CORPORATE GOVERNANCE IN THE OIL AND GAS SECTOR




D.A. Ustinov

graduate student at the Department of «Industrial Economics and Production Management»

Samara State Technical University, Samara

E-mail: ustinov-d@mail.ru

Research supervisor M.P. Garanina

Associate Professor at the Department of «Industrial Economics and Production Management»

Samara State Technical University, Samara

The necessity of the world market corporation competitiveness, providing the investment attractiveness, the creation of the effective mechanism of property management and the respect of the interests of all shareholders causes the problem studies of the corporate management.

Keywords: national factors, the basic principles of corporatemanagement, national factors, the corporatemanagement, oil and gas extraction.

 

 

УДК 378.1

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ Г.О. САМАРЫКАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИУМЕ

Е.А. Харитонова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление организацией»

Самарского государственного технического университета

E-mail: hlena2002@yandex.ru

И.А. Майорова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление организацией»

Самарского государственного технического университета

E-mail: ladoshehka@mail.ru

 

Рассматриваются пути преобразования центральных мест городского округа Самары как показатель изменений в социуме с целью дальнейшего развития города.

Ключевые слова: инфраструктура, центральные места, моллы, прожектерство, жилье.

 

Передовая промышленность, редкая природа и старый город – три явных фактора идентичности г. Самары.
«Самара сильная, просвещенная». Самара космическая, вновь растущая, с возвращающейся индустриальной мощью. Самара – город высококлассной интеллигенции, умеющей создавать новейшие технические разработки[2]. Ресурс образа, созданного на основе достижении тридцатилетней давности, продолжает проецироваться на официальную презентацию города сегодня.

«Самара – город курорт». Уникальное положение города – в окружении дезурбанизированной природной среды Самарской Луки и поймы реки Самары[2]. Это народно принятый образ, окончательно утвердившийся в сознании граждан в период отрыва от потускневших индустриальных достижении.

«Старая Самара – уникальная целостная», напитанная и отдельными шедеврами, и удивительной внутриквартальной социальной жизнью, уничтоженной в других городах кардинальными изменениями. Постсоветская самоидентификация города, находящая отклик у внешнего потребителя. Показатели демографии говорят, что Самара неуклонно теряет население и положение среди городов-миллионеров. Несмотря на попытки преодолеть негативный демографический тренд путем включения в черту города поселков Береза и Прибрежный, город переместился в конец первой десятки, пропустив вперед Омск, Казань, Челябинск. Структура занятости по отраслям экономики показывает падение доли в промышленном производстве ниже 15%. В промышленно ориентированных городах, как Пермь, например, он стремиться к 25%. Отмечается также отрицательная динамика по величине инвестиций на душу населения и увеличению заработной платы. Сугубо серьезной проблемой для Самары является сценарий уменьшения трудоспособного населения на 16,1% в 2026 году в сравнении с 2011 годом. Численность горожан восполняется преимущественно за счет мигрантов, прибывающих из населенных пунктов области и стран СНГ[3]. По индексу человеческого потенциала, Самара - аутсайдер. Квалифицированное население покидает Самару. В последние 50 лет произошло изменение понимания города как места для жилья, к городу как месту смешанных удовольствия и бизнеса, что соответствует его исторической функции. Промышленность стала радикально изменять городское пространство лишь в 19 веке и через полтора века стала покидать его. Центр любого европейского города характеризуется развитостью общественных уличных пространств, обилием инфраструктуры для пешеходов с открытым стрит-ритейлом, что выражается в небольшой городской структуре, действенность которой обеспечена хорошо развитым устройством общественного и велосипедного транспорта.

В Самаре рост занятости в секторе услуг сервиса происходит за счет строительства торговых моллов[2]. Моллы – основной драйвер пространственного развития Самары. Вокруг них развиваются субурбические поселения – «Кошелев-проект», «Южный город». Ранее город был окружен совхозными полями, зеленым поясом, кормившим город. Ныне в любой точке мира, принявшей западную систему глобального распределения, продовольственное распределение ведется через логистические центры, наполняемые стандартным товаром. Сегодня моллы являются крупнейшими якорями занятости населения, по сути, они компенсируют рабочие места, потерянные в сфере промышленного производства. Вокруг них лучше всего капитализируется земля под жилую застройку. Городская администрация с удовольствием обеспечивает перевод бывших сельхозугодий в зоны коммерческой и жилой застройки. Т.к. ФЦП «Жилище» ставит задачу возведения десятков миллионов квадратных метров доступного жилья ежегодно, что служит наилучшим оправданием уничтожения зеленых поясов городов путем экстенсивного строительства на сельхозугодиях. Отчетные показатели городских и региональных администрации полностью зависят от проектов экстенсивного роста. Они дают самое большое количество «быстрых» квадратных метров. «Кошелев-проект» является чемпионом ввода жилья в Самаре несколько лет подряд. Поэтому бенефициарами расползания города являются не только владельцы задаром скупленных сельхозугодий, получающие за бюджетный счет городскую инфраструктуру, но и администраторы, выполняющие таким образом целевые показатели ФЦП. Вкладывая деньги в развитие периферийных районов, Самара вовлекается в процесс лавинообразного оттягивания средств от обслуживания насущных проблем ЖКХ, ремонта и благоустройства уже застроенных территории. Благодаря строительству Кировского моста и отдаленного участка пр. К. Маркса формируется пояс субурбических анклавов, использующих инфраструктуру центральной Самары. Строительство пр. Маркса и моста обернется вспомогательной нагрузкой на УДС, т.к. рассчитано не на снятие нагрузки центра, а на развитие коммерческих проектов на бывших территориях сельхозугодий с пока еще ограниченным доступом, – Черноречье, П. Дубрава, Смышляевка, Рубежное. Появляясь в центрах городов, моллы являются разрушительной силой в развитии уличных общественных пространств. Для того чтобы не создавать периферийную среду в центре, существуют ограничения предельно допустимых объемов торговых объектов. Это есть в действующих самарских правилах землепользования. Но только в практике ограничения размеров объектов обслуживания при выдаче ГПЗУ и следующей проверке соответствия при выдаче разрешении на строительство вообще не учитывается. Проблема Самары в том, что моллы проникают в центральную часть исторического города, уничтожая уличный бизнес, а соответственно и жизнь вокруг. Проблема паразитической природы моллов в России пока не осознана. Городские администраторы благоволят их созданию в любой точке города, считая рабочие места и налоги очевидным достоинством, а транспортный дисбаланс и уничтожение уличной жизни – не очевидными последствиями. ТЦ «Гудок» (более 100 тыс. кв. м), возведенный со всеми возможными нарушениями (без разрешения на строительство, на территории бывшего холерного кладбища), ТЦ «Южный» (более 100 тыс. кв. м), возведенный без разрешения на строительство, – все они получили разрешительную документацию постфактум. Сегодня воздействие перенасыщения становится все очевиднее. Без регуляции моллы начинают соперничать друг с другом, вызывая упадок окружающей среды. Полу пустующий ТЦ «Московский» накрыт зоной влияния более мощной «Меги», а некогда процветавший ТЦ «Парк-хаус» теряет сетевых операторов из-за появившегося неподалеку «Мега-Сити». «Кошелев-проект», «Волгарь» представляются в официальных отчетах как районы комплексной застройки с соц- инфраструктурой. Разрекламированный в «Кошелеве» детсад на 325 мест, еще 2 недостроенных и школа на 2500 человек не покрывают и половины нормативной потребности. Население района в 2016 г. составило чуть более 50 тыс. человек. Обсуждается необходимость проведения трамвайной линии и даже монорельса в «Кошелев-проект». Для «Южного города», не включенного в границы Самары, всерьез обсуждаются троллейбусные линии и даже канатной дороги. Реализация данных мероприятий ранее не увязывалась с подсчетом бюджетных средств. Такие проекты пытаются с надеждой подвести под бюджет, связанный с суперпроектами, которые вполне возможно обвалятся при смене конъюнктуры. Районы нового строительства в «центральной Самаре» (территория от стрелки Волги и Самарки до Металлурга, 15-го и Приволжского микрорайонов) – застройка 5-7 просек, Оврага подпольщиков, улицы Дыбенко у Космопорта, – эти фрагменты города растут без документации по комплексному развитию, единичными частями без садов, школ и поликлиник. Даже без улиц. Их роль выполняют пожарные проезды. Таким образом, возникает дополнительный трафик для доставки в детские учреждения, нагрузка на городскую УДС, земельный ресурс бездарно растранжиривается. Моллы на периферии занимают перспективные ареалы, но ключевые доходы собирают в центральной части. В ситуации игнорирования возможности контроля размеров ТЦ через правила землепользования происходит внутренняя экспансия периферической среды. Каждая перспективная площадка на территориях уничтоженных предприятии «центральной Самары» собирается запускаться с помощью гигантских моллов: Самара-Центр (200 тыс. кв. м), ЗиМ (150 тыс. кв. м), Стрелка (100 тыс. кв. м)[3].

Учитывая полное нежелание администрации регулировать расползание города, данные проекты не имеют шансов на реализацию. Это доказывает судьба суперпроекта ППТ «Модернизация исторической Самары» петербуржского ООО на территории в 120 га на стрелке Волги и Самарки, где под предлогом строительства объекта регионального значения – ЗАГС без публичных слушании предлагалось вынести речной порт, построить миллион метров жилья и торговый молл «Самарская крепость» на 100 тыс. кв. м на месте крепости «Самарский городок» вразрез с генпланом и ПЗЗ. Прошло более 3 лет. В результате снесен элеватор и больше не произошло никаких изменении. Территория замерзла. Однако на проектирование уже затрачено более 200 млн руб. бюджетных средств. В генплан Самары вложено прожектерство в виде постройки «Самарского заречья», строительства нижней обводной трассы, которая послужит дамбой для ликвидации памятника природы - Озера Гатное. Происходит беспрепятственное расползание города.
Во-первых, оно заложено генпланом и последующими изменениями. Во-вторых, установившаяся предельная легкость внесения изменении в ПЗЗ, т.е. ПЗЗ как регулятор не работает. Система работы комиссии по землепользованию в Самаре такова, что не происходит профессиональной оценки решении ни при подготовке документов к комиссии, ни тем более при рассмотрении. Состав комиссии – чиновники, депутаты. Независимых экспертов, проектировщиков и экономистов среди лиц, имеющих право голоса, нет вообще, а главный архитектор в комиссии по застройке не обладает правом голоса. Поэтому уникальная частота работы, отсутствие мониторинга решений и постоянные точечные смены зон по отношению к отдельным участкам вопреки нормам Градкодекса разрушают саму суть института правового зонирования. Нет никакой заинтересованности в приведении в соответствие ПЗЗ и ГП. Нужна ли гонка за метрами? Существует взаимосвязь реального и отчетного ввода жилья. Как известно, предкризисные 2006-2007 гг. являлись самыми урожайными по объемам строительства. Поэтому значительного скачка потребления быть не могло. Но с 2007 г. начался контроль целевых показателей ввода жилья по ФЦП «Жилище». И вот результат. Происходит гигантский скачок отчетного ввода с 200 тыс. кв. м в 2006 г. до 600 тыс. кв. м в 2007 г., когда появилась программа «Жилище» и отчетность. Спад на рынке шел давно, но из-за конфликта городских властей с регионалами всячески скрывался в отчетностях. Он проявился лишь в 2014 г., когда произошла гармонизация управления городом, губернатором был назначен сити- менеджер и боязнь предыдущей администрации перед лицом губернатора за неисполнение ввода ослабла. Снижение целевых показателей в ФЦП со 140млн до 92млн на 2020г. И с 90 млн до 71 млн на 2015 г. не получило отражения в самарских программах. Кризисные тренды не учитывались, чтобы не терять резона лоббирования все новых и новых девелоперских проектов. Потенциал внутренних территории «центральной Самары» огромен. Только 3 площадки бывших предприятий – 4 ГПЗ, ЗИМ, з-д им. Тарасова – могут закрыть несколько отчетных лет. Не учитывается уже возникший и отложенный ветхий фонд в виде хрущевок и панельных микрорайонов первых поколении. Т.о., под предлогом реализации программы «Жилище» в Самаре сложился административный дуэт департамента по строительству города и регионального министерства строительства, направленный не на решение проблем существующей жилой территории Самары, а на капитализацию бывших сельскохозяйственных территорий вокруг объездной магистрали с необходимостью педалирования вопроса территориального расширения Самары[2].

Ставка на тотальный редевелопмент с участием единственного инвестора показала свою несостоятельность на застроенных территориях, что доказывает буксующая программа развития застроенных территории. Результат расчета на ожидание крупных инвесторов-застройщиков – разрушающийся исторический центр. В ожидании суперзастройщиков, которые должны и расселить людей, и построить всю инженерную инфраструктуру, жителям старого города препятствуют в оформлении земли в собственность, придерживая не развиваемые отводы десятилетиями, жалуясь на недееспособность жителей. Методы микрорайонного планирования не действенны на территориях со сложнейшими наслоениями имущественных отношении. Около 40% территории города, включающей ИЖС, дачи, историческую среду, не представляется возможным улучшить в одночасье руками инвесторов. Это слепые зоны, для которых у администраторов нет стратегии развития. Проекты «комплексного» строительства Самарского фонда жилищной ипотеки, такие как «5 кварталов», обречены лишь на частичную реализацию, которая вряд ли приведет в порядок относительно благополучные кварталы, а приведет их в полуразрушенное состояние благодаря появлению точечной застройки, обоснованной некачественным ППТ, игнорирующим закономерности межевания, по которым эта территория складывалась. Необходимы новые эластичные подходы к проектированию и управлению модернизацией, включающие схемы партнерства с резидентами территории. Для чего необходимо избавиться от ряда стереотипов. Малоэтажный город может быть более эффективным и не менее компактным и, чем город микрорайонного типа. Люди, проживающие в исторической Самаре, не маргиналы. Социологические исследования, которые проводились при разработке ряда проектов регенерации исторической Самары, показали, что большинство из них готовы как владеть землей, так и нести налоговую ответственность и содержать ее. Вопросы организационно - экономической кооперации граждан в настоящий момент являются единственной перспективой разрешения ситуации. Для кого же отстраивается Самара?

В проектном сознании отраслевых ведомств улично-дорожная сеть, похоже, предназначена исключительно для автомобилистов, составляющих менее трети передвигающихся: судя по настойчивому желанию внедрить Фрунзенский мост через Самарку прямо в сердце исторической части; судя по намерениям ППТ «Модернизация исторической Самары» снять трамваи с исторических улиц. Инфраструктура настраивается на обеспечение подключения «голодных» пригородов к инфраструктуре центрального города. Субурбия не может быть обеспечена общественным транспортом, т.к. он не рентабелен для таких территории и расстояний. Поэтому она ведет к неминуемому раздуванию дорожного строительства для удовлетворения нужд личного автотранспорта, т.е. безумно дорогим отложенным вливаниям для удовлетворения сиюминутной потребности в отчете по целевым показателям федеральных программ.

Жилой сектор практически весь ориентирован на эконом-класс с тенденцией к ухудшению качества жилища, создание монофункциональных районов с классовой сегрегацией. Имеющееся на рынке жилье не соответствует простым нормативным стандартам комфорта, может рассматриваться как убежище, первое жилье, не соответствующее представлениям о качестве жизни. Развитие общественных пространств в формате гипермоллов ведет к вымыванию активности на улицах и вообще – уничтожению городской идентификации[1]. А где же пространство для высококачественного человеческого и научного потенциала, который является главным предметом конкуренции современных городов? Итоги таковы, что квалифицированное население Самары уезжает в города, способные предоставить услуги, желательные для инновационного класса: Казань, Екатеринбург, столицы. Потому выполнение задачи по возвращению Самаре статуса научно-технологического центра представляется все более иллюзорной. Уничтожение уникального соседства большого города и девственной природы происходит благодаря широкой политике расползания города на поименные территории, руша тем самым баланс экосистемы. Позволяя нерегулируемое строительство в исторической Самаре, ценностные характеристики этой части города уничтожаются, превращая центр в многоэтажную периферию, лишая смысла его развитие. Состояние горожанина зависит от возможности реализации своих интересов в пространстве города, а не от размера квартиры. Есть ли возможность у квалифицированных граждан реализовать свои интересы в пространстве Самары? Местные программы жилищного строительства должны быть приведены в соответствие общероссийскому тренду, дабы освободить власти муниципалитетов от зависимости от застройщиков. Схемы тотального редевелопмента больше не работают – они непригодны для развития исторических территории. Необходимы новые социально-экономические формы коллективного взаимодействия резидентов. Что делать? Перейти от дотации к налоговой политике. Необходимо жилищное строительство переориентировать с количественных показателей на качественные. Для инновационного развития - учитывать интересы среднего класса[1]. Стратегия комплексного развития Самары до 2025 г. должна получить развитие в виде Стратегии развития пространства города, в соответствие с которой должна быть приведена нормативно-правовая база развития градостроительства[2].

 

Список использованной литературы

1. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. – М.: Министерство регионального развития РФ, 2012.

2. https://drugoigorod.ru/stadnikoff/

3. https://www.vkonline.ru/news/archive/112309/utverzhdena-strategiya-razvitiya-samary-do-2025-goda

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: