условия хранения не соблюдены и повышенная влажность воздуха, то происходит частичное растворение кристаллов соли, появляется ощущение липкости и соль начинает таять. Наблюдается и обратный эффект: при хранении соль может слеживаться, образуя монолит, цементируясь. Чтобы предотвратить потери соли при хранении, снижение ее качества, в нее вводят различные противослеживающие добавки. Перевозят соль железнодорожным и водным транспортом в хорошо промытых и высушенных вагонах или трюмах судов с закрытыми дверями и люками, чтобы не загрязнить товар. Неисполнение данных требований наиболее частой причиной потери качества соли.[1]

Существует множество проблем, связанных с качеством соли: проблемы производства, сбыта, упаковки и др. Основная же проблема заключается в хранение (складировании) йодированной пищевой соли.

Сейчас, в связи с тем, что большое внимание люди уделяют здоровью, стало популярно использовать йодированную соль. Однако данный продукт еще более капризен при хранении, чем обычный.

Для того, чтобы сохранить йодистый калий от распада, нужно складировать соль в темном место с невысокой температурой. Только в таком случае йодированная соль сможет сохранить свою пользу на несколько месяцев. Однако многие торговые предприятия пренебрегают условиями хранения, что значительно отражается на качестве йодированной соли. По истечении 2-3 месяцев йод испаряется, и йодированная соль становится обычной пищевой. Польза данного товара в разы снижается, а надпись на упаковке в свою очередь не меняется. В розничных сетях такая соль сбывается под видом йодированной. Конечно, такая соль пригодна к употреблению, но пользы в ней не остается.

В итоге покупатель, приобретая, по его мнению, йодированную соль, на самом деле покупает обычную. Поэтому при покупке соли, содержащей йодированную добавку, нужно обязательно проверить дату ее производства. Кроме того, йод быстро разлагается при большой влажности и взаимодействии с открытым воздухом.

Как же решить данную проблему? Продуктовым сетям необходимо держать йодированную соль в темных складских помещениях с влажностью не выше 75% и не выставлять огромное количество товара на магазинных полках, как это делается повсеместно. Необходимо также проявлять внимательность и следовать нормам и регламентам, которые устанавливают нормы химического состава, количества примесей, условия хранения, упаковки, складирования и сбыта.

 

Список использованной литературы

1. Товароведение и экспертиза соли URL: https://www.znaytovar.ru/s/tovarovedenie_i_ekspertiza_sol.html (дата обращения 15.11.16)

2. Факторы определяющие качество товаров URL: https://studopedia.ru/3_88766_faktori-opredelyayushchie-kachestvo-tovarov.html (дата обращения 15.11.16)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: