Норма права и ее структура




Правовая норма — это такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей

 

Признаки правовой нормы:

1. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах;

2. Норма права имеет представительно - обязывающий характер (с од-ной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой стороны нормы права обязывают совершать, или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц);

3. Реализация правовых норм в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения.

4. Нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (отношения купли - продажи при совершении имущественных сделок).

 

Структуру нормы права можно выразить логической формулой: “Если..., то..., а в противном случае...” Например, рассмотрим норму права из “Закона о залоге”:

“Если заключен договор о залоге(гипотеза), то он должен быть совершен в письменном виде(диспозиция), а в противном случае договор является недействительным(санкция)”.

Но нормы права не всегда в статьях нормативно-правовых актов представлены всеми тремя элементами:

- Уголовное право: статья 105 Уголовного Кодекса (1996 года) “Убийство”- 1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку (диспозиция), - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет(санкция).

Как видно гипотеза в самой норме права не видна, она подразумевается в названии главы 16 - “Преступления против жизни и здоровья”.

- Конституционное право: пункт 3 статьи 107 Конституции РФ: “Если Президент Российской Федерации в течении 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его(гипотеза), то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон(диспозиция).”

Как видно из этого примера, в данной правовой норме отсутствует санкция. Это особенность норм конституционного права.

 

 

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения:

а) обязывающие - устанавливают обязанность совершить определенные положительные действия (например: выполнение оговоренных договором работ, возвращения долга, поставка заказчику продукции);

б) управомачивающие - представляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательств);

в) запрещающие - запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищение и другие неправомерные действия)

 

По степени определенности изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

- абсолютно - определенные: правовые нормы с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение (например абсолютно-определенная диспозиция в статье 168 Гражданско-процессуаль-ного кодекса “Допрос свидетелей” - “Каждый свидетель допрашивается отдельно. Свидетели, еще не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела”);

- относительно - определенные: правовые нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности, и предоставляют правоприменительным органам решать дело с учетом конкретных обстоятельств (например, большинство санкций уголовного права устанавливают нижний и верхний предел наказания - статья 162 УК “Разбой” предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет);

- альтернативные: правовые нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или мер юридической ответственности за их нарушение (например, Закон о защите прав потребителей в пункте 1 статьи 17 предусматривает общие правовые последствия продажи товаров с недостатками, которые были оговорены продавцом. В соответствии с указанным пунктом потребитель, который приобрел товар с недостатками, вправе по своему выбору предъявить одно из следующих требований:

- безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков своими силами или третьим лицом;

- соразмерно уменьшить покупную цену;

- заменить на товар аналогичной марки;

- заменить на такой же товар другой марки;

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков).

 

5. Источники права.

Форма(источник) права - это объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.

Виды источников права:

1. Нормативно-правовые акты;

2. Судебный(административный) прецедент;

3. Правовой обычай;

4. Судебная и арбитражная практика;

5. Нормативный договор.

 

а) Нормативно-правовой акт - это официальный документ, содержащий юридические нормы, а также положения отменяющие или изменяющие действующие нормы.

 

Виды нормативно-правовых актов:

1. Законы - это нормативные юридические акты высшего государственного(представительного) органа или непосредственно народа, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные(изначальные) правовые нормы страны.

В зависимости от значимости мы можем классифицировать законы на:

- основные;

- обыкновенные.

Основные законы(конституционные):

а) Конституция - это основной источник права, регулирующий наиболее важное в сфере общественных отношений (основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательную систему).

- Конституция Российской Федерации;

- Конституции республик в составе РФ.

б) Федеральные конституционные законы - это такие законы, которые

во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (часть 1 статьи 108: предусматривается принятие 12 Федеральных Конституционных законов - изменение статуса субъекта РФ (ч.5 ст. 66), государственный герб, гимн и флаг РФ (ч.1 ст.70), режим военного положения (ч.3 ст.87), режим чрезвычайного положения (ст. 88), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (п. “д” ст.103), порядок деятельности Правительства РФ (ч.2 ст.114) и т.д.);

во-вторых, приняты квалифицированным большинством голосов, то есть не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.108);

в-третьих, не подлежат отклонению Президентом РФ, предусмотрено обязательное подписание в течении 14 дней и обнародование.

Обыкновенные законы:

а) Федеральные законы - это законы, принимаемые Государственной Думой РФ в обычном порядке (согласно статьям 104-107 Конституции РФ) и не требующих квалифицированного большинства голосов депутатов ГД, могут быть отклонены Президентом РФ и направлены на новое рассмотрение;

б) Уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения);

в) Законы, принимаемые в субъектах федерации (по вопросам совместного ведения с федерацией и по вопросам исключительного ведения субъекта федерации, принимаются представительными(законодательными) органами и не могут противоречить Конституции РФ и Федеральным законам).

2. Указы Президента РФ - это нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции РФ и законам РФ, обязательный для исполнения на всей территории РФ.

Особенности данного вида нормативно-правового акта:

- это не подзаконный акт (нет слов “издаются на основе законов”);

- регулирует отношения собственного и совместного с субъектами федерации ведения Российской Федерации;

- обладает более оперативным характером по сравнению с Федеральными Конституционными и Федеральными законами (например земельные отношения которые в полной мере не урегулированы устаревшим Земельным Кодексом);

- заполняет правовой вакуум (нет Федерального Конституционного закона о государственном гербе, гимне и флаге - данные вопросы урегулированы Указом президента РФ).

 

3. Иные правовые акты нормативного характера (исходя из анализа Конституции РФ):

- постановления(Обеих палат Федерального Собрания, Правительства, государственных комитетов и ведомств, краевой, областной, городской, районной администрации);

- распоряжения (Президента, Правительства, главы администрации);

- приказы, инструкции, указания и иные ведомственные акты;

- акты представительных органов местного самоуправления - решения;

- акты прямого народного волеизъявления - решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;

- признанные нормы международного права;

 

б) Судебный прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.

 

Каково значение и пределы действия правила прецедента (на примере Великобритании):

1. решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов;

2. решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов;

3. решения принятые Высоким судом правосудия, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда.

Следует заметить, что единственной частью предыдущего решения, которой следует следовать, является ratio desidenti (сущность решения). Это те правовые принципы, которые использует суд при решении дела. Все остальное сказанное судьей образует obiter dictum (попутно сказанное).

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить “определенность права”, а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.п.

Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. В этом состоит сущность так называемой деклараторной теории: общее право никогда не меняется, оно просто заново правильно излагается.

Из положения “закон может отменить прецедент” еще нельзя сделать вывод, что статут выше прецедента. В действительности закон и прецедент как формы права тесно переплетены. В уголовном праве, например, большинство преступлений предусмотрено законами, но есть и предусмотренные прецедентным правом (недонесение об измене, различные виды убийств). Совершение лицом преступления, предусмотренного законом или прецедентом, имеет одинаковые правовые последствия. Аналогичные положения имеются и в других отраслях права.

в) Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий и вошло в их привычку. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам.

Огромную роль играло обычное право в европейском средневековье, когда в V-XI веках именно обычаи, признаваемые королевскими и церковными судами, заменяли денежными возмещениями за вред, имевшие место ранее кровавые поединки, ритуальные испытания в виде доказательств виновности или невиновности - огнем, водой, а также многочисленные клятвы.

Обычай, который складывается ныне в административной практике и связан с установившимся спонтанно, самоорганизационно порядком работы с документом, его оформлением, называется деловым обычаем или деловым обыкновением. Порой оно оформляется нормативно-правовым актом, например инструкцией по делопроизводству.

Обычай, который получает молчаливое или специальное признание в международных, межгосударственных отношениях, также играет большую регулятивную роль, например дипломатический этикет.

г) Судебная и арбитражная практика - это такая деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения.

Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях Верховных Судов, инструкциях Высшего Арбитражного Суда и т.д. И в этих формах, когда в итоге складываются либо четкие правовые нормы, либо такие образования, как правоположения, которые могут перерасти в норму, судебная(арбитражная) практика становиться источником(формой) права.

д) Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов, которым государство придает общеобязательный характер.

- Международные договоры;

- Внутригосударственные договоры(Федеративный договор в РФ) и соглашения;

- Типовые договоры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: