Содержание дисциплины
Таблица 1.3
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины* | Содержание |
Р1 | Стиль, направление, течение, школа и традиция как предмет истории искусств | Определения понятий «стиль», «направление», «течение», «школа», «традиция» и «канон», взаимосвязанность их развития и форматы существования в рамках истории искусств |
Р2 | Искусство Древнего Мира: традиция, школа, стиль | Традиция и причины периодов реформаций и упадка в искусстве Древнего Мира (Древний Египет, Древнее Междуречье, Древняя Греция, Древний Рим); основные стилистические закономерности в развитии отдельных видов искусств древних цивилизаций. |
Р3 | Средневековое искусство стран Европы: от канона к стилю | Западная Европа: политические, экономические и религиозные факторы стилистического развития искусства стран Европы; романский стиль и готика – особенности формирования и взаимоотношения с традицией; формирование системы художественных мастерских. Россия: взаимосвязь древнерусского искусства с европейской и византийской традицией, формирование иконописных школ, развитие художественного языка |
Р4 | Проблема традиции, школы и стиля в древнем и средневековом искусстве стран Востока | Искусство Востока и проблема стиля; взаимоотношения «Учитель – ученик» в процессе формирования художественной традиции; понятия «традиция», «школа», «стиль» в отношении развития религиозного искусства; периоды консервации и реформации искусства в искусстве Индии, Китая и Японии. |
Р5 | Европейский Ренессанс: роль личности в развитии искусств | Титаны эпохи Возрождения, линии преемственности и переломы в подходе к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; формирование академической линии развития изобразительного искусства; реминисцирующие тенденции в искусстве эпохи Ренессанса, классическая традиция и эпоха Возрождения |
Р6 | Искусство Нового времени – эпоха «больших» стилей | История и взаимосвязь основных стилей европейского искусства XVII – первой трети XX века – классицизм, барокко, рококо, историзм, модерн, ар деко; национальные особенности развития «больших» стилей; стилевые направления и ответвления. |
P8 | Исторические и экзотические реминисценции в искусстве стран Европы и Востока в XVIII – начале XX века | Великие географические открытия, развитие археологии и истории, дипломатические и культурные связи стран Европы со странами Востока и Африки; неостили и экзотические направления в рамках «больших» стилей |
P9 | XX – начало XXI века: векторы развития художественного языка | Модернизм как новая форма художественного мышления; основные направления и течения в искусстве последней трети XIX – XX столетия; постмодернизм как реакция и как итог развития европейского искусства Нового и Новейшего времени, течения и направления. |
1.4. Программа дисциплины реализуется на государственном языке Российской Федерации
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫЯЗЫКИ, НАПРАВЛЕНИЯ, СТИЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Электронные ресурсы (издания)
- Авдеева В. В. Зарубежное искусство ХХ века: Архитектура: учебное пособие / В. В. Авдеева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. — 112 с. https://elar.urfu.ru/handle/10995/43630
- Галеева Т. А. Современное искусство Екатеринбурга: учебно-методическое пособие: Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособия по майнору «Современное искусство Екатеринбурга» для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в областях «Математические и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Науки об обществе», «Гуманитарные науки» / Т. А. Галеева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. — 76 с. https://elar.urfu.ru/handle/10995/58596
- Галеева Т. А. Учебно-методический комплекс дисциплины "Художественные практики XX века как школа толерантности" [Электронный ресурс] / Т. А. Галеева, А. Ю. Прудникова; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, ИОНЦ "Толерантность, права человека и предотвращение конфликтов, социальная интеграция людей с ограниченными возможностями" [и др.]. — Электрон. дан. (3,07 Мб). — Екатеринбург: [б. и.], 2008. https://elar.urfu.ru/handle/10995/1686
- Деменова В. В. Искусство Азии: Китай и Япония: учебно-методическое пособие: Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 50.03.03 «История искусств» / В. В. Деменова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. — 60 с. https://elar.urfu.ru/handle/10995/52399
- Деменова В. В. Искусство Индии: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 50.03.03 «История искусств» / В. В. Деменова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. — 116 с. https://elar.urfu.ru/handle/10995/43908
Печатные издания
- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 396, [3] с.
- Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. В 3 т.— СПб. 1996–1998. Ваша “библия”!
- Давидич Т.Ф. Стиль как язык архитектуры / Т. Ф. Давидич.— 2-е изд., испр. и доп. — Харьков: Гуманитарный центр, 2014.— 423 с.
- Даниэль С.М. Европейский классицизм: Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. — СПб: Азбука-классика, 2006.— 302 с.
- Даниэль С.М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 330, [3] с.
- Даниэль С. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. — СПб.: Искусство - СПБ, 2002.— 304 с.
- Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / М. Ю. Герман.— СПб.: Азбука-классика, 2003.— 480 с.
- Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. — СПб.: Азбука, 2000.— 383 с.
- Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сборник статей / АН СССР Ин-т Востоковедения; МК СССР Ин-т истории искусств; [отв. ред. И. Ф. Муриан; худож. А. Г. Кобрин].— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1973.— 256 с.
- Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство.— СПб.: Азбука-классика, 2008.— 460, [3] с.
- Раздольская В.И.. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм.— СПб.: Азбука-классика, 2009.— 368 с.
- Сарабьянов Д.В.. Модерн. История стиля. — М.: Галарт, 2001.— 344 с.
- Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. — СПб.: Азбука-классика, 2003.— 504 с.
- Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия. — СПб.: Азбука-классика, 2009.— 636, [3] с.
- Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. — СПб.: Азбука-классика, 2004.— 440 с.
- Всеобщая история искусств. В 6 т. 1956–1966 (еще одна “библия”)