Рынка капитала, рынка земли)




Рынки экономических ресурсов в Российкой Федерации

Анализ российских рынков экономических ресурсов (рынка труда,

рынка капитала, рынка земли)

Анализ российского рынка труда. Труд является основным источни-ком доходов экономически активной части населения.

В России к трудовым ресурсам относятся в трудоспособном возрасте мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 54 лет, а также работающие пенсионеры. Несмотря на тяжелое состояние отечественного рынка тру-да, в 2016 в нем наметилась положительная динамика: во многих регио-нах стали чаще появляться свежие вакансии от прямых работодателей.

«По данным Росстата, численность экономически активного населе-ния в ноябре 2016 года составила 76,7 млн. человек или 52% от общей численности населения страны. Уровень безработицы составил 5,5% - чуть больше 4 миллионов человек» [19].

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, ст. 133 от 30 декабря 2001 г., (ред. от 03.07.2016) 1минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Применяемая в первом полугодии 2017 года величина МРОТ составляет 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда") 2 [4, 6].

Субъектам РФ предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий «минимальную заработную плату».

Номинальная заработная плата в России за 2016 г. составила - 36, 7 тыс. руб. в среднем на 1 работника в месяц [27, с.7].

Граждане России, вставшие на учет Центре занятости населения (ЦЗН), могут рассчитывать на выплаты со стороны государства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 N 1326 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год" 3 установлена минимальная вели-чина пособия по безработице – 850 рублей, а максимальная величина – 4900 рублей [8].

В Российской Федерации можно выделить следующие особенности развития рынка труда:

1.Высокий уровень скрытой безработицы.

_____________

1 Российская газета, 2001, № 256.

2 Российская газета, 2016, № 121.

3 Российская газета, 16 декабря 2016, № 7154 (286).

 

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики -

значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации.

Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем числен-ность занятых; существовавший ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная простоями предприятий (не-полный рабочий день, неделя; вынужденные отпуска).

6. Территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различа-ется уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах (степень деловой активности, навыки самостоятельного хозяй-ствования на земле).

7. Низкий уровень пособий по безработице.

8. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. Наиболее распространенные ее формы – самозанятость населения, различные приработки, которые не регист-рируются - уличная торговля, услуги населению по строительству, ре-монту, пошиву, репетиторство. Причем большинство совмещает легаль-ные и теневые формы занятости, обеспечивая себе приемлемый уровень благосостояния.

9. Различия между официально регистрируемой численностью и

общей численностью безработных.

10. «Имеется уже сложившийся сегмент рынка труда (торгово посред-ническая и финансово-банковская сферы), характеризующийся высоким уровнем монополизации, высоким уровнем заработной платы и высо-кими требованиями к квалификации работников»1. Занятым в традици-онном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

11. В трудовую деятельность вовлечено лишь 25 % инвалидов 2.

Так как безработица это последствия экономических упадков, то она может служить показателем социально-экономического состояния в ____________

1 Гребенюк Т.А, Бусоедов И.А. Рынок труда в России // Молодой ученый, 2016. № 12. С. 1215.

2 Вести «Россия 24», март 2017.

стране. Главным инициатором по уменьшению негативного влияния безработицы на экономику страны является государство.

Правительством проводятся мероприятия по снижению напряжен-ности на рынке труда. Так в 2016 году участниками мероприятий реги-ональных программ, в основном, стали работники крупнейших предп-риятий, имеющих значение как для экономики региона, так и в целом для отрасли (транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, автомобильная промышленность, легкая промышлен-ность).

По состоянию на 1 декабря 2016 года в реализации мероприятий принимали участие 126 214 человек или 128,7% от запланированной численности, в том числе:

* опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых

на постоянную работу уволенных из иных организаций и безработных граждан - проходили 25 336 человек.

* трудоустроены 7209 работников из числа уволенных из иных органи-заций и выпускников профессиональных образовательных организаций;

* во временных работах заняты 92 541 работник, находящихся под риском увольнения;

* оказано содействие в трудоустройстве 721 инвалиду с привлечением 427 наставников.

Размер субсидий из федерального бюджета составил 2,3 млрд рублей [19].

Важным фактором эффективного использования трудовых ресурсов является повышение внутренней трудовой мобильности населения (перемещение работников на новые трудовые места). В 2015 году начата реализация проектов по стимулированию работодателей к привлечению работников из других регионов [19].

Создан портал «Работа в России». В общероссийской базе вакансий представлены различные предложения о трудоустройстве как для высо-коквалифицированных специалистов и руководителей, так и для работ-ников без опыта, а также представлен раздел «Работа для инвалидов».

Работодатели стали активнее открывать вакансии в сфере сельского хозяйства. Также новые рабочие места появились в медицинских учреж-

дениях, организациях, занимающихся развитием и внедрением инфор-мационных технологий.

Без особых проблем найти работу в России могут инженеры и рабочие. Испытывая дефицит этих специалистов, предприятия открывают мно-гочисленные учебные центры и сотрудничают с вузами.

 

В 2016 году в России значительно увеличилось число сотрудников компаний, работающих удаленно. Это помогает работодателю привлечь квалифицированного работника из другого региона, сэкономить на аренде офиса и оборудовании [22].

Выпускники средних и высших учебных заведений относятся к кате-гории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспе-чению рабочими местами, так как в основном они не имеют достаточных навыков и квалификации и не готовы к жёсткой конкуренции на совре-менном рынке труда.

 

Анализ российского рынка капитала. Российскому государству необходим развитый рынок капитала, предоставляющий возможность финансировать частный сектор экономики.

Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает ведущее место в мире по доле жилья, находящегося в частной собственности. У многих россиян имеются значительные сбережения. Однако в России существует пробле-ма развития рынка капитала.

Политическая и экономическая нестабильность приучили россиян заботиться о завтрашнем дне, но не более того. Инвестиции, способные принести пользу экономике страны, рассматриваются, как рискованные. В результате этого миллиарды долларов, находятся в домах россиян или на счетах иностранных банков.

Сложная и несправедливая налоговая система, учетная система и бю-рократия создают у фирм нежелание к раскрытию любой информации о себе. Недостаточная прозрачность усиливает коррупцию, которая может быть легко замаскирована.

Негативное влияние на рынок капитала оказывает слабое принуждение к исполнению законов и произвольное их применение. Это объясняется огрехами законотворчества, недостатком ответственности, а также слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов [10, с. 195].

В российской экономике большинство действующих фирм не имеет собственных средств для дальнейшего развития. Им необходимо прив-

лечение средств со стороны. Но недостаточное развитие действующих отечественных рынков капитала и неспособность мобилизовать сбере-

жения физических и юридических лиц не позволяют этим фирмам начать эффективно работать, выплачивая высокие налоги и испытывая на себе произвол властей. Для этого необходима справедливая система налогообложения.

 

Организации, имеющие сбережения, не будут участвовать в финан-сировании предприятий, если они сочтут, что могут стать жертвами произвола или тяжелого налогового бремени. Для этого необходима за-щита прав инвесторов, а также предоставление им определенных нало-говых льгот.

Отсутствие денежных средств в обороте является своего рода характеристикой ситуации в стране, а также негативно сказывается на рынке капитала и на экономике в целом. Так, значительный отток денежных средств был зафиксирован в 2008 г. (мировой экономический кризис) и в 2014 г. (введение санкций западных стран). Именно в это время экономика переживала не лучшие периоды. «Максимумы оттока капитала – 122 и 170 млрд. долларов в 2008 и 2014 годах соответственно»1.

В свою очередь, уменьшенный отток капитала из России в 2017 году - 25 млрд. долларов по прогнозу Минэкономразвития России [18, c. 4] поспособствует улучшению экономической ситуации в стране: стабилизация курса рубля, увеличение притока денег в бюджет за счет уплаты налогов, увеличение объемов производства и снижение инфляции, в конечном счете, повысят доверие к финансовой системе и Государству.

Накопленные на рынке капиталов свободные средства должны прив-лекаться для собственного развития российских предприятий, чтобы способствовать скорейшему оздоровлению экономики России.

Финансовым ресурсом восстановления инвестиционной активности послужил рост прибыли организаций в условиях стабилизации оттока капитала. По прогнозам Минэкономразвития России среднегодовой прирост инвестиций в 2017 - 2019 годах составит 2,9% в год при опережающем росте инвестиций отраслей инфраструктурного сектора и частных инвестиций [18, c.5].

По данным Росстата 2015 года:

*инвестиции в основной капитал (строительство и реконструкция объектов, приобретение оборудования, транспорта, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, на формирование племенного стада и т.д.) составили - 14 556 млрд. руб.

* финансовые вложения (ценные бумаги, вклады в уставные капита-лы других организаций, депозитные вклады в кредитные организации и др.) составили 127 113 606 млн. руб. [21, c. 443-445].

Прямые вложения зарубежных инвесторов в экономику России в 2016

__________

1 Сорокин Д. Ю. Выбор направления вложения инвестиционных средств на основе сравнения кризисов 2008 и 2014 годов // Молодой ученый, 2015. № 10.2. С. 86.

 

 

году возросли на 62% по сравнению с 2015 годом и составили 19 млрд. долларов [26].

Граждане и организации, имеющие средства и доверяющие финан-совой системе станут вкладывать деньги через институты долгосрочного инвестирования, которые в свою очередь смогут снизить проблему бюд-жетного дефицита, приобретая государственные ценные бумаги.

Например, в 2017 году началась продажа/покупка облигаций феде-рального займа (ОФЗ) для населения страны с более высокими процент-ными ставками, чем депозитные вклады, чтобы дать гражданам новый инструмент для сбережений.

Деньги не могут эффективно и надежно работать если в России не будет действующих рынков капитала.

 

Анализ российского рынка земли. В России быстрыми темпами развивается рынок земли. Он представляет собой сферу вложения денежных средств в объекты недвижимости и систему экономических отношений, которые возникают при операциях с земельными участками.

Такие отношения возникают при купле-продаже любой земли, недви-жимости, ипотеке, сдаче объектов в аренду, дарения, залога, наследова-ния и т. д.

Операции на рынке земли, как правило, носят инвестиционный хара-ктер, т. к. осуществляются с целью получения дохода или приобретения материальных ценностей. Рынок земли — это система перераспределе-ния земельных участков между собственниками и пользователями на ос-нове конкурентного спроса и предложения.

Конституция Российской Федерации 1993 года, ст. 36 (с изменениями на 2017 г.) дает собственнику земельного участка право свободного распоряжения им, если это не наносит ущерба окружающей среде и не затрагивает интересов других лиц [1].

В России признаны основные формы земельной собственности: част-ная, государственная и муниципальная. Но наибольшим собственником российских земель является государство в лице региональных и муни-ципальных администраций.

Для регулирования земельных отношений разработан и принят Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ 1, (ред. от 03.07.2016), главной целью которого было заложить основу рынка земли и объединить многочисленные нормативные акты в этой области в единый документ.

___________

1 Российская газета, 2001, № 211-212.

 

В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ, ст. 37, 572, 118111 (с изменениями на 2017 г.), ЗК РФ, ст. 22, ряд федеральных нормативных правовых актов и аналогичных актов субъектов Федерации устанавливают право собственности физических и юридических лиц на

землю, дающее возможность сделок с земельными участками [2, 3].

Россия — крупнейший в мире обладатель земельных ресурсов. Земельный фонд РФ составляет 1 712,5 млн. га [20, c. 8]. «В России нахо-дится 8,9% мировой пашни»2. Однако, эти ресурсы, являясь националь-ным богатством страны, используется не достаточно эффективно.

В ходе земельной реформы, начатой в России в 1990-х годах сущест-венно преобразилась структура земельного фонда страны, изменения которой приведены в таблице [16, с. 9; 20, c. 8].

Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Как видно из таблицы (сравнение с 1990 г.) значительно претерпели изменение в сторону уменьшения земли сельскохозяйственного назна--чения. Сокращение этих земель происходит из-за перевода их в другие категории. Однако, значительно увеличились земли населенных пунк-тов. Наибольшую площадь насчитывают земли лесного фонда. Значи-тельно увеличились земли водного фонда, земли особо охраняемых природных территорий. Наименьшим изменениям подверглись земли промышленности и иного специального назначения.

Несмотря на малый удельный вес земель населенных пунктов, про-мышленности в структуре земель России, именно они обладают макси-мальной рыночной стоимостью.

На 1 января 2016 года в частной собственности находилось 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 6,7% (115.3 млн. га), в собственности юридических лиц находилось 1,1% (18,1 млн. га).

Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1579,1 млн. га, или 92,2% от площади земель-

___________

1 Российская газета, 1994, № 238-239.

2 Липски С. А. Земельные ресурсы как ключевой фактор обеспечения продовольственной безопасности // Московский экономический журнал, 2016. № 4. С.6.

ного фонда страны [20, c. 42].

На долю земель сельскохозяйственного назначения (в частной собст-венности) приходилось 96,2% (128,4 млн. га) [ 20, c.52].

В 2015 году земли крестьянских (фермерских) хозяйств состояли из зе-мельных участков, находящихся на 40,1% в собственности этих хозяйств, и земельных участков, находящихся в государственной и муниципаль-ной собственности 59,9% (из них: в аренде 51,7%, в пользовании 2,7%, в пожизненном наследуемом владении 5,5% [20, c.67]. Так на 1 января 2016 года в России насчитывалось 261,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, общая площадь которых составила 18,1 млн. га [ 20, c.66].

Из всех земель населенных пунктов (20,3 млн. га) в собственности граждан находилось 4,1 млн. га, в собственности юридических лиц – 0,6 млн. га, в государственной и муниципальной собственности - 15,6 млн. га [20, c.53].

В настоящее время, наиболее распространенной формой земельных отношений в России является предоставление земли в аренду, в основном государственной и муниципальной. Аренда является единственным механизмом, который способствует обороту земли. Цены на аренду государственных земель были созданы постепенно, по мере вовлечения земли в рыночный оборот.

В 2015 году отмечался значительный рост площадей (на 380,4 тыс. га), арендуемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собствен-ности. Средняя площадь земель, приходящаяся на одно крестьянское (фермерское) хозяйство, составила в 2015 году более 69 га. [20, c. 66].

Активный рыночный оборот земли происходит вокруг больших насе-ленных пунктов и на прилегающих к ним территориях, где земля вост-ребована под организацию индивидуального жилищного строительства и размещение объектов производства и торговли. «Оборот земельного рынка выражается отношением общей земельной площади сделок на рынках (аренды, купли-продажи, залога, наследования, дарения и т.д.) в общему объему земли в определенной форме собственности»1 .

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 cт. 39.3 ЗК РФ «Случаи продажи земельных участков, находящихся в

государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов».

____________

1 Барсукова Г.Н. Теоретические аспекты формирования земельного рынка // Научный журнал Кубанского ГАУ, 2016. № 115. С.2.

Если размеры арендной платы и цены продажи государственных и му-

ниципальных земель во многом определяются кадастровой стоимостью

земель, ценностью территории, то цена сделки с земельными участками

юридических и физических лиц в большей степени формируется под

воздействием рыночных цен.

В течение 2015 года более 132,2 тыс. граждан приобрели земельные участки для индивидуального жилищного строительства на площади 22,7 тыс. га. На 1 января 2016 года в субъектах Российской Федерации находилось на рассмотрении 80,6 тыс. заявок на получение земельных участков для строительства индивидуального жилья [20, c.75-76].

Происходят отказы от земельных участков малыми хозяйствами в

связи с высокими затратами на производство сельскохозяйственной продукции и отсутствием средств для поддержания производства.

К принудительному изъятию земельных участков приводит системати-ческое нарушение крестьянскими (фермерскими) хозяйствами норм зе-мельного законодательства. [20, c. 66].

Причиной проблемного состояния рынка земли в России выступают большие затраты на освоение земли, недостаточность инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли, нераз-витость производственной инфраструктуры в сельской местности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: