E.A. Haritonova
Cand.Econ.Sci., Associate Professor at the Department of
«Economics and Management of the Organization»
Samara State Technical University, Samara
E-mail: hlena2002@yandex.ru
Discusses the state of the natural resource potential of the Samara region and its impact on the region's economy.
Keywords: esources, capacity, sustainable development, region, complex.
УДК 338.2
Антикризисные аспекты управления в энергетической политикЕ промышленных предприятий в сфере ресурсосбережения
М.В. Чебыкина
д.э.н., заведующая кафедрой «Коммерция и маркетинг»
Самарского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Самара
E-mail: chebyckina@gmail.com
В статье рассматривается специфика антикризисного управления в сфере электроэнергетики в системе региональной экономики, которая заключается в том, что для него характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования, требующие оперативных и радикальных мер.
Ключевые слова: антикризисное управление, энергетический кризис, энергетическая политика, энергетическая безопасность, экономическая инерционность, структура энергопотребления, ресурсосбережение.
В экономической литературе существуют различные подходы к определению понятия «антикризисное управление». Одни авторы считают [1,3,6,7], что антикризисное управление – это концепция стратегического управления и хозяйствования в условиях рынка, обеспечивающая ориентацию предприятий региона на предупреждение или скорейший выход из ситуации ухудшения экономических показателей бизнеса. Данная трактовка оставляет без внимания возможности предупреждения рисков и предотвращения их на ранней стадии возникновения, проведения мягких корректирующих мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию и вывести систему на траекторию устойчивого развития. Другие авторы [2,5,6,8] – определяют антикризисное управление как определенный необходимый момент в развитии системы, характеризующийся крайне высокими темпами в изменении самой системы или окружающей ее среды, как нарушение стабильного функционирования социально-экономической системы, как отклонение от имевших место индикаторов реализации стратегии, обострение противоречий между партнерами, утрату равновесия в одной или нескольких подсистемах, что может угрожать достижению целей или самому существованию системы.
|
По нашему мнению, второй подход к определению кризиса более правомерный, т.к. позволяет считать, что антикризисное управление – это не чрезвычайные единовременные меры, они носят перманентный характер. Оно всегда связано с радикальными изменениями всей деятельности, с новыми управленческими технологиями, сопровождается высокой степенью неопределенности и риска. Специфика антикризисного управления в сфере электроэнергетики в системе региональной экономики – как разновидности общего управления – заключается в том, что для него характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования, требующие, как правило, оперативных и радикальных мер.
Таким образом, антикризисная энергетическая политика рассматривается нами, прежде всего, как целенаправленное действие региональных властей по управлению территорией и как система мероприятий направленных на предотвращение негативных явлений в энергетическом комплексе. «Купирование» (локализация) серьезных осложнений возможно на основе анализа факторов и форм энергетического кризиса и выработки комплекса антикризисных мер, обеспечивающих энергетическую безопасность региона.
|
В своем вышепредставленном определении мы придерживались точки зрения Бараненко С.П., Шеметова Т.Т., Михайлова С.А., которые считают, что понятие «энергетический кризис» должно отражать такое положение в энергетическом комплексе региона, при котором последний не в состоянии удовлетворить спрос хотя бы на один из энергоресурсов за счет внутренних и внешних источников, в условиях сложившихся темпов экономического роста, численности населения, структуры энергопотребления, эффективности производства транспорта, использования энергоресурсов, резервных и инвестиционных возможностей.
Сочетание перечисленных факторов и условий, с одной стороны, определяет глубину и продолжительность кризисного состояния, а с другой – показывает возможные пути выхода из него. В частности, таковы поиск новых инвестиционных возможностей и источников энергоснабжения, изменение в структуре энергобаланса региона, повышение надежности и эффективности энергоснабжения потребителей [1,5,6,7].
Еще раз необходимо отметить, что энергетический комплекс, как часть экономики региона функционирует в определенной макросреде, параметры которой подвержены периодическим изменениям. В числе ключевых параметров Бараненко С.П., Шеметов Т.Т. выделяют действующую систему федерального управления энергетикой, структуру собственности, отраслевые сдвиги в экономике и темпы инфляции. Мы же считаем, что к ключевым параметрам, которые подвержены периодическим изменениям, необходимо отнести и экологию, учитывая, что одним из основных источников загрязнения окружающей среды является энергетика. В совокупности с внутри региональными резервами стабилизации энергохозяйства они формируют основу антикризисного курса, который должен быть выработан органами управления регионом.
|
Во многих литературных источниках отмечается, что энергетике присуще определенное свойство – высокая экономическая инерционность. Специфика данного свойства особенно прослеживается в значительном временном промежутке с момента изменения внешних условий развития до осознанной реакции на эти изменения непосредственно в энергетическом комплексе. Также медленно происходит накапливание кризисных явлений. Возникает необходимость в выявлении факторов (симптомов) предкризисного состояния энергетического комплекса и в выработке комплекса мероприятий, которые блокируют развитие нежелательных тенденций. Если такие действия своевременно не предпринимаются, то велика вероятность возрастания кризиса, что проявляется в росте количества наименований ресурсов, зачисляемых в категорию дефицитных, и потребителей, подвергаемых ограничениям по их использованию. Как следствие, происходит снижение темпов экономического роста, т.к. производственные потребители не успевают оперативно перестроить структуру энергопотребления.
Другая сторона специфичного свойства энергетики инерционности состоит в том, что, чем значительнее энергетический кризис и разнообразнее формы его проявления в регионе, тем длительнее срок, в течение которого энергетику можно стабилизировать. В таких случаях возможна кардинальная трансформация структур энергоносителей, применяемых в различных секторах народного хозяйства, где возможна их взаимозамена [1,5,7].
Энергетический кризис имеет различные формы проявления, вызванные определенными факторами. Традиционно выделяют внутренние и внешние факторы. Сразу определимся и берем за основу классическое определение фактора – частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию и действия менеджеров [8].
К внутренним факторам относят факторы, действие которых в наибольшей степени зависит от самой системы (региона, отрасти, организации). К ним чаще всего относят: цели и стратегию развития системы, состояние менеджмента системы, качество работ, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления и т.д.
Факторы внешние – это факторы, которые в меньшей степени или практически не поддаются воздействию менеджеров системы, т.к. формируются вне организации. К ним относят: наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, доходы покупателей, правительственную, финансовую и налоговую политику и т.д.
К внутренним факторам отрасли относят [1,4,8]:
1. Износ основных производственных фондов. Нарастающий физический износ производственного аппарата электроэнергетики является фактором воспроизводственной формы энергетического кризиса (уровень износа можно определить по доле основного оборудования, полностью выработавшего свой ресурс). Износ основных фондов в электроэнергетике, практически во всех регионах ПФО, превысил критическую величину, он отрицательно сказывается на надежности электроснабжения потребителей. Более 64% генерирующих мощностей электростанций округа отработали свыше 30 лет. При этом по оборудованию на ТЭС данный показатель составляет 71%, на ГЭС – 69,5%.Ввод генерирующих мощностей по сравнению с вводами 60-80-х годов прошлого столетия сократился в 5 раз. Доля электростанций, введенных после 2000 года, составляет менее 3%. Износ оборудования большинства электрических станций округа составляет 70-90%, а по отдельным видам оборудования (генераторы, трансформаторы) превышает 100%. Наибольший средний износ оборудования зафиксирован на электростанциях в Оренбургской области (95%). Аналогичные проблемы существуют и в распределительных электрических сетях. В регионах ПФО наибольший физический и моральный износ, достигающий 60-80% имеет оборудование, воздушные и кабельные линии в питающих сетях 6-10 кВ. Наибольший износ оборудования электрических распределительных сетей наблюдается, опять же, в Оренбургской области – 79%. Средний технический уровень оборудования в распределительных электрических сетях по многим позициям соответствует оборудованию, которое эксплуатировалось в ведущих странах мира 30 лет назад [1,4,6,7].
В течение последних 20 лет на техническое перевооружение, реконструкцию и строительство распределительных электрических сетей денежные средства в достаточном количестве не выделялись. Вследствие этого, по экспертным оценкам, более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери электроэнергии в электрических сетях на ее транспорт [1,8]. Однако, главное состоит в том, что повышенный износ и низкий коэффициент выбытия в отрасли со временем могут вызвать необходимость регламентировать потребление энергии и мощности, и приостанавливают процессы энергосбережения.
2. Структурная рассогласованность в развитии энергосистемы. Реструктуризация электроэнергетики и рыночные факторы развития энергосектора приводят к сосредоточению функций производства, передачи и распределения электроэнергии в разных энергокомпаниях. При этом качество их менеджмента и инвестиционные возможности могут существенно различаться. Если взаимодействие между этими организациями не налажено должным образом, то может возникнуть потеря управляемости в развитии энергосистем как единых технологических комплексов. Так, вводы мощностей на электростанциях и сооружение новых электрических сетей будут осуществляться рассогласовано. Так, во многих регионах, уже сейчас, пропускная способность городских распределительных сетей препятствует дальнейшему росту электрических нагрузок. В результате под угрозой оказывается обеспечение спроса на энергию и мощность у новых потребителей с соответствующими негативными последствиями для социально-экономического развития региона. Эта форма кризиса появляется в результате неэффективных решений в области реформирования отрасли и ее можно обозначить как организационная.
3. Разбалансированная структура энергопотребления. Структуру регионального энергобаланса оценивают: во-первых, с точки зрения ее соответствия обеспеченности региона отдельными энергоресурсами (т.е. через соотношение производства данного энергоносителя на территории региона и потребности в нем народного хозяйства); во-вторых, через анализ уровня электрификации производственного сектора и бытовой сферы (качественная оценка). Эти две оценки находятся во взаимосвязи. Так, чем меньше обеспеченность структуры баланса собственными качественными источниками топливоснабжения (природным газам), тем выше должен быть уровень электрификации, т.е. доля электроэнергии в структуре энергопотребления региона.
Разбалансированная структура энергопотребления региона является источником структурной формы кризиса в энергетическом комплексе. Она приводит к постоянным сбоям в надежности и качественных параметрах энергоснабжения, «размывает» перспективы экономического развития и повышения уровня жизни населения.
4. Загрязнение окружающей среды. Здесь важно подчеркнуть, что сокращения воздействия ТЭС, АЭС на окружающую среду можно добиться со значительными затратами средств. На практике для соответствия экологическим нормативам необходимо переводить оборудование на более дорогие виды топлива, закупаемые в других регионах. К тому же, необходимо отметить, что жесткие природоохранные нормативы не всегда технологически выполняются, т.к. отсутствует отечественное экологически чистое оборудование.
К внешним факторам, определяющим разнообразные формы энергетического кризиса, как правило, относят [1,3,5]:
1. Неплатежи потребителей за поставленные энергоносители. Неплатежи обуславливают острый дефицит оборотных средств энергетических компаний и проблемы с оплатой поставок топлива, проведением ремонтов энергооборудования, выплатами заработной платы. Данная финансовая форма кризиса оказывает негативное влияние на инвестиционные процессы в энергетическом секторе и значительно снижает участие внешних инвесторов.
2. Инфляция. Инфляционные процессы обуславливают инвестиционную форму кризиса. Здесь необходимо отметить, что решение проблемы инвестиций за счет повышения тарифов может привести к тому, что электроемкие предприятия, у которых спрос на продукцию значительно зависит от цен, из-за резкого повышения энергетических издержек будут вынуждены идти на сокращение объемов производства.
3. Спад производства в промышленности. Данная форма является сильнейшим внешним фактором инвестиционного, финансового кризисов в региональном энергетическом комплексе, которые, в конечном счете, проявляются в масштабах страны и без принятия чрезвычайных мер, могут модифицироваться во внешне экономическую форму кризиса. Правомерный курс на модернизацию электроэнергетики также осложняется недостаточностью финансовых средств. При этом существующие источники финансирования (инвестиционная составляющая в тарифе, амортизация) не позволяют решить данную проблему. Так, к примеру, по приблизительным оценкам, от минимально необходимой суммы, которая позволит остановить процесс старения оборудования, в тарифные ставки включаются 10-25% [5,7].
4. Структурная перестройка народного хозяйства. Данная форма, с учетом снижения доли энергоемких производств может вызвать относительное уменьшение спроса на энергетические ресурсы, в частности на электроэнергию. Изменятся и режимы электропотребления, конфигурация суточного и сезонного графиков электрической нагрузки региона. Если все это будет происходить на фоне гиперинфляции и общим спадом производства в стране и регионе, то возникнут проблемы с формированием оборотных средств энергокомпаний, т.е. энергетический сектор войдет в полосу финансового, инвестиционного, и как следствие, внешне - экономического кризисов.
Но пока в настоящий период времени, острой проблемой остается недостаточная пропускная способность и низкие темпы развития электросетей. Данная проблема самым непосредственным образом влияет на процессы, происходящие в структурном реформировании народного хозяйства, когда проявляются формы децентрализации многих экономических систем. Так, в связи с отставанием темпов электросетевого строительства, в условиях роста электропотребления, во многих региональных энергосистемах имеются узлы, не обеспечивающие необходимый уровень надежности электроснабжения потребителей (будь то население, или предприятие), особенно в ремонтных и послеаварийных режимах. В таблице 1 мы приводим расширенную информацию о наличии проблемных участков (узких мест) в энергосистемах Оренбургского и Самарского регионов и мероприятия по их устранению.
В энергетике предприятий исследуемых регионов уровни финансового и инвестиционного кризисов можно оценить количественно. Серьезность финансового кризиса правомерно определять исходя из дефицита оборотных средств энергокомпании и наличия источников его финансирования. Инвестиционный кризис, его наличие, можно установить при помощи соотношения между реально возможными и необходимыми объемами капиталовложений для обеспечения простого и расширенного воспроизводства фондов. В таблице 2 нами, на основе рассмотренных факторов и форм энергетического кризиса, представлен и комплекс антикризисных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности. И так, выделенные внутренние и внешние факторы формирования отдельных форм кризиса в энергокомпаниях региона классифицированы так, что возможно определить факт и уровень кризиса, и как следующий поэтапный процесс действий менеджеров, установить цели, приоритеты и средства осуществления антикризисной политики.
Принципиальное значение в период кризисных ситуаций имеет целенаправленная работа федеральных и региональных властей по принятию и реализации согласованной нормативно-правовой базы в сфере ресурсосбережения.
Таблица 1