Содержание
Европейское искусство Нового времени. Общая характеристика.
Европейское искусство 17 в. Общая характеристика.
3. Искусство Италии 17 в.
4.Искусство Фландрии 17 в.
5. Искусство Голландии17в.
6. Искусство Франции 17 в.
Европейское искусство 18 в. Общая характеристика.
8. Искусство Франции 1ой половины 18 в.
9. Искусство Франции 2ой половины 18 в.
10. Искусство Италии 18 в.
11.Искусстово Англии второй половины 17го-18го веков.
12.Искусство России Нового времени. Общая характеристика.
13.Искусство России 18 века. Общая характеристика.
16. Художественная картина Петербурга 18века.
17. Художественная картина Москвы 18 века.
18. Художественная картина российской провинции 18 века.
20. Европейское искусство 19 века. Общая характеристика.
24. Искусство Испании второй половины 18 – 19 вв.
25. Искусство Германии 19 века.
26. Искусство Англии 19 века.
27. Искусство США 19 века.
28. Нововременное искусство Голландии, Бельгии;скандинавских народов (Норвегия, Швеция)
29. Нововременное искусство западнославянских народов (Чехия, Польша).
30. Нововременное искусство нарадов Венгрии,Румынии; Болгарии,Сербии
33. Российское искусство первой половины 19 века.
34. Российское искусство середины 19 века.
35. Российское искусство второй половины 19 века.
45. Европейское искусство первой половины 20 века.
46.Европейское искусство второй половины 20 века.
47. Новые художественно- стилистические направления последних 10летий 20 века. (Также это вопрос № 63)
52 Искусство государств центрально-европейского региона в новейшей истории.
53.Достижения искусства скандинавских стран в новейшей истории.
54.Достижения искусства западнославянских стран в новейшей истории.
|
55.Достижения искусства южнославянских стран в новейшей истории.
56. Искусство Италии 20-21 веков.
57. Искусство Испании 20-21 веков.
58. Искусство Англии 20-21 веков.
59. Искусство США 20-21 веков.
60. Искусство Канады 20-21 веков.
62. Искусство Бразилии 20-21 веков.
62. Искусство Австралии 20-21 веков.
64. Китайское искусство 20-21 веков
65. Индийское искусство 20-21 веков.
66. Японское искусство 20-21 веков.
77. Постоветский этап искусства (конца 20 века)
80. Проблемы сохранения мирового классического искусства.
Европейское искусство Нового времени. Общая характеристика.
1ая половина XVII в. по 80-е годы XIX в. Этот период называют Новым временем,
Развитие европейской цивилизации Нового времени сочетает в себе эволюционные и революционные моменты, медленное накопление определенных явлений и резкие болезненные скачки, приводившие к переворотам в экономике, политике, культуре.
В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640–1789 гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. В XVII–XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм.
Второй период новой истории – с 1789 по 1880 г.– время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы.
В области искусства во второй половине XVII в. наблюдался расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и аристократической культурой того времени. В нем проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального бытия. Живопись, скульптура, архитектура, музыка барокко воспевали и возвеличивали монархов, церковь, дворянство. Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры, и прежде всего в Италии (творчество скульптора и архитектора Бернини, архитектора Борромини и др.). Барокко распространилось также во Фландрии, Испании, Австрии, в некоторых областях Германии, в Польше. Менее заметно этот стиль проявился в Англии и Голландии, искусству которых жанровый и бытовой реализм был ближе, чем возвышенность, чрезмерность и условность барокко.
|
Иного рода эстетика, противоположная художественным средствам барокко, была канонизирована в европейском искусстве и литературе классицизмом. Тесно связанный с культурой Возрождения классицизм обращался к античным нормам искусства как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость и строгость. Классицизм узаконил принципы «облагороженной природы», искусственного деления на жанры – «высокие» (трагедия, ода, эпопея, историческая, мифологическая и религиозная живопись) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая живопись), введение в драматургию закона трех единств – места, времени, действия.
Свое наиболее полное выражение классицизм получил во Франции в XVII-XVIII вв. В это время монархия стремилась руководить развитием наук и искусств, использовать их для поддержания своего престижа. Во Франции были созданы академии наук (1666), академии живописи, архитектуры, государство выплачивало пенсии ученым и деятелям искусства. Главным достижением развивавшейся в русле классицизма французской литературы было создание великой национальной драматургии: трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера. Отразился классицизм и в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу. Ясность и гармония линий в классицизме как бы подчеркивали разумную закономерность существующего мира и в своеобразной художественной форме отражали идеи Просвещения.
|
В русле просветительского искусства XVIII в. во Франции развивался и сентиментализм, связанный в литературе прежде всего с художественными творениями Руссо. В противовес рассудочности он прославлял свободу естественного человеческого чувства, показывал его несовместимость с сословным неравенством (роман «Юлия, или Новая Элоиза»).
Во второй половине XVIII в. вновь усилилось влияние классицизма с его идеями самоограничения, борьбы за высокие общечеловеческие идеалы. В качестве образцов нередко выступали республиканские герои Древнего Рима. Знаменитая картина Давида «Клятва Горациев» (1784) оказалась как бы художественным предвестием французской революции. В XVIII в. классицизм развился в литературе, архитектуре и живописи Италии, Германии, Англии, Дании.
Первая поaловина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных проявлений особо заметное распространение получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью. В сфере художественного творчества он ярко запечатлелся в виде направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Вместе с тем романтизм представлял собой определенное мировоззрение: романтическое направление сложилось в области философских и эстетических идей, исторической науки, возник романтический тип личности и поведения.
Романтизм складывается в атмосфере серьезных идейных сдвигов, происходивших в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Еще в годы Великой французской революции начался кризис идеологии Просвещения: становилась все более очевидной несостоятельность утверждений просветителей о близком торжестве принципов разума, равенства, справедливости. Эти разочарования отразились в образах романтических героев, зараженных меланхолией, душевной тоской, «мировой скорбью», в образах мятущихся свободолюбивых натур, страдающих из-за разлада между их высокими духовными устремлениями и несовершенством мира. Дух безоговорочного отрицания наиболее полно и ярко запечатлелся в творчестве Байрона.
Острым средством романтической критики действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском использовали Гофман и Гейне, едко высмеивавшие убожество и ограниченность мещан-бюргеров. Отвергнув стеснительные литературные каноны классицизма, романтики провозгласили полную свободу художественного творчества. Они придавали особое значение воображению, фантазии, но требовали при этом соблюдения исторической достоверности.
Постоянное обращение к историческому прошлому – одна из характерных черт романтизма. Возник новый жанр литературы – исторический роман (Вальтер Скотт), появился широкий интерес к народному творчеству как воплощению неиспорченных нравственных начал. На этой почве возникла тяга к изучению фольклора – «архива народов», как называл его Гердер. С поэтизацией национального прошлого связаны многочисленные издания народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей национального языка.
Идейное и художественное своеобразие романтизма запечатлелось в живописи Жерико и Делакруа, в музыке Вебера, Берлиоза, Шуберта, Шумана, Вагнера, Верди. Особое место в музыкальной культуре того времени занимают великие творения Бетховена, пронизанные темой трагического противоборства мятежного человеческого духа с враждебными ему силами.
В 30-40-е годы XIX в. утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом действительности и преобладанием социальной проблематики. Жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях, быт, нравы, психология людей, принадлежащих к различным классам, никогда не получали в литературе столь многогранного отражения. Историко-культурные процессы Нового времени – развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная на либерально-демократических принципах, идеи и ценности Просвещения и позитивизма, эстетика великих стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, романтизма, реализма) – оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.